Ребёнок и речь. Периодизация развития речи.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

Родители должны хорошо представлять, что речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом их них элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. В консультации подробно описывается , как формируется речь у детей, начиная с младенчества и до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребёнок и речь. Периодизация развития речи.

(консультация для родителей)

Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой  закономерности. Развитие речевой системы можно охарактеризовать как последовательное и скачкообразное одновременно.

  • Младенчество

Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года жизни. Но задолго до этого ребёнок начинает общаться с миром.

От рождения до шести месяцев.

Уже к концу первого месяца по характеру плача младенца можно понять некоторые его желания. С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребёнок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится всё более интонированным, выразительным. В три- четыре месяца начинает  формироваться  избирательное внимание к речи окружающих. Ребёнок начинает узнавать голос матери (или близкого человека). Появляется гуление. К концу четвёртого месяца младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке. Забавляясь звуками, малыш не только произносит различные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги, произнося целые «монологи».

Изоляция ребёнка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в  развитии и изменения личности.

Речь не развивается вне общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребёнка всё время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать своё отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь способствует более полноценному развитию малыша.

  • Основания для беспокойства

- ребёнок не реагирует на звуки;

- не поворачивает голову в сторону взрослого;

-у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие  вспомогательного кряхтенья перед криком, однообразное  гуление;

- отсутствие смеха;

- не формируется избирательное внимание к речи окружающих

  • 7-10 месяцев.

Вторая половина младенчества характеризуется изменением отношения ребёнка к окружающему. У него начинается период активного интереса.

Ребёнок не только вступает в общение со взрослыми, но и начинает исследовать различные предметы. Развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. Н а 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов. Развивается отражённый лепет – повторение за взрослым и самолепет - собственная  речевая активность. Ребёнок начинает выполнять простые  словесные инструкции, дополненные жестами. В 8- 9 месяцев интенсивно развивается  понимание речи, возрастает  стремление контактировать со взрослыми.

  • Основания для беспокойства

- отсутствие  лепета;

- невыполнение простых словесных команд;

- отсутствие подражательных игровых действий

  • 10-12 месяцев

К концу первого года жизни ребёнок уже владеет достаточно разнообразными способами эмоционального взаимодействия с близкими, он активен в освоении нового, начинает демонстрировать свои умения по просьбе. В это время ребёнок начинает овладевать элементами социально- бытовых навыков – проситься на горшок, поддерживать чашку или ложку и т.д. Говорит простые слова, обозначающие желания, намерения.

Овладение ходьбой – важный этап взросления. Передвигаясь самостоятельно, ребёнок делает новые открытия, сам решает с кем ему общаться и играть. У него появляются новые желания, новые слова.

  • Основания для беспокойства

 -ребёнок не реагирует на своё имя;

-отмечается отсутствие лепетных слов

  • Ранний возраст

После года развитие речи идёт стремительно. Ребёнок всё больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного – двух слогов. Возрастает потребность ребёнка в речевом общении в связи с различными видами его деятельности. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и  что с ним можно делать, для чего он нужен.  Если взрослые не поддерживают обращений ребёнка, то заглушается сама потребность в общении, задерживается развитие активной речи. В этом возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребёнка насчитывается около 20 слов, в 2 года- 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух и трёх слов.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трём годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы ребёнок начинает использовать развёрнутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. К трём годам ребёнок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. Возникают первые модели словообразования. Появляются характерные признаки речевого обобщения, речь начинает становиться  регулятором поведения.

  • Основания для беспокойства

- стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам (такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых 3-5 слов); при появлении речевого подражания ребёнок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, используя аморфные слова, например: дека- девочка, пику-купи, пэха-хлеб;

- ребёнок не строит из накопленных слов предложений; не появляются глаголы;

- ребёнок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например, Аня хочет нет – Я не хочу;

- не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»);

- во время речи кончик языка высовывается между зубами;

- звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

  • Дошкольный возраст

В 4 года фразовая речь ребёнка включает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас достигает к 4 годам – 2000 слов. К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д. Развитие любознательности заставляет ребёнка ставить перед собой всё более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.

В 4,5 – 5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создаёт готовность к овладению письменной речью. К концу  пятого года высказывание ребёнка начинает напоминать по форме короткий рассказ.

К шести годам происходит овладение значением производных слов и словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи.

На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социального индивида: у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на различных этапах жизни. Язык может стать предметом изучения.

  • Основания для беспокойства

-у ребёнка ограничен бытовой словарь;

-он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по обобщающему признаку, одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д.;

-затрудняется заменить слово синонимом: собака-пёс, смотреть – глядеть и т.д.:

-подобрать к слову антоним: сахар- соль, холодный - горячий, улыбаться- хмуриться и т.д.;

-ребёнок неактивен в речевом общении; он не может связно рассказать о происходящих событиях;

-неправильно произносит звуки;

-искажает слоговую структуру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева...

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева. Презентация

Этапы формирования речи у детей. Периодизация развития речи детей А.Н. Леонтьева. Презентация...

Консультация для родителей по развитию речи "Особенности развития речи детей."

Форма проведения: традиционное собрание Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка Задачи: · Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка раннего воз...

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи ОО "Развитие речи" на тему "Посуда"

Образовательные задачи: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана.Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и ...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....