Формирование речевого дыхания на логопедической ритмике
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Автушенко Полина Андреевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechevogo_dyhaniya.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 27  «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33, а, тел. (341) 5- 25-56ИНН/КПП 5445116506/544501001

detsadrodnichok

Формирование речевого дыхания на логопедической ритмике

Подготовила:

учитель – логопед

первой квалификационной категории

 Автушенко Полина Андреевна

г. Бердск

Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.

Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания. Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки (ритма) и движения.

Всем известно, что развитие речи детей дошкольного возраста тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.

Одним из направлений логопедической ритмики является формирование правильного речевого дыхания.

Что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать?

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох — источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Правильному речевому дыханию детей можно обучить, выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Использование игровых приёмов и упражнений так же способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение следующих условий:

 ‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении;

 ‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;

 ‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; 

‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

 ‒ выдох должен быть длительным, плавным;

 ‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки;

 ‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;

 ‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; ‒ достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению;

— занятия проводить ежедневно.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. 

         Для развития дыхания ребенка используются разнообразные дыхательные игры.  

  1.  «Фруктовые воротики». Ребенку предлагается подуть на вату, направив её в «открытый» рот ягодки или фрукта. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
  2. «Снежок». Разделите вату, лист бумаги на небольшие кусочки, положите их на стол, превратив его в сугроб. Ребёнок предстаёт в роли ветерка, которые раздувает снежок. При выполнении задания губки малыша должны быть округлёнными и вытянутыми вперёд. Следите, чтобы он не надувал щёки.
  3. «Морские гонки». Сделайте бумажные кораблики или приготовьте пластиковые оболочки от «киндер-сюрпризов». Также вам понадобится тазик с водой. Предложите ребёнку дуть на эти кораблики, стараясь довести их до противоположного «берега». Добавьте соревновательный момент, поспорив, чьё судёнышко уплывёт дальше.
  4. «Забей гол». Постройте из деталей ЛЕГО футбольные ворота, мячиком может выступить лёгкий шар от пинг-понга. Ребёнку, выполняющему роль футболиста, нужно так дуть на шарик, чтобы тот оказался в воротах. Вы можете также поучаствовать в игре в роли «вратаря». 
  5. «Буль-буль». Вам понадобятся 2 пластиковых прозрачных стакана. В первый нужно налить воду до краёв, во второй – до половины. Ребёнок берёт коктейльную трубочку и в полном стакане дует слабо, чтобы вода не пролилась, а в другом дует в полную силу.
  6.  «Спортивные карандашики». На столешницу кладут 2 карандаша круглого сечения и разного оттенка. Малыш должен опередить вас на финише, дуя на карандашик в меру своих возможностей. Дуть нужно по очереди.
  7. «Мяч» Вокруг круглого стола встают четыре или два  игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.

         Так же для развития плавного выдоха можно дуть мыльные пузыри, использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; различные духовые музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования речевого дыхания в логопедической работе

В статье описаны этапы работы по формированию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Приемы логопедической работы по формированию речевого дыхания

Приемы логопедической работы по формированию речевого дыхания...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....