Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Толстых Татьяна Александровна

Актуальность написания данной программы обусловлена тем, что существующие  программы  рассчитаны на работу в условиях групп компенсирующей направленности ДОУ, компенсирующего или комбинированного вида,  в связи с чем,  не подходят для использования МБДОУ общеразвивающей направленности.  В группах общеразвивающей направленности  находится масса детей с особыми образовательными  потребностями, которым необходима помощь в освоении основной образовательной программы.  Применение  этой программы позволит учителю-логопеду организовать и структурировать свою работу  с детьми  с особыми образовательными потребностями и поможет детям  освоить фонетическую систему языка, своевременно сформирует у них полноценную фонематическую базу,  автоматизирует слухо-произносительные умения и навыки, что позволит детям успешно овладевать школьной программой. 

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования  разработанной на основе основной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Социально-коммуникативное развитие»  в образовательной области «Речевое развитие» использование логопедической поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа80.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края

Принята

Педагогическим советом

 МБДОУ

 детский сад №7 "Радуга"

«27» августа  2020 г.

Протокол № 1

Утверждаю

 заведующий МБДОУ

детский сад №7 "Радуга"

___________ Е.Ю. Могильницкая

«27»  августа  2020 г.

Приказ № 38-оД

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Учителя-логопеда

по исправлению речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста

логопункта  ДОУ

 (в соответствии с ФГОС)

срок реализации 0,6 - 1 год

(2020-2021 учебный год)

Составитель программы:

Толстых Татьяна Александровна,

 учитель-логопед

МБДОУ детский сад №7 "Радуга",

                                                        Кулундинского района Алтайского края

с. Кулунда

2020 г


Содержание.

I. Целевой раздел Программы  

1.1. Пояснительная записка

1.2. Принципы и подходы к организации коррекционной работы

1.3. Цели и задачи коррекционной работы

1.4. Планируемые результаты освоения Программы с ФН, ФФН, ОНР III уровня

II. Содержательный раздел Программы  

2.1. Возрастные и образовательные особенности детей, направленных на индивидуальные занятия с учителем – логопедом.

2.2. Особенности организации коррекционной работы.

2.3. Содержание коррекционной работы с детьми с ОНР.

2.4. Содержание коррекционной работы с детьми с ФН.

2.5. Содержание коррекционной работы с детьми с ФФН.

2.6. Формы, методы реализации программы.

2.7. Взаимодействие с родителями и педагогами в ДОУ по реализации Программы.

III. Организационный раздел Программы.

3.1. Материально – техническое обеспечение.

3.2. Программно – методическое обеспечение.

IV. Приложения

Приложение 1.  График работы учителя – логопеда на 2020-2021  уч. год  

Приложение 2.  Циклограмма рабочего времени учителя логопеда на 2020-2021 уч.г.

Приложение 3. Журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых занятий с учителем – логопедом на 2020 – 2021 уч. год.

Приложение 4. Речевая карта.  

Приложение 5. Перечень литературы.


 I. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

Актуальность написания данной программы обусловлена тем, что существующие  программы  рассчитаны на работу в условиях групп компенсирующей направленности ДОУ, компенсирующего или комбинированного вида,  в связи с чем,  не подходят для использования МБДОУ общеразвивающей направленности.  В группах общеразвивающей направленности  находится масса детей с особыми образовательными  потребностями, которым необходима помощь в освоении основной образовательной программы.  Применение  этой программы позволит учителю-логопеду организовать и структурировать свою работу  с детьми  с особыми образовательными потребностями и поможет детям  освоить фонетическую систему языка, своевременно сформирует у них полноценную фонематическую базу,  автоматизирует слухо-произносительные умения и навыки, что позволит детям успешно овладевать школьной программой.  

В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования  разработанной на основе основной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Социально-коммуникативное развитие»  в образовательной области «Речевое развитие» использование логопедической поддержки. 

Нормативное обоснование ОП:

Федеральные  законы: 

  • Федеральный  закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ  Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Законом РФ «Об основных гарантиях ребенка в РФ».

