"Ребёнок и речь"
статья по логопедии
Из статьи родители узнают, что должно насторожить в речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebyonok_i_rech.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок и речь
РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:
- Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.
- Правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.
- Развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций.
- Формирование потребности в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает
- Способность говорить
- Способность понимать сказанное
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
- Самостоятельной монологической речью
- Звуковой формой слов
- Значением слов
- Грамматикой
Речевое развитие вашего ребенка существенно
отличается от речевого развития его сверстников?
Вам необходима консультация специалистов:
- педиатра
- психиатра
- невролога
- логопеда
- психолога
Возможно, понадобится тоже помощь сурдолога, окулиста, врача-генетика, эндокринолога.
Прежде всего постарайтесь ответить на вопрос: «что именно больше всего Вас тревожит?»
- Отметьте, что происходит с ребенком в течение дня.
Что беспокоит вас в его поведении:
2. Вы считаете, что у Вашего ребенка речевые проблемы? Начните с оценки сложившейся ситуации.
Отсутствие речи в три года – это не просто запаздывание.
Это сигнал о грубых речевых нарушениях!
Но беспокойства также могут вызвать:
- Задержка на стадии называния
- Невнятная речь
- Не хочет говорить
- В речи появились запинки
Адекватная помощь возможна, только если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз.
Для получения объективного представления о ребенке необходимы анамнестические сведения, то есть история внутриутробного и раннего развития.
- Как протекали беременность и роды?
- Не было ли серьезных заболеваний, операций и травм?
- Как плакал ребенок?
- Была ли подготовка к крику в виде покряхтывания?
- Чем можно было его успокоить? Не создавалось ли у Вас ощущение, что малыш беспричинно плачет или заходится криком?
- Слышались ли интонация в крике?
- Можно ли было понять, что требовал ребенок криком, и какова была его ответная реакция на Ваше понимание?
- Когда появился интерес к погремушкам, или к каким-нибудь другим предметам? Сопровождалось ли занятие с ним эмоционально-голосовыми возгласами?
- Какие звуки, сочетание звуков произносил ребенок? Когда они появились, насколько разнообразными были, какими интонациями сопровождались?
- Когда появились первые слоговые цепочки? Насколько разнообразными они были? Появлялись ли они самостоятельно или в ответ на ваше обращение?
В кругу семьи
Дошкольный возраст
В 4 года фразовая речь ребенка включает предложения из 5-6 слов, дети сопровождают речь игрой. Словарный запас 2000 слов. К 5 годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. В 4.5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребенка к овладению письменной речью. К 6 годам ребенок овладевает значением производных слов. На 7 году жизни ребенок начинает осознавать себя как социального индивида и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности.
Основания для беспокойства - Ограничен бытовой словарь; не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия. Неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связанно рассказать о происходящих событиях.
Периоды развития понимания речи
Понимание речи предполагает не только восприятие слышимых звуков, но и расшифровку смысла речевого потока.
1 уровень. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса (3-6 месяцев).
2 уровень. Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам (1-10 месяцев).
3 уровень. Ребенок понимает названия отдельных предметов (10-12 месяцев), узнает их изображения (12-14), узнает их на сюжетных картинках (15-18).
4 уровень. Ребенок понимает обозначение действий в различных ситуациях, причинно-следственные связи (2 года 6 мес.)
5 уровень. Ребенок понимает сложно подчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной ситуации (к 4 годам)
Эмоциональная сторона речи
В процессе речевого развития эмоциональная сторона речи играет особую роль, так как начинает свое существование с рождения ребенка и отражает малейшие изменения его психологического состояния.
Основания для беспокойства: Нарушена способность к установлению эмоционального контакта; не реагирует на обращение; нет жестов; не переносит малейшие изменения в условиях существования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребёнок и речь ( общие сведения).
Общие сведения:что такое речь;что неоходимо для нормального становления речевой деятельности;что входит в понятие "овладение речевой деятельностью";чем овладевает ребёнок к сташму дошкольному возрасту...
Ребёнок и речь. Периодизация развития речи.
Родители должны хорошо представлять, что речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом их них элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. В консультации подробно...
Как обучить ребёнка связной речи
Как развить умение последовательно, точно и образно научить ребёнка излагать свои мысли или литературный текст в дошкольном возрасте....
Тема: «С ребёнком играем, речь развиваем».
Консультация учителя-логопеда для воспитателей и родителей детей, посещающих ГКП Тема: «С ребёнком играем, речь развиваем». ...
Буклет "Как родители могут помочь ребёнку развивать речь"
Информация для родителей о развитии речи ребёнка по основным направлениям. Подборка игр и упражнений....
Консультация "Помогаем ребёнку овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь"
Ожидание ребенка ставит перед родителями множество задач, среди которых решение вопросов, связанных с развитием ребенка, в том числе и речевым. Многочисленные журналы и книги содержат разнообразные св...