Коррекция звукопроизношения. Звук Ш
статья по логопедии

Кожегачева Анна Андреевна

Один из самых распространенных и сложных дефектов в коррекции звукопроизношения является звук Ш.

Разберем наиболее частые встречающиеся дефекты речи для детей дошкольного возраста: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция звукопроизношения. Звук Ш.

Звук Ш согласный, глухой, твердый.

 Один из самых распространенных и сложных дефектов в коррекции звукопроизношения является звук Ш.

Разберем наиболее частые встречающиеся дефекты речи для детей дошкольного возраста:

 Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонематического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т. е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка.

 Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка).  

 Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами.  

 Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен, упирается в нижние десны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко, и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р.

 Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.

Правильная артикуляция звука Ш

Верхняя артикуляция:

Губы выдвинуты вперед и округлены

Между зубами небольшая щель

Кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов)

Средняя часть спинки языка опущена

Задняя часть приподнята

Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам

Язык в форме чашечки

Мягкое нёбо поднято

Голосовые складки разомкнуты (Ш-глухой звук)

Нижняя артикуляция:

Кончик и передняя часть спинки языка опущены

Кончик языка оттянут от нижних резцов назад

Щель с нёбом образует средняя часть спинки языка

 Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

 

Артикуляционная гимнастика:

 «Широкий язычок». Попросите ребенка улыбнуться и чуть приоткрыв рот, показать расслабленный язык «блинчиком», после чего — положить язычок на нижнюю губу. В идеале нужно удерживать положение до 5 секунд;

 «Прячем конфету». Пусть малыш сделает язык «блинчиком» на нижней губе. Положите ему кусочек пастилы или зефира и попросите спрятать лакомство, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен открываться слишком широко, а упражнение нужно делать в медленном темпе;

 «Грибок». Попросите юного ученика широко улыбнуться и показать зубы, а затем прижать весь язык к небу. Удерживая положение, нужно постараться как можно шире открыть рот. Оптимально выполнять задание перед зеркалом — ребенок увидит сходство языка и уздечки с грибом;

 «Желобок». Это задание важно, поскольку учит формировать бугорок на языке, необходимый для постановки Ш. Сначала ваш подопечный показывает широкий язык, укладывая его «блинчиком» на нижнюю губу и чуть приоткрыв рот. Затем прижимает край языка в том же положении к боковым уголкам рта, сам язык немного сужает — формируется тот самый «желобок»;

 «Чашечка». Кончик и боковые края языка приподнимаются и удерживаются в таком положении. Для усиления эффекта логопед или родитель могут налить в «чашечку» немного воды.

 

Дыхательная гимнастика:

Положите кусочек ваты на стол и предложите малышу сдуть его воздушной струей на конец стола с помощью одного ровного и сильного выдоха. Важно, чтобы губы были сложены трубочкой, а щеки не напрягались. Более увлекательный вариант — вырезать картонные пчелы и цветы, соединить их нитками и сдувать насекомых.

Такие занятия усиливают эффект от артикуляционных упражнений с логопедом и в комплексе дают отличный результат.

 

Рекомендации специалиста

Важны настойчивость и терпение родителей и их чада, особенно если вы занимаетесь дома самостоятельно. Не забывайте отслеживать динамику у специалиста. Следите за гармоничным развитием речевого аппарата — разговаривайте с ребенком, показывайте картинки, активно включайте его в обсуждение и составление рассказов. Читайте, развивайте мелкую и крупную моторику. Общая умственная и двигательная активность — профилактика артикуляционных нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.

Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука "Ш"....

Конспект индивидуальной ННОД по коррекции звукопроизношения "Звук Р"

Тематическое занятие по автоматизации звука Р...

Коррекция звукопроизношения. Звук «Р».

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, яз...

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения звука Ш.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в прямых слогах, словах и предложениях....

Коррекция звукопроизношения. Звук С.

К 4 годам ребенок овладевает свистящими звуками. Для того, чтобы начать подготовку к постановке звука, необходимо подготовить речевой аппарат. Для этого предлагается выполнить комплекс артик...

Коррекция звукопроизношения. Звук «Р».

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибра...

Коррекция звукопроизношения. Звук Л.

Один из самых распространенных и сложных дефектов в коррекции звукопроизношения является звук Л.  Для того, чтобы начать подготовку к постановке звука, необходимо подготовить речевой а...