Нормативно-правовыми  документы  Министерства образования РФ: 

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 29.05.2013 г., регистрационный № 28564)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду  оказывается логопедическая помощь. В связи с появлением в  садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения индивидуальных логопедических занятий при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений:

  Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы ДОУ для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2014г.

- «Программа подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); - «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

- «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); - «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Н.В. Нищева);

1.2.  Принципы и подходы коррекционной работы учителя-логопеда

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и опирается на следующие принципы.

1. Принцип научности и системности – данный принцип является базовым для всех видов образовательной деятельности. Содержание учебного материала научно обоснованно и практически апробировано. Без системного подхода  в коррекционной работе достижение положительных результатов сводится к минимуму.

2. Принцип всестороннего развития  личности ребенка. Реализация этого принципа актуальна в связи с  решением задачи обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка, осуществления необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности в целях успешной социализации ребёнка в обществе.

3. Принцип активности и сознательности  должен реализовываться на  каждом занятии с детьми, имеющими ОНР, ФН, ФФН  

4. Принцип комплексности и интегративности. Успех коррекционного воздействия  становится возможным только при наличии комплексного психологомедико-педагогического подхода, который выражается в следующем:

• коррекционная помощь,

• психологическая помощь,

• взаимосвязь в работе всех специалистов МБДОУ.

5. Принцип  учета возрастных особенностей и доступности материала. Данная программа составлена с учетом  речевых и возрастных особенностей детей  с ОНР, ФН  и ФФН.

6. Принцип наглядности  особенно важен в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

7. Принцип учета индивидуального и дифференцированного подхода. В состав одной подгруппы включаются дети с  одинаковым дефектом  и одного возраста. Речевой материал для  занятий  подбирается логопедом  с учетом речевых особенностей детей.

8. Принцип учета зоны ближайшего  развития. Учебный материал, предлагаемый детям на занятиях должен содержать посильную трудность, которую дети преодолевают самостоятельно либо с помощью логопеда (данный принцип разработан  Л.С. Выготским).

9. Принцип связи речи с другими  психическими процессами. Этот принцип раскрывает взаимосвязь  формирования отдельных компонентов речи с другими психическими процессами  (восприятия, внимания,  воображения,  памяти, мышления).

10. Принцип воспитывающего характера  обучения. На каждом занятии решаются не только образовательные и коррекционные,  но и  воспитательные задачи.

11. Принцип ведущей роли учителя-логопеда в организации и координации коррекционной работы.

 1.3. Цели и задачи программы

Цель  программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами  и с учетом ФГОС ДО.

Задачи программы:

• выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;

• формирование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые и другие нарушения в развитии;

• обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка  с особыми образовательными потребностями и организация коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.  

1.4. Планируемые результаты развития речи детей

Предполагаемые  результаты развития речи детей с ОНР  III и IV уровня  

Дети к концу обучения должны:    

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;    

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;    

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;    

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;    

• владеть элементарными навыками пересказа;    

• владеть навыками диалогической речи;    

• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;  

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;  

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);    

• владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.    В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Предполагаемые  результаты развития речи детей с ФН

Дети к концу обучения должны:

• овладеть навыками правильного звукопроизношения;

• уметь различать правильное и дефектное произношение звуков, которые подлежали коррекции;

• овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов (5-6 лет).

• овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов (6-7 лет).    

         Предполагаемые результаты развития речи детей с ФФНР

Дети к концу обучения должны:

• Овладеть навыками правильного звукопроизношения;

• Иметь достаточный уровень сформированности фонематического восприятия и фонематических представлений;

• Овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза слов (для детей 5- 6 лет);

• Овладеть навыками звукобуквенного анализа и синтеза слов различной звуко-слоговой структуры (для детей 6-7 лет);

• Овладеть навыками выразительного интонационного оформления речи;

• Овладеть навыками произношения слов различного звуко-слогового состава.


II. Содержательный раздел программы

2.1. Возрастные и образовательные особенности детей, направленных на индивидуальные занятия с учителем-логопедом

На индивидуальные занятия  по оказанию логопедической помощи  учителем– логопедом  зачисляются дети с  ОНР (общее недоразвитие речи), с ФНР (фонетическое недоразвитие речи), с ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи).      

