ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП В МБДОУ Д/С № 7 «ВИШЕНКА» Г. ПРОТВИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Правильная речь – главнейший показатель готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у дошкольников возникают трудности общения с окружающими. Поиски эффективных методов и приёмов коррекции речи не утратили своей актуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya_-_logopeda_i_vospitateley_1.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП В МБДОУ Д/С № 7 «ВИШЕНКА» Г. ПРОТВИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Правильная речь – главнейший показатель готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у дошкольников возникают трудности общения с окружающими. Поиски эффективных методов и приёмов коррекции речи не утратили своей актуальности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях вопросу преемственности в работе узких специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели. В нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» существуют две логопедические группы с заключениями – ОНР, ФФНР, с дизартрическими компонентами.
Коллективы логопедических групп имеют богатый педагогический опыт. Преемственность в работе учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп для детей с речевыми нарушениями начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована.
Совместная коррекционная работа в логопедических группах предусматривает решение следующих задач, при которых учителя-логопеды формируют первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи, а воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.
Основные виды организации совместной деятельности учителей-логопедов и воспитателей в нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» - это совместное изучение содержания программы обучения и воспитания и составление совместного плана работы на весь период обучения.
Воспитателям необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым они непосредственно проводят занятия, но и тех, которые проводят учителя-логопеды, так как правильное планирование занятий воспитателей обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
Исходя из этого, разделяются задачи учителей - логопедов и воспитателей.
Задачи учителя-логопеда:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
- Работа по коррекции звукопроизношения.
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
- Работа по коррекции слоговой структуры слова.
- Формирование послогового чтения.
- Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
- Предупреждение нарушений письма и чтения.
- Развитие высших психических функций.
Задачи воспитателя:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
- Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
- Формирование связной речи.
- Закрепление навыков чтения и письма.
- Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
- Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Важным вопросом взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп – это организация и проведение открытых занятий. В начале учебного года учителя-логопеды знакомят воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
В нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» разработаны и используются воспитателями групп комплексы здоровьесберегающих мероприятий с целью улучшения работы артикуляционного аппарата, органов дыхания и голосообразования, общей и мелкой моторики и развития высших психических функций детей.
В целях наиболее полной жизни в наших группах планируем взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями Н.Е.Арбековой, Н.В.Нищевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Основной задачей наших логопедических групп является подготовка детей к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Наша совместная работа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую:
- полноценное овладение фонетическим строем русского языка,
- интенсивное развитие фонематического восприятия,
- лексико-грамматических категорий языка,
- развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей,
- речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией,
- как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Нами подобраны задания для работы с подгруппой детей, индивидуально; отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т.д., включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков.
Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателям учителями-логопедами. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в соответствии с планом учителей-логопедов. Воспитатели после проведённых занятий фиксируют результативность усвоения предложенного материала, что позволяет учителям - логопедам наметить дельнейший маршрут коррекции.
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Из мониторинга состояния речевого развития детей с речевыми нарушениями видны стабильные положительные результаты. Дети со сложной структурой дефекта показали положительную динамику развития, что позволило им повысить свой уровень с низкого до допустимого.
Таким образом, итоговый мониторинг контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявил положительную динамику в речевом развитии детей. В целом уровень развития речи более 80%. Это обусловлено правильно составленным планом коррекционно-развивающей работы с использованием современных методик и технологий развивающего обучения, проводимой учителями - логопедами систематической работой с детьми, с привлечением родителей, воспитателей, узких специалистов, грамотно подобранными методами и приёмами, с использованием современных образовательных и развивающих технологий.
Библиография:
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
- Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб., 1994.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 1999.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. – М., 1991.
- http://50ds.ru/logoped/324-vzaimodeystvie-uchiteley-logopedov-i-vospitateley-korrektsionnykh-grupp.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя по основным образовательным областям дошкольного образования
В данной презентации раскрывается опыт работы учителя-дефектолога по ФГТ. Схема предназначена для специалистов, работающих в условиях Дома ребенка с детьми, имеющими ограниченные возможнос...
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
Общество «Автоборт» занимается организацией грузоперевозок по Москве, Московской области и другим областям России вот уже несколько лет
Общество «Автоборт» занимается организацией грузоперевозок по Москве, Московской области и другим областям России вот уже несколько лет. Изза сей период она зарекомендовала себя с наилучшей стороны: б...
ОТЧЕТ об итогах работы региональной инновационной площадки в системе дошкольного образования Московской области на базе МДОУ №7 «Вишенка»
В данном материале помещен отчет о работе инновационной региональной площадки на базе МДОУ №7 "Вишенка" за два года....
Ассоциация педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Семицветик» г.о. Протвино
Региональная предметная неделя Модуль "Экология Подмосковья 2017"...
Приказ Министра образования Московской области от 27.02.2017 г. №672 Об установлении квалификационных категорий педагогическим работникам муниципальных и частных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность
Установление квалификационных категорий педагогическим работникам...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса посредством интеграции образовательных областей
В публикации предлагается конспекте по лексической теме "Домашние животные", где прослеживается интеграция трех образовательных областей: развитие речи (коммуникация), художественно-эс...