"Составление рассказа о белке"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Конспект по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlnenie_rasskaza_o_belke.docx21.43 КБ
PDF icon razvitie_svyaznoy_rechi.pdf379.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной организованной коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием современных образовательных технологий

Использование современных образовательных технологий:

  • ИКТ;
  • ЭОР, созданные самостоятельно и лицензионные;
  • развивающего обучения;
  • коллективной системы обучения (КСО);
  • мнемоники
  • технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ);
  • здоровьесберегающие технологии

Цель занятия: развитие связной речи посредством составления описательного рассказа о белке с использованием ментальной карты. 

Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук, интерактивная доска, картинный материал, картинки-раскраски.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

  • расширение и уточнение естественно-научных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
  • уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка, лось, жилище, пища, детеныши, слов – действий, признаков); (детализация словаря – части тела);
  • закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные;
  • совершенствование фразовой речи (составление простых распространенных, а также простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений);
  • совершенствование связной (монологической) речи, обучение составлению описательных рассказов

Коррекционно-развивающие:

  • развитие лексико-грамматических функций речи (словоизменения, словообразования);
  • развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • формирование ассоциативных связей;
  • развитие речевого дыхания, речевой активности, фонематических представлений, общей и артикуляционной моторики

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания; доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

                                               

 Ход занятия

 I. Организационный момент:

“Разминка” – (использование элементов ТРИЗ – эффект мозгового штурма) – на активизацию психических процессов. На повторение материала по пройденным лексическим темам.

     Логопед: Д/И “Запомни, повтори”; - Корова, лошадь, лось, коза;

     Дети: - Корова, лошадь, лось, коза;

     Логопед: - «Кто лишний?”

      - Корова, лошадь, лось, коза;

     Дети: - Лось лишний, потому что это дикое животное.

     Логопед: - Каких еще диких животных вы знаете?

     Дети: - Называют диких животных. Д/и “Цепочка слов”

Использование интерактивной доски, ЭОР лицензионных и созданных самостоятельно (презентация к занятию)                                                                        

Логопед: - Сегодня мы будем учиться составлять рассказ о белке. Нам в этом поможет ментальная карта. Рассказ состоит из отдельных блоков, их всего пять Вам надо будет запомнить картинку - символ и ответить на вопрос.

     - А сейчас вы скажите, про кого будет наш рассказ.

     - Кто это?

     Дети: - Это белка. Белка дикое животное.

    - Посмотрите на экран, что вы видите?

     Дети: - Дом.

     Логопед: - Люди живут в домах.

     - А где живет? Обратите внимание на стрелочки и ответьте на вопрос.

     Дети: - Белка живет в лесу на дереве в дупле.

     Логопед: - Чем питается белка?

     Дети: - Белка питается шишками, орехами, грибами.

     Логопед: - Молодцы! Все правильно сказали, но вы можете еще что-то добавить в свой ответ.

     Дети: - Белка питается шишками, орехами, грибами и желудями.

     Логопед: - Как выглядит белка? Вспоминаем части тела и отвечаем на вопросы, глядя на стрелочки.

     Дети: - Тело у белки покрыто густым теплым мехом.

                 - Ушки у белки чуткие. На кончиках ушек кисточки.

                 - Хвост у белки большой и пушистый, он им зимой прикрывает вход в дупло.

                 - Лапы у белки сильные и цепкие.

                 - Белка легко на них перепрыгивает с ветки на ветку.

     Логопед: - Молодцы, ребята! Смотрим на следующий символ-картинку.

     Дети: - У белки два раза в год появляются бельчата (весной и летом). Она очень заботливая мама.

     Логопед: - Молодцы, ребята! Вы все прекрасно поняли и ответили на вопросы, зашифрованные в картинках – символах.

                     - А сейчас мы немного отдохнем.

       Физкультминутка

                                Выполнение движений с проговариванием слов:

                               Каждый день по утрам

                               Делаем зарядку.

                               Очень нравится нам делать по порядку:

                               (хлопки на каждый слог)

                               Весело шагать,

                               (ходьба на месте)

                               Руки поднимать,

                               (поднимают руки)

                               Приседать и вставать,

                               (приседают)

                               Прыгать и скакать.

                               (прыгают на месте).

     Логопед: - А сейчас мы все картинки – символы соединим вместе в одну карту, вы будете смотреть на нее и составлять рассказ о белке.

     Рассказы детей о белке с использованием ментальной карты

      - Это белка. Белка дикое животное. Она живет в лесу на дереве в дупле. Белка питается шишками, орехами, грибами. Тело у нее покрыто густым теплым мехом. Ушки у белки чуткие. На кончиках ушек кисточки.  Хвост у белки большой и пушистый, она им зимой прикрывает вход в дупло. Лапы у белки сильные и цепкие. Она легко на них перепрыгивает с ветки на ветку. У белки два раза в год появляются бельчата (весной и летом). Белка очень заботливая мама.

     Итог:

      Логопед: - Молодцы, ребята! Вам самим понравились ваши рассказы?

      Дети: - Да! Очень понравилось рассказывать по таблице.           Логопед: - Рассказы у вас получились замечательные. Вы заслужили награду от белочки – ее фотографию – раскраску.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи.Составление рассказа по сюжетным картинкам с элементами творчества: "Чего недоставало белке?"

Обучение детей составлению рассказа с элементами творчества по теме "Дикие животные наших лесов"....

Методическая разработка. Составление рассказа по картине "Белка с бельчатами".

Методическая разработка предназначена для детей средней группы. Составление рассказа по картине "Беклка с бельчатами"....

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект занятия по составлению рассказов-фантазий по картине "Белки". средняя группа

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенну...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...