Конспект занятия "Звук [о], буква О"
методическая разработка по логопедии
Конспект занятия в группе дошкольного возраста 5-6 лет с фонетическим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_gruppe_doshkolnogo_vozrasta_5-6_let_zvuz_o_bukva_o.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в группе дошкольного возраста 5-6 лет
с фонетическим недоразвитием речи
Тема: «Звук [о], буква О»
Цель: закреплять правильное произношение звука [о], познакомить с буквой О.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить произношение звука [о];
- научить определять позицию звука в слове;
- учить выделять звук [о] из состава слогов, слов и предложений;
- учить детей изменению силы и высоты голоса.
Развивающие:
- формировать и расширять пассивный и активный словарь;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Воспитательные:
- воспитывать навык самоконтроля за собственной речью и положительную мотивацию на занятии.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно ориентированные технологии;
- игровые технологии;
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинка буквы О, картинка замка, картинки слов, пеналы с кружочками, бумажные мышки и прищепки (для определения позиции в слове), схемы для построения предложения.
Речевой материал: слоги, слова, предложения со звуком [о] и буквой О.
План занятия:
- Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
2. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
3. Работа с зеркалом.
4. Характеристика звука [о].
5. Развитие фонематического слуха (Игра «Чуткие ушки»).
6. Звуковой анализ в слогах.
7. Дыхательное упражнение.
8. Физкультминутка.
9. Упражнение на определение позиции звука в слове.
10. Знакомство с буквой О.
11. Автоматизация звука [о] в предложении.
3. Рефлексия
Ход занятия:
- Вводная часть
- Организационный момент
- «Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить».
- Актуализация знаний.
- Ребята, а давайте с вами вспомним, с каким звуком и буквой вы знакомились на прошлом занятии?
- Правильно, со звуком [а] и буквой А.
- Давайте с вами пропоём звук [а].
- Молодцы!
- Основная часть
1. Сообщение темы занятия
- Ребята, послушайте стихотворение. Подумайте, о каком времени года говорится в стихотворении?
«Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края».
- Правильно, об осени (демонстрация осенней картинки).
- Какой первый звук в слове осень?
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [о].
2. Акустико-артикуляционный образ звука
- А сейчас давайте произнесём звук [о] беззвучно, просто губками.
- А теперь шёпотом.
- Тихо, громко.
- А теперь наоборот, сначала громко, потом тихо, шёпотом, беззвучная артикуляция.
- Молодцы!
3. Работа с индивидуальными зеркалами
- Возьмите зеркала. Сейчас мы произнесём звук [о] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (в виде бублика).
- А как лежит язычок во рту? (язык лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
- Хорошо, молодцы!
- А теперь представьте, что вы увидели гриб большой, красивый, удивились и произнесли: «О!» (картинка гриба).
- А если пошёл мокрый холодный дождь? (картинка осеннего дождя).
(показать мимикой и при помощи губ в зеркала).
4. Характеристика звука [а]
- Ребята, а звук [о] у нас какой?
- Звук [о] – гласный, поэтому он живёт в красном замке. (картинка красного замка, картинка-символ «Болеет мальчик»).
5. Развитие фонематического слуха (Игра «Чуткие ушки»)
- Сейчас я вам буду произносить звуки, а вы должны будете повторить их.
- а-о-у;
- у-а-о;
- о-у-а;
- о-о-а;
- у-у-о;
- а-о-а.
- Молодцы! Чуткие ушки у вас.
6. Звуковой анализ в слогах (работа с пеналами и фигурками из кружочков)
- Посмотрите, ребята, к вам пришла Белочка, и она очень шустрая, прыгает по деревьям, осенью запасается едой на зиму.
- И сегодня Белочка захотела с вами поиграть. Слушайте её внимательно.
- «Оа».
- Выложите столько кружочков, сколько Белочка сказала звуков.
- Сколько всего Белочка сказала звуков?
- Какой первый был звук?
- А какой второй был звук?
- Сложите кружочки в пенал.
- Слушаем дальше белочку.
- «Уо».
- Выложите столько кружочков, сколько Белочка сказала звуков.
- Сколько всего звуков сказала Белочка?
- Какой первый был звук?
- Какой второй?
- А теперь уберите звук [у].
- Уберите звук [о].
- А теперь послушайте Белочка говорит: «Оау!»
- Выложите столько кружочков, сколько вы услышали звуков.
- Сколько вы услышали звуков?
- Какой первый был звук?
- Какой второй?
- Уберите звук [о].
- Молодцы!
7. Дыхательное упражнение (дерево с листочками)
- Ребята, посмотрите какое дерево для вас приготовила осень, с разноцветными листочками.
- И вдруг ветерок осенний холодный подул на листочки, и они зашелестели.
- А давайте и мы с вами вместе подуем на листочки и услышим, как они шелестят.
8. Физкультминутка
Подвижная игра с мячом «Один-много»
- Ребята, осень хочет, чтобы мы с вами поиграли в игру «Один-много» с мячиком.
- Я вам буду называть много, а вы одно.
- Вёдра-ведро;
- Кольца-кольцо;
- Перья-перо;
- Окна-окно;
- Письма-письмо;
- Колёса-колесо.
- А слово пальто – это упрямое слово. И много пальто, и одно пальто, всё равно будет пальто.
9. Упражнение на определение позиции звука [о] в слове (работа с мышками и прищепками)
- Ребята, а посмотрите, что ещё нам приготовила осень. (картинки)
- Сейчас я вам буду называть слова со звуком [а], а вы должны будете определить, где стоит звук [а] в начале, в середине или в конце.
Слова: осень, дом, пальто. (картинки).
10. Знакомство с буквой О
- Ребята, со звуком [о] мы познакомились, но вместе со звуком к нам в гости пришла и буква О.
- Звук мы с вами говорим и слышим, а букву видим и пишем.
«В этой букве нет угла
От того она кругла.
До того она кругла. Покатиться бы могла».
- Ребята, осень вам принесла конвертики с фасолью. Давайте выложим букву “О” из фасолинок.
- Молодцы! Какие чудесные буквы у вас получились!
11. Автоматизация звука [о] в предложении (работа со схемами)
- Ребята, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите?
- Какая пора года на ней изображена?
- Какое предложение можно придумать по этой картинке?
Предложение: «Осенью люди собирают урожай».
- Сколько слов в нашем предложении?
- Теперь возьмите схемы и выложите предложение.
- Не забывайте, что первое слово с большой буквы, а в конце предложения мы ставим точку.
- Молодцы!
- Уберите слово осенью.
- Уберите слово люди.
- А теперь уберите слово урожай.
- И какое слово у нас осталось?
- Молодцы!
- Рефлексия
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Кто сегодня к вам приходил в гости?
- А в каком замке живёт звук О?
- Молодцы, ребята. Все сегодня хорошо работали на занятии, и поэтому осень решила подарить вам свои подарки – каштаны (дети достают каштаны из мешочка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...