Как обучить ребёнка связной речи
статья по развитию речи ( группа) на тему
Как развить умение последовательно, точно и образно научить ребёнка излагать свои мысли или литературный текст в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Как обучить ребёнка связной речи.
Как же научить ребёнка в детском саду связной речи, чтобы он мог содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь его должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. Потому как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребёнка: при пересказах, при создании своих рассказов ребёнок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.д.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это выражается в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.
Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребёнка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи. Таким образом, под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Известны два вида речи – диалогическая и монологическая. Диалог – это разговор двоих или нескольких человек на тему, связанную с какой – либо ситуацией. Монолог – это речь одного собеседника, обращённая к слушателям. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя видами монологической речи: пересказом и рассказом.
В программе младшего дошкольного возраста нет специального раздела по обучению детей рассказыванию, однако с ними проводится большая подготовительная работа, которая способствует развитию навыков связной речи. Их учат выполнять действия по словесному поручению, отвечать на вопросы воспитателя, повторять за ним песенки из сказки. Занятия по описанию игрушки идет в виде дидактической игры, т.к. дети этого возраста не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами. Поэтому педагог после прослушивания ответов делает обобщение, которое для ребёнка является образцом рассказа. Первыми картинами для малышей являются картины, изображающие отдельные предметы, домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни. В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут ещё дать самостоятельного, связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объясняется малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.
Также в этом возрасте используется пересказ литературных произведений. Обучение пересказу лучше начинать с воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»), после этого можно переходить пересказу небольших рассказов с несложным сюжетом.
В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту Произведения, рекомендуемые для пересказа в средней группе отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Наряду с рассказами и сказками с ярко выраженной моралью даются и произведения, где мораль скрыта. Поэтому главное в обучении пересказу в этой группе – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. Это достигается, прежде всего предварительной беседой, которая проводится после первичного чтения.
В среднем возрасте уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования. Здесь уже можно составлять небольшие рассказы описательного характера или по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель должен стремиться, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ или совместный рассказ воспитателя и одного ребёнка. Затем можно перейти к рассказыванию по образцу, по плану.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картинок. В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приёмом обучения является образец, который даётся на каждом занятии. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала это небольшой план - два, три вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней. Широко используются дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Почтальон принёс посылку». Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы нетрудно было наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка, елочка, ёжик).
Рассказы из опыта тоже вводятся в средней группе. Основа развития этого вида рассказывания – содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник Частые наблюдения предметов и явлений окружающей жизни, сопровождающиеся чтением стихотворений, отрывков из художественных произведений, дидактические игры на описание, обогащение детской речи образными словами и выражениями – необходимые условия и предпосылки развития у детей умения рассказывать о случаях из своей жизни. Темы должны быть близки детям: «Наш праздник», «Где работают мои родители» и т.д.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Детям предлагаются более сложные, длинные произведения.
При обучении старших дошкольников пересказу художественных произведений вводятся новые виды занятий: а) пересказ по готовому плану, составленному или одним воспитателем, или совместно с детьми; б) пересказ по выбору детей, когда два – три знакомых произведений одно они пересказывают по своему желанию; в) пересказ в лицах или драматизация произведения.
В подготовительной группе можно подвести детей к пересказу описательных текстов. Можно рекомендовать для этого рассказы: К. Ушинского, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки.
В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии сюжетных картинок. В старшей группе целесообразно использовать и серии картинок на юмористические темы. Самое главное в руководстве такими занятиями – помочь детям разобраться в комической ситуации: почему это смешно?
К рассказам детей старшего возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств ( точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.). В старшей группе рассказ – образец педагога ещё используется, но он служит детям средством для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать. На занятиях в подготовительной группе образец воспитателя предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. Лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: это и описание игрушки. Игрушки подбираются более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного расположения её частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). Дети могут описать не одну игрушку, а композицию из 2 – 3 игрушек, указывая их расположение на столе, сравнивая их по элементам. Так же проводятся занятия по составлению сюжетного рассказа по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке. Последний вид рассказа вводится в старшей группе во второй половине года и типичен для подготовительной группы. Широко используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажем о своей любимой игрушке». Интересные рассказы составляют по наборам игрушек, которые часто выбирают сами. Можно составить рассказ в виде инсценировки. Например, рассказ о кошке и мышке: «Узнала кошка, что в её доме мышка себе норку устроила. Вот стала она её караулить. Тихо ступает кошка мягкими лапками, и не слышно её. Выбежала мышка – бархатная шубка погулять. Далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела её кошка схватить. Да не тут – то было. Ловкая мышка юркнула в свою норку». Рассказ сопровождается действиями игрушек.
В старшей и подготовительной группах повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказов по памяти: из индивидуального, коллективного опыта, дидактические игры на описание без наглядного материала. Эффективность проведения занятий во многом зависит от того, насколько целенаправленно велась предварительная работа, определяющая богатство и разнообразие коллективного и индивидуального опыта, развитие умений детей отобрать для рассказа самое интересное и существенное и найти целесообразную форму передачи этого содержания.
К этому виду рассказывания относится и составление коллективного письма заболевшему товарищу или переписка с детьми из другого города. При составлении текста письма у детей развивается умение правильно составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием, и своей структурой.
Творческие рассказы детей качественно отличаются от описательных рассказов, так как строятся на другой психологической основе – детском воображении. Воссоздающее воображение возникает у детей в словесной деятельности к концу шестого и на седьмом году жизни. Составляя творческий рассказ, ребёнок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов. Уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.
Существуют различные варианты творческих рассказов: придумывание рассказов об игрушке, по картине, по плану педагога , по теме предложенной воспитателем, на самостоятельно выбранную тему, придумывание части рассказа или сказки.
Если дети уже легко придумывают реалистические рассказы об игрушках, знают много сказок и любят их, то можно дать им задание придумать сказку об игрушке. Для начала можно использовать игрушки, изображающие сказочного персонажа (Красная Шапочка, Кот в сапогах, Буратино). План сказки примерно таков: какая игрушка попала ночью в детский сад? О чём она разговаривала с другими игрушками? Сказка включает в себя описание игрушки и диалог игрушек
Творческий рассказ по картине включает в себя события, которые были, есть и будут. Можно придумывать только одну часть рассказа – завязку, основные события, конец рассказа. Начало придумывает воспитатель, остальное – дети, можно включить других героев сказок, добавлять события, изменять время года, время эпохи.
Ребёнку легче придумать творческий рассказ, если в его распоряжении имеется серия картинок или крупных фотографий, открыток, сюжетных рисунков.
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно. В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадёт.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает ещё больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребёнок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, но могут быть и разные темы. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства. Настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.
Самый сложный вид рассказывания – это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успех во многом зависит от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идёт в подготовительной группе постепенно, под влиянием точных указаний воспитателя. Сначала дети рассказывают по плану воспитателя. По мере освоения этого вида рассказывания они могут рассказывать и по своему плану и в своей последовательности.
В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.
Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. «Обучаем детей связной речи»
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам.Замечено, что часто наши дети...
Консультация для родителей:"Обучаем детей связной речи"
В помощь родителям......
Консультация учителя - логопеда для родителей: «Обучаем детей связной речи».
В консультации представлены советы для родителей по развитию у детей связной речи в свободное время дома, на прогулке или на отдыхе. Также родители смогут найти в консультации несложные игры, задания ...
Консультация для родителей по теме: «Обучаем детей связной речи»
Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему....
Консультация для родителей "Обучаем детей связной речи"
Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребёнка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим...
Обучаем детей связной речи
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения...
Консультация "Обучаем детей связной речи"
Формирование у дошкольников связной речи. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка....