Формирование речевого дыхания на логопедической ритмике
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33, а, тел. (341) 5- 25-56ИНН/КПП 5445116506/544501001
Формирование речевого дыхания на логопедической ритмике
Подготовила:
учитель – логопед
первой квалификационной категории
Автушенко Полина Андреевна
г. Бердск
Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания. Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки (ритма) и движения.
Всем известно, что развитие речи детей дошкольного возраста тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.
Одним из направлений логопедической ритмики является формирование правильного речевого дыхания.
Что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать?
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох — источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Правильному речевому дыханию детей можно обучить, выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Использование игровых приёмов и упражнений так же способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение следующих условий:
‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении;
‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;
‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
‒ выдох должен быть длительным, плавным;
‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки;
‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;
‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; ‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению;
— занятия проводить ежедневно.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.
Для развития дыхания ребенка используются разнообразные дыхательные игры.
- «Фруктовые воротики». Ребенку предлагается подуть на вату, направив её в «открытый» рот ягодки или фрукта. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
- «Снежок». Разделите вату, лист бумаги на небольшие кусочки, положите их на стол, превратив его в сугроб. Ребёнок предстаёт в роли ветерка, которые раздувает снежок. При выполнении задания губки малыша должны быть округлёнными и вытянутыми вперёд. Следите, чтобы он не надувал щёки.
- «Морские гонки». Сделайте бумажные кораблики или приготовьте пластиковые оболочки от «киндер-сюрпризов». Также вам понадобится тазик с водой. Предложите ребёнку дуть на эти кораблики, стараясь довести их до противоположного «берега». Добавьте соревновательный момент, поспорив, чьё судёнышко уплывёт дальше.
- «Забей гол». Постройте из деталей ЛЕГО футбольные ворота, мячиком может выступить лёгкий шар от пинг-понга. Ребёнку, выполняющему роль футболиста, нужно так дуть на шарик, чтобы тот оказался в воротах. Вы можете также поучаствовать в игре в роли «вратаря».
- «Буль-буль». Вам понадобятся 2 пластиковых прозрачных стакана. В первый нужно налить воду до краёв, во второй – до половины. Ребёнок берёт коктейльную трубочку и в полном стакане дует слабо, чтобы вода не пролилась, а в другом дует в полную силу.
- «Спортивные карандашики». На столешницу кладут 2 карандаша круглого сечения и разного оттенка. Малыш должен опередить вас на финише, дуя на карандашик в меру своих возможностей. Дуть нужно по очереди.
- «Мяч» Вокруг круглого стола встают четыре или два игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.
Так же для развития плавного выдоха можно дуть мыльные пузыри, использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; различные духовые музыкальные инструменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология формирования речевого дыхания в логопедической работе
В статье описаны этапы работы по формированию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Приемы логопедической работы по формированию речевого дыхания
Приемы логопедической работы по формированию речевого дыхания...
Формирование речевого дыхания у детей с ТНР, как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Материал предназначен для родителей и воспитателей....
Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
Формирование речевого дыхания на логопедических занятиях
Консультация логопеда...