Приемы логопедической работы по формированию речевого дыхания
консультация по логопедии на тему

Приемы логопедической работы по формированию речевого дыхания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы логопедической работы по формированию речевого дыхания

          Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, глубокий вдох и рационально использовать воздух при выдохе. Речевое дыхание-это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодию.

Речевой выдох - необходимое условие для произношения звуков. Физиологически смешанный тип дыхания (гр-бр) расценивается как наиболее выгодный для речи. Идет целенаправленный выдох при произнесении определенных звуков. Дети 3-4 лет в норме произносят на выдохе 3-4 слова. Если идет нарушение речевого дыхания, детям приходится добирать воздух внутри фразы, нарушая при этом плавность текста. Чем старше дети, тем больше слов они должны произносить на одном выдохе.

          Цель дыхательных упражнений: увеличить ЖЕЛ, научить детей быстро, бесшумно производить вдох, рационально плавно расходовать воздух на выдохе. Работа по воспитанию вне- и речевого дыхания ведется поэтапно:

1. формирование брюшного дыхания;( контроль рукой)

2. дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха ( по схеме и по словесной инструкции );

Учить спокойно, достаточно голубооко вдыхать и плавно протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков. Отрабатывается сознательность и произвольность в дыхании.

3. вдох через нос, выдох через рот и ребенок произносит на выдохе гласный звук, сочетания гласных звуков.

4. вдох через нос, выдох через рот и ребенок произносит на выдохе                А-А-А-А…

Чем больше слогов, тем выдох совершеннее.

          В процессе работы используются упражнения:

* сдувать с руки снежинку, ватку, дуть на что-то;

* погреть ладошки;

* ветер;

* погаси свечку…

          Для выработки ровного, планомерного удлиненного выдоха организуются игры:

* «большой и маленький жучки»;

* «чья песенка длиннее»;

* предлагается с различной громкостью произносить протяжно звуки (а, у, и, ж, з ).

          Речевое дыхание является произвольным, сознательным актом, оно должно управляться и контролироваться ребенком. Для тренировки носового вдоха и выдоха проводятся упражнения типа:

* «давай понюхаем цветочек»;

* дыхание через одну ноздрю.

При тренировке вдоха и выдоха через рот предлагаются упражнения:

* «подыши как собачка»

Логопед закрывает ноздри ребенка, ребенок язычок высовывает и дышит.

* плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох через рот;

* вдох через нос, небольшая задержка дыхания на 1-2 сек., выдох через рот ( слегка приоткрыт).

Чтобы ребенок почувствовал удлинение выдоха, можно подключить счет ( 1,2 – вдох, 1,2,3,4,5,6,…- выдох). Счет ведет логопед. Или на выдохе сказать слоги.

Интересны будут упражнения:

* «поем песенку»

Вдох через рот, постепенно и медленно выдохнуть через рот, произнося звук «а». Выдох контролируется руками на животе.

* «топор»

Руки сцепляются в замок, ноги на ширине плеч, наклоняется низко с возгласом «УХ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Система логопедической работы по развитию речевого дыхания

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса....

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....

Методическая разработка «Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи»

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок ...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

Работа над речевым дыханием является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда над фонетической стороной речи. Мне бы хотелось поделиться приемами работы по формированию центральн...