Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения звука Ш.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кончакова Татьяна Михайловна

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в прямых слогах, словах и предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное  занятие  по коррекции звукопроизношения в старшей группе  компенсирующей направленности.

Цель: создание условий для автоматизации звука [Ш] в открытых слогах и в позиции в начале слова.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Упражнять в образовании родственных слов.

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

коррекционно-развивающие:

-Продолжать развивать память, мышление, внимание.

коррекционно- воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

здоровьесберегающие:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • Чередовать статические и динамические задания.

ППРОС: сюжетные и предметные картинки; компьютерная программа для развития речи «Учимся говорить правильно»; игрушки «Мышка Шуша»; таблица для зрительной гимнастики; оборудование для развития воздушной струй «Листья», релаксационная музыка, зеркало.

  1. Ход занятия.

- Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жила в своей норке  Мышка Шуша. Как-то утром она  проснулась от странного звука Ш-Ш-Ш… Мышке стало интересно, кто так шумит. Она выглянула из норки и увидела,  как падают осенние листья и шелестят. Мышка Шуша  решила вернуться в свой домик. Только она  легла в кровать, как услышала  ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумала Мышка Шуша, вскочила с кровати и выглянула из норки. На улице по - прежнему светило солнышко, но на траву  падали капли. Мышка Шуша вышла из норки и увидела  маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мышка Шуша испугалась  змейки. Но она так горько плакала, что Мышке  стало её жалко. Она спросил змейку : «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Мышке было очень, очень жалко змейку, и он предложила  ей дружить. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мышка. «Это мой любимый звук» - ответила змейка.- «А ты умеешь шипеть?»

« Нет» - ответил Мышка. Тогда змейка предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовалась Мышка  и попробовал пошипеть. Но у нее  ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з».  Змейка  рассмеялась. «Повторяй за мной ,Мышка» - сказала змейка.

II.Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ.

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю

Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

«Чашечка»

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

 

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

«Листочки»

К палочке привязаны разноцветные листочки  из бумаги (березы, дуба, клена). Взрослый держит палочку так, чтобы листочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на дубовый (березовый, кленовый) листочек, чтобы он полетел.

 «Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула змейка. Мышка засмеялась, а потом спросила «А что ты ещё умеешь?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказала   Мышка.

(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и змейке  проговорить слоги)

IV.Слоговые ряды:

а) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша                                Шо – шо – шо                           Шу – шу – шу                           Ши – ши – ши                                Ша – ша – шо                           Ши – шу –шу                             Шо –ши – шо                              Шу – ша – ша                                                          

б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши

в) с изменением ударения

Ша-ша-ша                                                              Шо-шо-шо

Ша-ша-ша                                                             Шо-шо-шо

Ша-ша-ша                                                             Шо-шо-шо

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

«Мышка,  ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила змейка.

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).

Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шиповник, шарф.

«Как я устала!» сказал Мышка, и спряталась за куст шиповника.

VI. Упражнения для развития межполушарных связей: «Кольцо-заяц», «Камень-коза»

«Змейка, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросила Мышка Шуша.

 « С радостью! Мышка Шуша, а я буду произносить слова, а ты их должна запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

Игра «Запомни и повтори»

Уши-мыши- -каша

Шуба- -афиша -шипы

Игра «Назови ласково»

Лошадь –

Кошка –

Петух –

Медведь -

VI.Физкультминутка. 

«Мышка, а давай сейчас мы с тобой сделаем зарядку!» - воскликнула змейка.

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»

Картинки: Маша – шапка, шуба, штанишки. Паша – машинка, лошадка.

Предложения:

Маша надевает шапку. Маша надевает шубу. Маша надевает штанишки.

Паша играет с машинкой. Паша катается на лошадке.

Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: подул сильный ветер, и слова из книжки вылетели и перепутались.  Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.

Письмо пишет Машу.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

VIII. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.

Карандаш, мешок, шапка.

«Змейка, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» - сказал Мышка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» - ответила змейка. И, правда, за игрой Шуша  не заметила, как наступил вечер, и пора идти домой. «Давай я тебя провожу домой» - предложила Шуша змейке. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.

 IX..

-Какой мы сегодня звук учились произносить? (закрепление артикуляции звука Ш0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения. Звук Ш.

Данный материал можно использовать при планировании индивидуальных логопедических занятий по постановке и автоматизации звука "Ш"....

Конспект индивидуальной ННОД по коррекции звукопроизношения "Звук Р"

Тематическое занятие по автоматизации звука Р...

Коррекция звукопроизношения. Звук «Р».

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибрант, яз...

Коррекция звукопроизношения. Звук Ш

Один из самых распространенных и сложных дефектов в коррекции звукопроизношения является звук Ш.Разберем наиболее частые встречающиеся дефекты речи для детей дошкольного возраста:...

Коррекция звукопроизношения. Звук С.

К 4 годам ребенок овладевает свистящими звуками. Для того, чтобы начать подготовку к постановке звука, необходимо подготовить речевой аппарат. Для этого предлагается выполнить комплекс артик...

Коррекция звукопроизношения. Звук «Р».

Один из самых распространенных и самых сложных в коррекции дефект звукопроизношения – это нарушение произношения звука Р.«Р» – согласный, ротовой, твёрдый, звонкий, вибра...

Коррекция звукопроизношения. Звук Л.

Один из самых распространенных и сложных дефектов в коррекции звукопроизношения является звук Л.  Для того, чтобы начать подготовку к постановке звука, необходимо подготовить речевой а...