Нетрадиционные формы постановки звуков
статья по логопедии
При формировании правильного звукопроизношения проводят 5 видов работ по постановке звуков:
1.Артикуляционная гимнастика, где каждый вид артикуляционной гимнастики зависит от фиксации переходного движения
2.Массаж
3.Развитие фонематического слуха (6 этапов)
4.Отрабтка опорных звуков (для каждой группы свой)
С – для постановки свистящих звуков.
Ф – для воспитания воздушной струи.
Т – для постановки шипящих звуков и звука -Р-.
Ы – для звука -Л-.
5.Работа над мелкой мускулатурой рук.
Цель постановки звуков – добиться чистоты произношения. Постановка звуков проходит как традиционным, так и не традиционным способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netr._formy_postanovki_zvukov.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для учителей-логопедов
на тему:”Нетрадиционные формы постановки звуков”
Подготовила:
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 38 компенсирующего вида
Невского района
Куприянова Оксана Викторовна
г. Санкт-Петербург
2021
При формировании правильного звукопроизношения проводят 5 видов работ по постановке звуков:
1.Артикуляционная гимнастика, где каждый вид артикуляционной гимнастики зависит от фиксации переходного движения
2.Массаж
3.Развитие фонематического слуха (6 этапов)
4.Отрабтка опорных звуков (для каждой группы свой)
С – для постановки свистящих звуков.
Ф – для воспитания воздушной струи.
Т – для постановки шипящих звуков и звука -Р-.
Ы – для звука -Л-.
5.Работа над мелкой мускулатурой рук.
Цель постановки звуков – добиться чистоты произношения. Постановка звуков проходит как традиционным, так и не традиционным способами.
Боковой сигматизм
С – используются следующие приёмы постановки.
1.”Кушай свой язык”
а)держа кончик языка за нижними зубами жевать боковые края (2-3 занятия)
б)”жуя” язык произносить звук -и- (2-3 занятия)
в)выполняя вышеуказанное, попросить подуть длительно на кончик языка.
Произносится звук -С-. А через 1-2 недели оторваться от жевания языка.
2.Механический путь:взять марлевую салфетку (платок), вытянуть кончик языка и приложить его к нижней губе, держа его в таком положении попросить ребёнка подуть. И в таком положении отрабатывать звуки в слогах. СА-СЫ и в этом положении начать автоматизацию. Слоговой период очень длительный.
3. Постановка -С- с использованием соломинки. Пластмассовая соломинка лежит на середине языка, высунутого. Она задвинута на 2-2,5 см. за зубы вдоль языка между резцами. Ребёнок учится дуть на руку или пух через соломинку, придерживая её сначала губами, а потом только зубами и языком. Постепенно соломинку выдвигают изо рта и ребёнок самостоятельно воспроизводит зубное -С-
Шипящие звуки
а)Ставить также от -С- с жеванием, но с механической помощью (поднять кончик языка вверх шпателем)
б)-Ш- при наличии проторного -Р- наиболее проста постановка -Ш- от его шёпотного произношения при сближенных зубах и округлённых губах.
-Ч- Аффрикат -Ч- ставят от -Т`- или от слияния -Т`- и -Щ-. Введение в слоги начинают с закрытых.
в)”Отрабатывать блинчики” - поднять кончик языка к верхней губе и отрабатывать воздушную струю. Открыть рот и язык занести за верхние зубы.
Межзубное произношение
Важное упражнение “Катушка” или “Киска сердится”. Отрабатывать на “катушке” слоги СА-СЫ (в течение 1-го месяца) и с этими же слогами слова, предложения. На “катушке” хорошо использовать пение СА, СЫ на разных мотивах песен ( в течение 1-2 месяцев). Потом со слогами СО, СУ.
Звук -Л-
1.Отработать широкий язык “блинчик”, потом поднять кончик языка к верхним зубам и произносить -А- (как межзубно), получается АЛА-АЛА. Постепенно перевести за зубы.
2.Логопед сидит на маленьком стульчике, ребёнок перед ним стоит в знаке вопроса (наклонившись). Логопед давит пальцами ребёнку под яблоки, а ребёнок кончик языка держит между зубами (1-2 недели). Можно имитировать рёв медведя (аыл, аыл) потом кончик убрать вверх и начать автоматизацию звуков.
Звук -Р-
Постановка звука от -З-, -Ш-, -Д- и межзубного дрожания языка. Язык положить на верхнюю губу и выдыхать (ПРР) кончик языка дрожит.
Горловое – 1.Чёткость отработки упражнения “Барабанщик” (1-2 занятия) Д-Д медленно.
2.Пальчик “Солдатик”. Темп убыстрять и доводить д-д-д-д-, до автоматизма.
3.Делать пальчиком движения под языком “змейкой”.
4.На 3-ем занятии брать произношение ДЗЫНЬ.
СОВЕТЫ:
1.Чтобы снять ТР – утрированное нужно попросить ребёнка произнести ласково, нежно слова (РАМА) или (РАН) одноударно.
2.Если есть -Рь-, а нет -Р- то перейти от -Рь- произнеся раскатисто слова: рррррис, Ирррина.
Список использованной литературы:
1.Из материалов методического объединения учителей-логопедов г. Братска 1990 г.
2. Материалы с курсов Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме:"Вопросы организации и методика коррекционно-развивающей и профилактической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста при дизартрии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в индивидуальной форме «История про щенка. Постановка звука [Р]»
Начальные этапы работы по постановке звука "Р" в индивидуальной форме...
Конспект открытого мероприятия в нетрадиционной форме работы с родителями во 2 младшей группе: постановка кукольного спектакля по русской народной сказке «Снегурушка и лиса»
Нетрадиционные формы работы с родителями. Конспект постановки кукольного спектакля по русской народной сказке «Снегурушка и лиса» во 2 младшей группе с участием родителей...
Традиционные и нетрадиционные способы постановки звука Р.
Для многих людей умение правильно произносить звук Р является одним из главных, и часто обращаясь за помощью к логопеду, родители говорят именно о нём, о неумении реб...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм "«Автоматизация звуков «С» и «Ш» "
Повышение уровня компетентности учителей-логопедов по вопросам организации коррекционно-развивающей работы с применением нетрадиционных форм работы с песком....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм "«Автоматизация звуков «С» и «Ш» "
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Организация коррекционно...
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....