Что должен знать и уметь дошкольник...
консультация (старшая группа) по теме

Серикова Ирина Алексеевна

Данный материал поможет Вам понять, в каких областях навыков и умений  необходимо приложить Ваши дополнительные усилия для их развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

К концу года ребенок 5-6 лет должен:

                 ФКЦМ (формирование целостной картины мира)

  •  Рассматривать, наблюдать и обследовать предметы;
  • Знать и называть качества  и свойства предмета (не менее 4-5);
  • Знать и называть сезонные проявления и изменения в природе;
  • Знать последовательность дней недели, части суток, времена года, название текущего месяца;
  •  Узнавать и называть некоторые растения, грибы, животных (в т.ч. пустыни и Севера), птиц, обитателей водоемов и т.д. Знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается); 
  • Понимать эстетическую, познавательную и практическую ценность природы; проявлять желание заботиться о природе.

                  Безопасность

  • Соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила пользования бытовыми приборами (под присмотром взрослых), правила общения с животными;
  • Избегать контактов с незнакомыми людьми.

                  Социализация

  • Активен в сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, подвижных играх;
  • В играх действовать по правилам;
  • Проявляет любовь к родителям, уважение к сотрудникам детского сада;
  • В общении со сверстниками быть дружелюбным и доброжелательным;
  • Распознавать разные эмоциональные состояния;
  • Знать название города, в котором живет, некоторые сведения о его достопримечательностях;
  • Знать название своей страны, её государственные символы, испытывает гордость за свою страну;
  • Знать имя, отчество родителей;
  • Понимать и называть некоторые родственные отношения (сын, дочь, внук, внучка, бабушка и т.д.)
  • Знать свои имя, фамилию, возраст, пол, домашний адрес, членов семьи, профессию родителей.

                Коммуникация 

  • Употреблять в речи простые и сложные предложения;
  • Пользоваться прямой и косвенной речью; 
  • Поддерживать непринужденную беседу; 
  • Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым, из личного опыта;
  • Правильно произносить все звуки родного языка;
  • Знать наизусть несколько стихотворений;
  • Знать термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звук», «звуковой анализ слова», правильно понимать и использовать их;
  • Делить на слоги двух- и трех- слоговые слова;
  • Осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов;
  • Определять место звука в слове;
  • Составлять предложение с заданным количеством слов;
  • Определять количество и последовательность слов в предложении;
  • Знать основные правила этикета (телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикета взаимодействия в общественных местах);
  • Использовать невербальные средства выразительности (мимику, жесты, позу).

             Художественная литература 

  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  • Выразительно читать стихи наизусть;
  • Знать фамилии 3-4 писателей и 2-3 художников-иллюстраторов;
  • Знать типичные особенности некоторых литературных жанров (стихотворение, сказка, рассказ), отличать их.


       Формирование элементарных математических представлений

  • Знать и называть все цвета спектра, некоторые оттенки (темно-красный, светло-серый и т.д.), 3-5 тонов цвета (лимонный, сиреневый, салатный и т.д.)
  • Знать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция) и формы (шар, куб, цилиндр);
  • Знать и понимать отличие числа от цифры, правильно оперировать этими понятиями;
  • считать в пределах 10 (количественный счет), порядковый счет, отвечать на вопрос «сколько всего» (используя число, как итог подсчета), пользоваться цифрами от 0 до 9 и цифрой 10;
  • Сравнивать предметы по форме, цвету, размеру, объему, вкусу, запаху, фактуре и т.д., группировать по этим признакам, пользоваться сравнительными словами;
  • сравнивать 2 группы предметов (в т.ч. используя счет): «больше, меньше, столько же», увеличивать и уменьшать на 1-2;
  • Группировать, уравнивать, упорядочивать 5-8 предметов;
  • Понимать отношения между частью и целым (часть всегда меньше целого);
  • Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз, далеко, близко, внутри, вне) 
  • Выделять структуру геометрической фигуры (угол, сторона, вершина);
  • Пользоваться условной меркой.

                Рисование

  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов; 
  • Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение 
  • Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы;
  • Владеть техническими навыками: делать набросок, смешивать краски, рисовать нетрадиционными способами, рисовать всем ворсом кисти, концом кисти, примакиванием; закрашивать карандашами в одном направлении, не выходя за контур; 
  • Различать произведения разных жанров искусства: скульптура, архитектура, предметы народного промысла, живопись;
  • Называть и различать жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.

               Лепка 

  • Лепить предметы, состоящие из нескольких частей; 
  • Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания; 
  • Владеть навыком округлого раскатывания; 
  • Владеть навыком рационального деление пластилина 
  • Использовать в работе стеку; 
  • Умение передавать в лепке движения; 
  • Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином. 

             Аппликация 

  • Правильно держать ножницы и действовать ими; 
  • Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа; 
  • Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой; 
  • Вырезать круги и овалы из квадрата и прямоугольника, преобразовывать одни фигуры в другие (квадрат в треугольники, квадрат в мелкие квадраты);
  • Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

            Конструирование 

  • Анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;
  • Планировать этапы создания собственной постройки; 
  • Создавать постройки по рисунку; 
  • Уметь использовать чертеж;
  • Конструировать из бумаги, конструировать по типу оригами; из природного и бросового материала.




Предварительный просмотр:

К концу года ребенок 6 -7 лет должен:

  • иметь представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
  • Знать домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии
  • Иметь представление о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
  • свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке.
  • соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Знать некоторые дорожные знаки и их назначение.
  • представление о школе, библиотеке, музее.
  •  Знать достопримечательности города.
  •  Иметь знания о флаге, гербе и гимне России, узнавать президента
  •  Иметь представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.

Формирование элементарных экологических представлений

  • Иметь представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
  • Иметь представление об условиях жизни комнатных растений, о способах их вегетативного размножения. Устанавливать  связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знать с лекарственные растения (подорожник, крапива и др.).
  •  Знать домашних, зимующих и перелетных птиц; домашних животных и обитателях уголка природы, диких животных.  Иметь представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
  •  Иметь знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся, о некоторых формах защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.)
  • Иметь представления об  особенностях жизни насекомых (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — и дуплах, ульях). Различать  по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица). Уметь сравнивать насекомых но способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

  • систематизировать представления о временах года.
  • Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Различать  такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
  • Устанавливать  причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
  • Правильно  вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
  • Определять  свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).

Коммуникация (развитие речи)

  • Высказывать  предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Уметь  отстаивать свою точку зрения.
  • Различать  на слух и произносить все звуки родного языка. Внятно  и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Называть  слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.
  • согласовывать слова в предложении.
  • Уметь образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  • правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если бы и т.д.).

Связная речь

  • быть доброжелательными и корректными собеседниками, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
  • составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. С помощью взрослого составлять план рассказа и придерживаться его.
  • составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте

  • Иметь представления о предложении (без грамматического определения). Уметь составлять предложения , членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
  • Делить  двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
  • Составлять слова из слогов (устно).
  • Выделять  последовательность звуков в простых словах.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет

  • Иметь представления о множестве: уметь  формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Уметь объединять, дополнять множества, удалять из множества части или отдельные его части. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
  • Понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), уметь увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
  • Называть  числа в прямом и обратном порядке (устный счет), начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Раскладывать  число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
  • Иметь представление о монетах  достоинством 1, 5,10 копеек, 1, 2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
  • На  наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (- ) и знаком отношения равно (=).

Величина

  • Считать  по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целой и целое по известным частям.
  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
  • Измерять  объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
  • Иметь представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать предметы (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Иметь представление о весах.
  • Иметь представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма

  • Знать геометрические фигуры, и их элементы (вершина, угол, стороны) и некоторых их свойств.
  • Иметь представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
  • Распознавать  фигуры независимо от их пространственного положения.  Изображать , располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга —круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

Ориентировка в пространстве

  • Ориентироваться  на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения  в заданном направлении, отражать в речи их пространственное расположение {вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
  •  «читать»   простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве:  направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени

  • Иметь элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  • Пользоваться  в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  •  Определять  время по часам с точностью до  1 часа,

Нравственное  воспитание

  • договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками.
  • ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Трудовое воспитание

  • Старательно , аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Участвовать  в совместной трудовой деятельности наравне со всеми,
  • Знать профессии родителей и место их работы.

Самообслуживание

  • Самостоятельно  и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
  • Относить  после еды и аккуратно складывать в раковину посуду.
  • Замечать  и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.

Хозяйственно-бытовой труд

  • Поддерживать  порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).
  • Наводить  порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой —от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.
  • Самостоятельно , быстро и красиво убирать постель после сна.

Ручной труд

Работа с бумагой и картоном. Складывать  бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.).

Создавать  предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Создавать  объемные игрушки в технике оригами.

Работа с тканью. Вдевать  нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Делать  аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т.д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным материалом. Создавать  фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

Аккуратно и экономно использовать материалы.

Художественная литература

  • Иметь представление о выразительных средствах (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения)
  • Пользоваться исполнительскими навыками при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
  • Объяснять  основные различия между литературными жанрами сказкой, рассказом, стихотворением.
  • Называть любимые сказки и рассказы; знать 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
  • Называть 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг.

Художественно-эстетическое воспитание

•        Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

•        Называть основные выразительные средства произведений искусства.
В рисовании

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения

В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения; создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений.
  • Выполнять декоративные композиции способам и налепа и рельефа

•Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства
В аппликации

•        Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания

•        Создавать сюжетные и декоративные композиции.

Конструирование

  • Сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать;
  • сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
  • Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Игровая деятельность

  • Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр
  • Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
  • Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
  • Моделировать предметно-игровую среду.
  • В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
  • Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
  • Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.
  • Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь дошкольник?

Что должен знать и уметь дошкольник?Материал для педагогов и родителей...

"ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК"

Ваш ребенок ходит в садик или в подготовительную группу. Вы помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которы...

Консультация для родителей «ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК»

За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет...

Консультация педагога-психолога для родителей "Что должен знать и уметь дошкольник 3-4 лет к концу учебного года по ФГОС"

Консультация разработана на основании ФГОС ДО в соответствие с Программой "От рождения до школы"....

Консультация педагога-психолога для родителей "Что должен знать и уметь дошкольник 4-5 лет к концу учебного года по ФГОС"

Консультация разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с Программой "От рождения до школы"....

Консультация педагога-психолога для родителей "Что должен знать и уметь дошкольник 5-6 лет к концу учебного года по ФГОС"

Консультация разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с Программой "От рождения до школы"....

Консультация педагога-психолога для родителей "Что должен знать и уметь дошкольник 6-7 лет к концу учебного года по ФГОС"

Консультация разработана на основании ФГОС ДО, в соответствии с Программой "От рождения до школы"....