Роль взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе ГБДОУ.
статья по логопедии

Анна Моисеенкова

Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Роль взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя

в логопедической группе ГБДОУ.

   Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Овладение родным языком является важнейшим условием обеспечения готовности детей к обучению в школе, успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества. Дети с нарушением речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционную помощь в условиях дошкольного учреждения. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, проблемы в обучении. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития.

   Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя. Целью коррекционной работы является воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2. Закрепление формирования правильного произношения звуков.

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4. Развитие навыка связной речи.

   Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:

- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;

- обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;

- оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

- совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;

- еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.

   В тетради взаимосвязи с  воспитателями в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный словарь по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного

материала.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование состояния речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Наблюдение за общим  развитием  детей, состоянием  их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение диагностических  карт по образовательным областям, изучение результатов  с целью перспективного планирования работы.

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: памяти,  внимания, воображения, мышления.

5. Развитие памяти,  внимания, воображения, вербально - словесно-логического мышления в игровых упражнениях.

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

Развитие фонетического компонента языковой системы:

- общих речевых навыков (дыхания, голоса, артикуляторной моторики), звукопроизношения;

- восприятия и воспроизведения звукослоговой структуры слов;

- просодической организации речи (темпа, неречевого и речевого ритма с опорой на зрительное и слуховое восприятие, логического и вербального ударения, интонации).

Закрепление  речевых навыков, усвоенных детьми.

Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной  моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

10. Формирование фонематических процессов:

- фонематического  восприятия;

- фонематического анализа и синтеза;

- фонематических представлений.

Закрепление навыков, усвоенных детьми, включая выполнение заданий и рекомендаций  логопеда.

11. Совершенствование состояния лексического компонента речи.

11. Учёт лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса по текущей лексической теме во всех режимных моментах.

13. Формирование грамматического строя речи:

- процесса словоизменения имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

- процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

-синтаксической структуры предложения.

13. Включение отработанных грамматических конструкцийв ситуацию естественного общения у детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течении всего времени общения с ними.

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы.

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, закрепляя логопедическую работу в этом направлении

17.Совершенствование графомоторных навыков, обучение элементам грамоты, предупреждений нарушений письма и чтения.

17.Закрепление графомоторных навыков.

   Коррекционная работа воспитателя проходит и во время режимных моментов, в процессе самообслуживания, на прогулке, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. Воспитатели создают условия для развития речевого общения детей: организовывают и поддерживают речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждают внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказывания; создают ситуацию общения; контролируют сформированные произносительные навыки.

   Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе. Совместная работа логопеда с воспитателями является основной частью всего педагогического процесса, которая предполагает: проведение педагогических миникомиссий, посвященных анализу  нарушений речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия  каждому воспитаннику группы; проведение мастер – классов для воспитателей с целью знакомства с некоторыми приемами работы, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей; сотрудничество при организации и проведении праздников; консультирование воспитателей о состоянии речи конкретного ребенка, влиянии речевых нарушений на эмоционально – волевую сферу детей; выдача рекомендаций к проведению коррекционно – образовательной работы с детьми  с целью повышения эффективности речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и в...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП В МБДОУ Д/С № 7 «ВИШЕНКА» Г. ПРОТВИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Правильная речь – главнейший  показатель  готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у дошкольник...

Конспект взаимодействия учителя -логопеда с воспитателем логопедической группы на тематические недели "Мебель и ее части" и "Сад-огород "

Мной  с начале  учебного года  составляется  тематический  план  на весь учебный  год,  согласно  которому  воспитатель  планирует свою работу...

Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы по автоматизации поставленных звуков в процессе театрализованной деятельности

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Дети, посещающие нашу группу,   имеют все диагноз...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями логопедических групп

для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...

"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы и родителями"

Творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития лич...

тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы

Примерный тематический материал, разработанный для воспитателей ....