ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК С ОНР 6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА?
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Бабченкова Оксана Алексеевна

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при использовании многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. Таким образом, дошкольник 6-7-летнего возраста (перед поступлением в школу), должен овладеть определенными знаниями и речевыми  навыками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК

6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ?


   
1. Звукопроизношение: звуковая сторона речи должна быть полностью усвоена к 6 годам, это значит, что речь ребёнка должна быть чистая. Если ребенок выговаривает ни все звуки, необходимы занятия у логопеда. А также нужно следовать рекомендациям логопеда:
    1) Выполнять артикуляционную гимнастику: «Улыбка - Хоботок» (губы в улыбке, затем вытягиваем в трубочку, как «хобот» у слонёнка); «Лошадка» (цокаем язычком). «Часики» (кончик языка переводить из одного уголка рта в другой), «Лопаточка» (положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать до5 сек.), «Качели» (открыть рот, упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.) и др. Каждое упражнение выполнять 6-8 раз, по 2-3 раза в день. За дополнительными упражнениями можно обратиться к логопеду.
    2) Для развития артикуляционных мышц (мышцы языка, губ) давать твердую пищу: морковь, яблоки, сухарики, сушки. Жевать курагу, изюм и другие сухофрукты.
    3) Массаж языка. Выполняется с помощью зубной щетки или спринцовки малого размера. Массаж выполнять через час после приёма пищи или за пол часа до приёма пищи; ребёнок выполняет жевательные движения, что значительно укрепляет мышцы языка. Данный вид массажа нужно выполнять от 3 до 10 минут! Нежелательно проводить массаж детям с эписиндромом.
    4) Развивать речевое дыхание. Полезно надувать воздушные шары, мыльные пузыри, дуть в дудочку, свисток, губную гармошку. Упражнять в негромком, протяжном произношении звуков - И, У, Э, О, А, Ы; в звукоподражании – АУ, УА, ИА, ЖЖЖ, ШШШ, ЗЗЗ, ССС. Учить проговаривать скороговорки.
   
2. Ребёнок знает и называет своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей, знает дату своего рождения.
   
3. Знает и называет свой адрес. Дом, квартиру, улицу, город (село), столицу, страну. Номер телефона. Знает адрес детского сада, его название. Последовательность времен года, название месяцев, дней недели, частей суток.
   
4. Умеет объединять предметы в группы по общему признаку: домашних, диких животных, домашних и диких птиц, овощи и фрукты, насекомых, инструменты, электроприборы, различает и называет виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный), отличает садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.
 
  5.Определяет материал из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т.д.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.)
   
6.Знает и называет все явления природы; знает о сезонных изменениях в природе.
  
 7.Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.
  
 8. Ориентируется в пространстве: умеет ориентироваться на плоскости (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.). Знаком с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Правильно употребляет в речи указания направлений (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем, (правом нижнем) углу, за, перед, между, рядом и др.).
  
 9. Умеет пользоваться словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже (позднее), в одно и то же время.
   
10.Умеет определять время по часам с точностью до 1 часа, различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута , 10 минут, 1 час).
книг).
  
 11.Усвоен термин предложение: составляет предложение из 3, 4 слов. Определяет количество предложений в рассказе до 4 (вниманию предлагаются предложения без союзов). Называет последовательность слов в предложении.
  
 12.Знает, что речь состоит из слов; ребенок знает, что слог это часть слова. Определяет сколько слогов в словах.
   
13. Дети к школе должны быть знаком с термином звук речи. Слово состоит из звуков. Звуки бывают гласные, согласные. Согласные бывают твердые, мягкие, звонкие, глухие. Гласные простые (а, о, у, ы, э, и), сложные (я, е , ё, ю). Определять место звука в слове. Находить слова с определенным звуком, из нескольких слов и в предложении.
  
 14.Употребляет синонимы, антонимы.
  
 15.Достаточно развита связная речь. К концу 6-го года ребенок может участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении. Для развития связной речи можно использовать следующие задания:
    1) Закончи фразу: -В лесу растут г…. и я…. . На клумбе выросли красивые ц.. Топором рубят д… . Молотком забивают г… . Зимой на улице х… , а летом.. Цветы растут на в… . Кошка спряталась за в… . Бабушка несет сумку с … . В саду растут… .
    2) Составь словосочетание: Стакан, молоко - стакан молока. Стакан - чай, сок, кефир – стакан чая, кефира, сока. Пакет, молоко-пакет молока. Придумай предложения с данными словосочетаниями: Мама купила…пакет молока. Катя пьет стакан сока.
    3) Составление предложений по данным словам. Составь предложение из слов. Медведь, мед, сладкий, любит. Под, ноги, скрипит, снег, белый. Сосну, на, Петя, прибить, кормушка. Снежинки, легкие, падать, кружится.
    4) Занятия по пересказу. Текст читается дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используем прием завершения детьми предложений. Разбор содержания в вопросно-ответной форме.
    5)Составление рассказа по картинке, по серии картинок 3-6, сочинять концовки к сказкам.
    6)Учить детей отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно подбирая слова по смыслу. Обучение рассказыванию с элементами творчества: Рассказывание по аналогии с вспомогательной сюжетной схемой: В выходной день наша семья…(папа, мама, я и брат) отправились…(на дачу, рыбалку..). Папа взял с собой …, мама…., а я захватил с собой… . Мы ехали на …(поезд, машина…). Там…очень красиво. Рядом есть …(лес, озеро, река). Мы ходили в на… за…(Что было дальше?)…Домой мы вернулись… Мне очень понравилось на\в… . (Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа. Составление продолжения незавершенного рассказа (читаем начало рассказа далее просим ребенка завершить рассказ.)
  
 16.Пересказывать небольшие произведения.
  
 17.Составлять рассказ из опыта: о предмете, по сюжетной картине, набору картин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь дошкольник...

Данный материал поможет Вам понять, в каких областях навыков и умений  необходимо приложить Ваши дополнительные усилия для их развития...

Что должен знать и уметь дошкольник?

Что должен знать и уметь дошкольник?Материал для педагогов и родителей...

"ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК"

Ваш ребенок ходит в садик или в подготовительную группу. Вы помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которы...

Консультация для родителей «ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК»

За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет...

Консультация педагога-психолога для родителей "Что должен знать и уметь дошкольник 3-4 лет к концу учебного года по ФГОС"

Консультация разработана на основании ФГОС ДО в соответствие с Программой "От рождения до школы"....

Консультация педагога-психолога для родителей "Что должен знать и уметь дошкольник 4-5 лет к концу учебного года по ФГОС"

Консультация разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с Программой "От рождения до школы"....

Консультация педагога-психолога для родителей "Что должен знать и уметь дошкольник 5-6 лет к концу учебного года по ФГОС"

Консультация разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с Программой "От рождения до школы"....