Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы по автоматизации поставленных звуков в процессе театрализованной деятельности
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Савинова Юлия Игоревна

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Дети, посещающие нашу группу,   имеют все диагноз – стертая дизартрия. Стертая форма дизартрии – распространенная речевая патология среди дошкольников.

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп,  маловыразительная речь     

При стертой дизартрии  этап автоматизации звуков затягивается. Ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук во фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям.
Мы решили  сделать процесс автоматизации поставленных звуков более интересным и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx_novoe.docx19.58 КБ
Файл teatr.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Дети, посещающие нашу группу,   имеют все диагноз – стертая дизартрия. Стертая форма дизартрии – распространенная речевая патология среди дошкольников.

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп,  маловыразительная речь     

При стертой дизартрии  этап автоматизации звуков затягивается. Ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук во фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям.
Мы решили  сделать процесс автоматизации поставленных звуков более интересным и увлекательным. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости и давало высокий результат?
Мы решили попробовать включить коррекционный материал в театрализованную деятельность. Театральные постановки пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в театральную игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Театрализованная деятельность дает возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время спектакля раскованно и свободно.
В процессе театральной деятельности мы используем разнообразные сказки. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Сказки любят все, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств.

В своей работе мы применяем  универсальный, комплексный и результативный метод воздействия в коррекционной работе - логосказка.

Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Тексты сказок для театральной деятельности мы используем разнообразные.  Мы сами составляем  содержание сказок таким образом, чтобы учитывались возрастные и индивидуальные потребности и интересы каждого конкретного ребенка. Так же мы используем сказки, представленные в книгах Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, О.Г. Ивановской, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко. Речевой материал подбираю  таким образом, чтобы отражалась тематика недели,  и в то же время максимально использовался автоматизируемый звук. Для этого у нас оборудован игровой столик, который превращается либо в лесную полянку, либо в пещеру волшебника, либо в сказочный городок. И каждый раз дети с увлечением «путешествуют» по сказке и с огромным интересом выполняют все задания и упражнения. Для каждой группы детей мы  придумываем  такую сказку, чтобы отрабатывались именно их проблемные звуки.

Использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым. Мы нашли в этой работе много плюсов:

  1. Исчезла необходимость искать новые приемы для поддержания интереса и инициативы у детей.
  2. Сократился временной интервал между постановкой звука и его автоматизацией в речи (детям так хочется участвовать в театральных постановках, что, зачастую, они пропускают этапы автоматизации звука в слогах и словах, сразу стараются произносить правильно его в речи.)
  3. Включается функция контроля (теперь ребенок сам контролирует свою речь по своей инициативе).
  4. В коррекционный процесс включаются родители.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружное методическое объединение воспитателей логопедических групп «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы по автоматизации поставленных звуков в процессе театрализованной деятельности.» учитель – логопед: Савинова Юлия Игоревна воспитатель логопедической группы: Казачинская Анна Омаровна МБДОУ №60 «Теремок»

Слайд 2

Стертая дизартрия Легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь . У ребенка с легким дизартрическим статусом нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. Однако все эти дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании..

Слайд 3

ЛОГОСКАЗКА Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Слайд 4

«КАК ЛИСА КРАПИВУ В ОГОРОДЕ ВЫВЕЛА» ( для автоматизации Р-Л) Жила-была Лиса, вышла она утром в огород, а он весь крапивой зарос. Тут-то Лиса и вспомнила, что мимо ее огорода Волк ходит, и придумала! Дай думает Лиса, когда Волк будет проходить мимо, приглашу его в гости! Вышла она утром в огород, смотрит, а мимо Волк бежит. Она и говорит ему: «Волчок – серый бочок, заходи ко мне в гости, мы с тобой чайку попьем.»