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу – около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

ФНР (Фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка при сохранном фонематическом слухе и восприятии, полноценном словаре и сформированном грамматическом строе.  Данное речевое нарушение определяется у детей с 5-ти  летнего возраста.  Для детей с ФН характерен  сохранный фонематический слух, сформированная слоговая структура сложных слов, грамотная, развитая согласно возрасту речь.  Страдает только звуковая  сторона речи: искажение звуков и возрастные замены отдельных групп звуков. У ребенка складывается и закрепляется неправильное произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов.   Чаще бывают нарушены группы свистящих или шипящих, или соноров. Они обычно не оказывают влияния на усвоение детьми знаний, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы.  Процесс  коррекции звукопроизношения у детей с ФН   занимает более краткие сроки, чем у детей с ФФН  и  составляет от 3-х до 6-ти месяцев. К школьному возрасту  речь детей соответствует возрастной норме. Они  имеют достаточные представления о звуковом составе слова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков.  

ФФНР (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  Территориальная  психолого-медико-педагогическая  комиссия (далее ТПМПК)  рекомендует детям с ФФН срок обучения не менее года, т.к.  ФФН – это более сложное нарушение речи по сравнению с ФН и требует более углубленной и продолжительной коррекционной работы (те же рекомендации по срокам обучения детей с ФФН у Г.А. Каше в книге  «Подготовка к школе детей с ФФН» и в программе Т.Б. Филичевой,  Г.В.Чиркиной, Т.В.Тумановой,  С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»).            

2.2. Особенности организации коррекционной работы 

На коррекционные занятия принимаются дети с диагнозом ОНР с 5-6 лет  на 1-2 года  диагностики, с диагнозом ФН  с 5-6 лет  на срок коррекционного обучения от 3до 6 месяцев (до одного года при диагнозе  дизартрия), с диагнозом ФФН с 5-6  лет на 1 год, посещающие учреждение и не получающие логопедическую помощь в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями.

Коррекционные занятия проводятся два, три раза в неделю с диагнозами ОНР и ФФН и 1-2 раза в неделю с диагнозом ФН. Дети со сложной речевой патологией: с тяжелой формой заикания, ОНР I и ОНР II – подлежат обучению в специализированных группах компенсирующей направленности.

     На коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом  в первую очередь должны быть зачислены дети подготовительного дошкольного возраста в связи с тем, что у этих детей остается всего 1 год для подготовки к школе.

   Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и  согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся .

      Утверждение списочного состава обучающихся, зачисленных в логопункт на текущий учебный год, осуществляется руководителем учреждения по положению в сентябре. Прием детей в логопункт осуществляется в течении всего учебного года по мере освобождения мест. Выпуск детей производится по мере устранения у речевых дефектов на основании решения ППК ДОУ.        

Участниками коррекционно-образовательного процесса являются: ребенок, педагогические работники (учитель-логопед, психолог, воспитатели, другие специалисты), родители (законные представители).

Формами организации коррекционной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Подгрупповые занятия организуются на этапах разучивания артикуляционных и дыхательных упражнений и этапе автоматизации звуков с детьми, имеющими сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.13.№ 26  длительность подгрупповых занятий с детьми 5-го года жизни – 15 минут,  6-го года жизни – 25 минут, 7-го года жизни – 30 минут.

Состав подгрупп является открытой системой. Количество детей в подгруппах меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.  

Продолжительность индивидуальных занятий зависит от возрастных и психофизиологических способностей ребенка и составляет 10-20 минут.

2.3. Содержание коррекционной работы с детьми с ОНР III уровня     

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйка мóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамута хóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно.     В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталлист» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод, «задигáйка» — зажигалка).

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лезит под стула» — коробка лежит под стулом, «нет количная пáлка» — нет коричневой палки, «писит ламáстел, кáсит лучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «ключит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания. изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных     аффиксов     («тракторил —     тракторист,     читик —     читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т.п.).    

Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п.

Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.

Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневик» — снеговик, «хихиист» — хоккеист), антиципации («астóбус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвéдъ» — медведь), усечение слогов («мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов («вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава).

Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.  

Организация коррекционно-развивающей работы  детям с ОНР

(III уровень развития речи)

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:    

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;    

2) произносительной стороны речи;    

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;    

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.    

