Роль взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе ГБДОУ.
статья по логопедии
Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя
в логопедической группе ГБДОУ.
Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Дети с нарушением речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционную помощь в условиях дошкольного учреждения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, проблемы в обучении. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития.
Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя. Целью коррекционной работы является воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Закрепление формирования правильного произношения звуков.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:
- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;
- обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
- оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
- совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
- еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
В тетради взаимосвязи с воспитателями в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный словарь по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
— логопедические пятиминутки;
— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
— индивидуальная работа;
— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного
материала.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование состояния речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Наблюдение за общим развитием детей, состоянием их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы. |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Заполнение диагностических карт по образовательным областям, изучение результатов с целью перспективного планирования работы. |
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом | |
5. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: памяти, внимания, воображения, мышления. | 5. Развитие памяти, внимания, воображения, вербально - словесно-логического мышления в игровых упражнениях. |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
Развитие фонетического компонента языковой системы: - общих речевых навыков (дыхания, голоса, артикуляторной моторики), звукопроизношения; - восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов; - просодической организации речи (темпа, неречевого и речевого ритма с опорой на зрительное и слуховое восприятие, логического и вербального ударения, интонации). | Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом. |
10. Формирование фонематических процессов: - фонематического восприятия; - фонематического анализа и синтеза; - фонематических представлений. | Закрепление навыков, усвоенных детьми, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда. |
11. Совершенствование состояния лексического компонента речи. | 11. Учёт лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса по текущей лексической теме во всех режимных моментах. |
13. Формирование грамматического строя речи: - процесса словоизменения имен существительных, имен прилагательных, глаголов; - процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов; -синтаксической структуры предложения. | 13. Включение отработанных грамматических конструкцийв ситуацию естественного общения у детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течении всего времени общения с ними. |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы. | 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, закрепляя логопедическую работу в этом направлении |
17.Совершенствование графомоторных навыков, обучение элементам грамоты, предупреждений нарушений письма и чтения. | 17.Закрепление графомоторных навыков. |
Коррекционная работа воспитателя проходит и во время режимных моментов, в процессе самообслуживания, на прогулке, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Воспитатели создают условия для развития речевого общения детей: организовывают и поддерживают речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждают внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказывания; создают ситуацию общения; контролируют сформированные произносительные навыки.
Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. Совместная работа логопеда с воспитателями является основной частью всего педагогического процесса, которая предполагает: проведение педагогических миникомиссий, посвященных анализу нарушений речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия каждому воспитаннику группы; проведение мастер – классов для воспитателей с целью знакомства с некоторыми приемами работы, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей; сотрудничество при организации и проведении праздников; консультирование воспитателей о состоянии речи конкретного ребенка, влиянии речевых нарушений на эмоционально – волевую сферу детей; выдача рекомендаций к проведению коррекционно – образовательной работы с детьми с целью повышения эффективности речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и в...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП В МБДОУ Д/С № 7 «ВИШЕНКА» Г. ПРОТВИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Правильная речь – главнейший показатель готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у дошкольник...
Конспект взаимодействия учителя -логопеда с воспитателем логопедической группы на тематические недели "Мебель и ее части" и "Сад-огород "
Мной с начале учебного года составляется тематический план на весь учебный год, согласно которому воспитатель планирует свою работу...
Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы по автоматизации поставленных звуков в процессе театрализованной деятельности
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Дети, посещающие нашу группу, имеют все диагноз...
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями логопедических групп
для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы и родителями"
Творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития лич...
тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы
Примерный тематический материал, разработанный для воспитателей ....