Слайд 5

« МЫШОНОК ШИШ» (для автоматизации ш - ж) Однажды Мышонок Шиш рано утром встал и на цыпочках к окошку подбежал. - Эй, Мышонок, как дела? Чем так недоволен, может быть, простудой болен? - Эх! – с грустью Шиш вздыхает, от досады головой качает. За окном мороз, метель метёт… Ветер дует, снег идёт. А у Жабы Жанны сегодня День Рождения, пригласила Жанна в гости на угощение. Ох, дорожку замело, по сугробам идти тяжело. Пойти к Жабе Жанне? Или нет? Может, вы дадите мне совет?

Слайд 6

«ЖУК ЖУЖЖАЛ» ( для автоматизации Ж) Жук. Однажды Жанна увидела большого оранжевого ( жука) . — Папа, что это за (жук)? — спросила Жан­на. — Этот (жук) — жужелица, — ответил папа. Жанна хотела поймать (жука), но он пожужжал , жужжал, пожужжал и улетел.

Слайд 7

«ЗАЙКА» ( для автоматизации р) На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками Р и Рь — помидоры, картофель, огурцы, редиска, репа, укроп, петрушка и морковь. Осенью собрал заяц урожай и решил часть овощей продать на базаре, а часть оставить себе. Овощи, в названии которых есть звук Рь , заяц оставил себе — редиску, репу.

Слайд 8

Виды театра: ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР ПЛОСКОСТНОЙ ТЕАТР ТЕАТР НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ТЕАТР ИГРУШКИ НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР МАГНИТНЫЙ ТЕАТР ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

Слайд 9

Центр театрализованной деятельности

Слайд 10

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР Преимущество применения пальчикового театра состоит еще и в том, что он не только стимулирует развитие мелкой моторики и корригирует звукопроизношение, но и помогает развивать : - пространственное восприятие; - интонационную выразительность речи; - лексико-грамматические компоненты речи; - воображение, память, мышление, внимание; - творческие способности и артистические умения у детей.

Слайд 11

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

Слайд 12

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Работа с куклами способствует процессу нормализации речи, в основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие закономерности усвоения языка и речи: - принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. - коммуникативно- деятельного подхода к развитию речи. - обогащение мотивации речевой деятельности.

Слайд 13

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Слайд 14

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду: Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Слайд 15

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Слайд 16

ТЕАТР ИГРУШКИ Театр игрушки – особая игровая форма взаимодействия ребёнка и взрослого. Игрушка выступает между ними как посредник, которому ребёнок доверяет. Это всегда радость, долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети. Дети охотно включаются в игру и доводят начатое до конца.

Слайд 17

ТЕАТР ИГРУШКИ

Слайд 18

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым. Мы нашли в этой работе много плюсов: 1. Исчезла необходимость искать новые приемы для поддержания интереса и инициативы у детей. 2. Сократился временной интервал между постановкой звука и его автоматизацией в речи (детям так хочется участвовать в театральных постановках, что, зачастую, они пропускают этапы автоматизации звука в слогах и словах, сразу стараются произносить правильно его в речи.) 3. Включается функция контроля (теперь ребенок сам контролирует свою речь по своей инициативе). 4. В коррекционный процесс включаются родители .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и в...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП В МБДОУ Д/С № 7 «ВИШЕНКА» Г. ПРОТВИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Правильная речь – главнейший  показатель  готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у дошкольник...

Конспект взаимодействия учителя -логопеда с воспитателем логопедической группы на тематические недели "Мебель и ее части" и "Сад-огород "

Мной  с начале  учебного года  составляется  тематический  план  на весь учебный  год,  согласно  которому  воспитатель  планирует свою работу...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями логопедических групп

для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...

"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы и родителями"

Творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития лич...

тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы

Примерный тематический материал, разработанный для воспитателей ....

Мастер-класс по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы «Чудо-игры»

М.В.: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Пушкарева Марина Владимировна, я учитель-логопед МКДОУ № 4 г. Аши.А.Ю.: А я воспитатель логопедической группы Бахарева Алена Юрьевна.М.В.:  Тема н...