На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.

Предусматриваются следующие виды занятий по формированию: связной речи; словарного запаса, грамматического строя; произношения.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

Логопедическая работа с   детьми с ОНР III уровня речевого развития

 

Период

Основное содержание работы

I период

   Сентябрь

октябрь

ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее   значение слов. Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения   «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием   существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи 

Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: • существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»; • существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом». Формировать навык составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи 

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и],   [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’],   [б], [б’].    Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.  

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки. Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т.п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.  

Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда»,   «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты».

II период

   

Декабрь

январь

февраль

Формирование лексико-грамматических средств языка 

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям   («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный»,   «деревянный», «бумажный» и т. д.). Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению   и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же   глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»). Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го   лица единственного (и множественного) числа: «идет»

— «иду» — «идешь» — «идем». Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами   существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин,   рассказы-описания, пересказ.

Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества».

Формирование произносительной стороны речи 

Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или   исправленных на индивидуальных занятиях первого периода. Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки,   автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.   Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и   слов доступного звуко-слогового состава. Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по   признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.   Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с],   [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

 

III период 

Март

апрель

май

Формирование лексико-грамматических средств языка.

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.). Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян). Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-. Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами   («добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.). Уточнять   значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи 

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: • с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т.   п.); • с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.). Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. Учить составлять разные типы предложений:  • простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); • предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»; • сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или   нежелательность действия (я хочу, чтобы!..). Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»). Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»). Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий,   наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»). Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами   усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.). Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Лексические темы: «8 Марта», «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт».

Формирование произносительной стороны речи

Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] —   [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных   слогах, словах и предложениях. Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]).

2.4. Содержание  коррекционной работы с  детьми с фонетическим недоразвитием речи (далее ФН)

Цель коррекционной  работы с  детьми, имеющими ФН – формирование полноценной  фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия на базе звуков, подлежащих коррекции.

Задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ФН:

1. Формировать интерес к коррекционной  образовательной деятельности.

2. Коррекция звукопроизношения.

3. Совершенствовать фонематическую систему языка.

4. Развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память, мышление).  

Направления и этапы работы по коррекции   у детей с ФН

Коррекция произношения

Развитие фонематической системы языка

Разучивание комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Учить ребенка узнавать на слух нормативное произношение звука.

Формирование правильных артикуляционных укладов.

Учить ребенка определять наличие заданного звука в слове.

Постановка звуков, подлежащих коррекции.

Учить ребенка давать характеристику звука.

Автоматизация звуков в слогах.

Учить ребенка определять место заданного звука в слове.

Автоматизация звуков в словах.

Совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза и звукобуквенного анализа и синтеза.

Автоматизация звуков в  словосочетаниях.

Дифференциация пар звуков по твердости-мягкости (если таковые пары имеются).

Автоматизация звуков  во фразовой речи, текстах, стихотворениях и скороговорках и др.

Дифференциация пар звуков по звонкости-глухости (если таковые пары имеются).

2.5. Содержание коррекционной работы с    детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР)

Цель  коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР – формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия на базе звуков, подлежащих коррекции.    

Задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР:

• формировать интерес к коррекционной  образовательной деятельности.

• формировать полноценные произносительные навыки;

• совершенствовать фонематическое восприятие, фонематические представления, доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;

• осуществлять подготовку к обучению грамоте и овладению элементами грамоты, с целью профилактики дислексии и дисграфии;

• совершенствовать просодическую сторону речи;

• развивать высшие психические функции (внимание, воображение, память, мышление).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, которая обеспечивает восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков,  которые отличаются тонкими артикуляционными или  акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:  заменой звуков более простыми по артикуляции;  трудностями различения звуков;  особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов  восприятия звуков речи, что влечѐт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Словарь, грамматический строй, звуко-слоговая структура слов и связная речь  детей с ФФН близки к норме.

Направления и этапы коррекционной  работы  с детьми  с ФФН

1. Формирование  и развитие фонематического восприятия и представлений.

1.  Активация слухового внимания.

Игра «Найди игрушку» (со звучащими игрушками),  «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т.п.

2. Выделение звука из ряда других звуков.

Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.

3. Выделение звука на фоне слога.

Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам.

4. Выделение звука на фоне слова.

Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками

5. Вычленение звука.

Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т): шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д.

6. Определение места звука в слове.

Педагог выделяет какой-либо звук, дети определяют, где он находиться в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука.

7. Определение положения звука по отношению к другим звукам.

Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся перед и после выделенного звука.

8. Определение последовательности звуков в слове.

Логопед произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их произношения. Для заданий подбираются слова со сме6шиваемыми звуками.

9. Определение порядка следования звуков в слове.

Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук.

10. Определение количества звуков в слове.

Педагог произносит слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На первых этапах работы подаются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения.

11. Составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез).

Педагог в должной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками   продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков.

12.Операции фонематических представлений.

Собственно дифференциация фонем - выделение звука на фоне слова; - различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности; - называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи.

13. Формирование фонематических обобщений.

Раскладывание картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических целей), названия которых включает дифференцируемые звуки; - придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки): 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» придумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и т.п. - определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р); - замена звуков в словах с последующим объяснением их значений; - разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки); - выбор должного слова с опорой на контекст.

2. Формирование  и развитие произносительной стороны речи.

Коррекция произношения

Совершенствование просодической стороны речи

Разучивание комплексов артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и темпу.

Формирование правильных артикуляционных укладов.

Учить детей различать  высокий, средний или низкий тембр голоса или регистр инструмента.

Постановка звуков, подлежащих коррекции.

Учить детей воспроизводить ритмический рисунок при отхлопывании.

Автоматизация звуков в слогах.  

Учить детей узнавать по тембру своё имя («Кто позвал?»), а затем сокращенного звукокомплекса).  

Автоматизация звуков в словах.

Учить детей различать далеко или близко находится звучащий объект (игра «Громко-тихо»).

Автоматизация звуков в  словосочетаниях.

Учить детей воспроизводить изменения характера, тембра и эмоционального окраски одного и того же звука.

Автоматизация звуков  во фразовой речи, текстах, стихотворениях и скороговорках

Учить детей изменять один и тот же звуко-комплекс по высоте и силе.

Автоматизация звуков в текстах и стихотворениях.

Учить детей воспроизводить ритмический рисунок слова при отхлопывании.

Автоматизация звуков  в потешках, скороговорках, чистоговорках и пословицах.

Учить детей узнавать вопросительную, восклицательную, побудительную и повествовательную интонацию во фразовой речи.

2.6. Формы, методы реализации программы. 

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: подгрупповых занятий; индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.

Индивидуальные – основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т.д).

Структура индивидуального занятия

•  дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

•  артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).  

•  развитие фонематического восприятия.

•  пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).

•  постановка звуков разными способами.

•  автоматизация звуков в речи.

•  дифференциация звуков в речи.

Некоторые этапы работы можно опускать, если в них нет необходимости.

Микрогрупповые - для логопедической работы во время занятий, 2-3 ребенка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения.  Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Структура микрогруппового занятия:

• закрепление навыков произношения изученных звуков;

• отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

•  воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;

• расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

• закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Групповые – основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умение слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменения модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различии сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи.

Структура группового занятия:

•  воспринимать изучаемую фонему;

• определять место изучаемого звука в слове;

• интонировать звук в собственной речи;

• определять ударный слог и интонировать его в речи;

• удерживать ритмический рисунок слова;

• определять на слух слог с изучаемым звуком;

• исключать слова, которые не содержат изучаемой фонемы;

• дифференцировать слова с оппозиционными (по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости) фонемами.

Преобладающей формой оказания логопедической помощи  ДОУ, всё же являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется перспективное планирование групповой  работы с детьми, но желательно приближать основные направления, по которым планируется работать на занятиях,  дидактические игры, упражнения на развитие речевого дыхания и т.д. к тематическому планированию основной образовательной программы.

Коррекционная работа проводится как в часы, свободные от образовательной деятельности в режиме дня, так и во время их проведения, по согласованию с администрацией учреждения и родителями детей.

График занятий может быть составлен в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую  половину дня.

Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование всех  дошкольников, достигших 5 летнего возраста, и заносит результаты в журнал обследования речевого развития воспитанников МБДОУ.   Обследование речи детей  и оформление документации осуществляется  учителем-логопедом в первые 2-е недели с 1-15 сентября (заполнение речевых карт и составление индивидуального коррекционного маршрута) . Итоговый мониторинг планируется в последние 2 недели мая с 14 по 28 мая.

Воспитатели групп под руководством учителя – логопеда проводят работу с детьми по профилактике недостатков речевого развития в рамках общеобразовательной программы учреждения. Воспитатель планирует свою работу с учетом индивидуальных отклонений в формировании  речи ребенка, посещающего логопедические занятия.

Родители (законные представители) знакомятся с материалами диагностических обследований ребенка, рекомендациями, ходом и результатами коррекционной работы, получают консультативную помощь. Учитель-логопед и  родители в равной степени несут ответственность за результаты коррекционной работы. Ответственность за посещение воспитанниками занятий несут родители  или законные представители ребенка.  

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов. Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

2.7. Взаимодействие с родителями и педагогами ДОУ по реализации программы

Данная программа может быть успешно реализована только при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (лиц их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог - психолог).  Родители постоянно должны закреплять сформированные умения и навыки у ребенка.  

При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе специалистов ДОУ:

Логопед: диагностика, постановка и автоматизация звуков; развитие фонематического слуха; расширение словаря; развитие мелкой моторики.

Психолог: психодиагностика; выявление компенсаторных возможностей; тренинговые упражнения.

Музыкальный руководитель: элементы логоритмики; постановка диафрагмально-речевого дыхания; развитие координации движений; музыкотерапия.

Воспитатель: расширение словаря; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики; развитие фонематического слуха.

Инструктор по физической культуре: развитие общей и мелкой моторики; интеграция речевой и двигательной функции; развитие координации движений.

Родители: выполнение рекомендаций всех специалистов; закрепление навыков и расширение знаний.

 

III. Организационный раздел программы

           

 3.1. Материально-техническое обеспечение   логопедического кабинета

Логопедический кабинет оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

Особенности предметно-развивающей пространственной среды  

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные, микрогрупповые и подгрупповые занятия.

Помещение кабинета условно поделено на две зоны:

1. Рабочая зона логопеда. - методическое обеспечение учебного процесса. -изготовление наглядных пособий.

2. Зона коррекции звукопроизношения:  - развития артикуляционной моторики и постановки звуков. - развития речевого дыхания, мелкой моторики. - автоматизация и дифференциация звуков речи.

Организация предметно – пространственной развивающей среды

1. Зеркало настенное с лампой дополнительного освещения.

2. Ковер напольный.

3. Шкаф для хранения пособий;

4. Столы для детей.

5. Стулья детские.  

6. Стол для логопеда.

7. Стулья для взрослых.

8. Полотенце.

9. Одноразовые шпатели, ватные палочки, вата, бумажные салфетки, марлевые салфетки;

10.Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;

11. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);

12. Логопедический альбом для обследования речи;

13. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;

14. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков;

15. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;

16. Предметные картинки по лексическим темам;

17. Игры для совершенствования грамматического строя речи;

18. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

19. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия.

20. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

  1. График работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем МБДОУ.
  2. Журнал обследования речи детей по возрастным группам.
  3. Журнал движения детей дошкольного возраста с нарушениями речи , зачисленных на обучение для оказания логопедической помощи.
  4. Индивидуальная речевая карта ребенка, зачисленного в логопункт.
  5. Заявление родителей о зачислении ребенка  на логопункт.
  6. Расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующей МБДОУ.
  7. Индивидуальный план работы с ребёнком.
  8. Индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми.
  9. Перспективный и календарный план работы логопеда.
  10.  Лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия.
  11.   Годовой отчет.

3.2. Программно-методическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение

 1. О.Б. Иншакова «Коррекционная педагогика. Альбом для логопеда»:    М., изд. центр ВЛАДОС, 2008.

2. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: «Просвещение» 2008.

3. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей – М.: «Просвещение»2008.

4. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М.: МГОПИ, 1993.

5.Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы ДОУ для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2014г.

6.Михеева И.А, С.В.Чешева  «Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.\– СПб.: КАРО, 2009.-256с.:ил. – «Популярная логопедия».

 

 


Приложение 1

График  работы  учителя-логопеда Толстых Т.А.на  2020 – 2021 учебный год

День недели

Время

Понедельник

10.00-11.00

15.30-16.30

Вторник

10.00-11.00

15.30-16.30

Среда

10.00-11.00

15.30-16.30

Четверг

9.00 -11.00

15.30-16.30

Пятница

16.00- 17.00

ИТОГО

10 ЧАСОВ

Приложение 2

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда

МБДОУ детский сад № 7 "Радуга" Толстых Т.А.

в 2020-2021 учебном году

День недели

Время

Направление работы

Понедельник

10.10-11.10

15.30-16.50

Индивидуальная работа с детьми

Индивидуальная работа с детьми

Вторник

10.10-11.10

15.30-16.50

Индивидуальная и подгрупповая  работа с детьми

Среда

10.10-11.10

15.30-16.50

Индивидуальная работа с детьми

Индивидуальная работа с детьми

Четверг

9.35-11.00

15.30-17.00

Индивидуальная работа с детьми

Пятница

16.00- 16.45

Индивидуальная работа с детьми

ИТОГО

10 часов

Приложение 3

Журнал учета посещаемости индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в 2020-2021 уч.г.

Месяц: Сентябрь

Фамилия

Имя

1-15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Диагностика

в

в

         Приложение 4

РЕЧЕВАЯ КАРТА
для обследования ребенка на логопункте

Фамилия, имя ______________________

Год рождения ______________

Домашний адрес ___________________

Начало занятий _____________

__________________________________

Окончание занятий __________

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы ____________________________________________________

Зубы ____________________________________________________

Язык ____________________________________________________

Нёбо ____________________________________________________

Прикус __________________________________________________

Подъязычная связка  _______________________________________

Фонематический слух: ____________________________________

_________________________________________________________

Слоговая структура слов: __________________________________

_________________________________________________________

Словарь:  ________________________________________________

_________________________________________________________

Грамматический строй речи: _______________________________

_________________________________________________________

Связная речь: ____________________________________________

_________________________________________________________

Заключение: _____________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

План работы:  ____________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Продвижение в речи: ______________________________________

_________________________________________________________

Итог логопедической работы: ______________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Учитель-логопед                                         _____________________

Приложение 5. Перечень литературы      

   1. Иншакова О.Б. «Коррекционная педагогика. Альбом для логопеда»: М., изд. центр ВЛАДОС, 2008.

2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с3 до 7 лет. – 4-е изд., испр. и доп..- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 544с.

3. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина, авт.-сост. Г.В. Чиркина.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2016.- 207с.

4. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. /авт. М.Ф. Фомичёва, Издательство "Просвещение", Москва, 1989г.- 239с.

5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов./ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд, испр.- М.: АРКТИ, 2005.- 240с.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /Т.В. Власовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева.- М.: Издательский центр"Академия" 2000.- 200с.

7. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680с.(Коррекционная педагогика).

8. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов./авт. Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 112с.(Библиотека логопеда-практика)

9. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. / авт. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. -М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с.- (Логопед в ДОУ)       

10. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: пособие для логопедов и воспитателей. /авт. Т.В. Александрова.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.- 48с.

11. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей: дидактический материал для логопедов/ Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.- 2-е

12. Альбом по развитию речи для будущих первоклассников. / Батяева С.В.- М.: РОСМЭН, 2015.- 96с. изд., испр., и доп.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.- 48с.

13. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями/ Т.В. Кабанова, О.В. Домнина, под ред. Н.Е. Ильяковой.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.- 104с.

14. Речевое развитие детей в логопункте./ Молчанова Е.Г., Кретова М.А.- М.: ТЦ Сфера, 2014.- 64с.

15. Практическая логопедия: Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста./ Е.Н. Краузе.- СПб.: КОРОНА принт, М.: Бином-Пресс, 2006, - 80с.

17. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.- СПб.: КАРО, 2004.- 92С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...