Статья на тему: «Приемы работы по развитию речи в режимных моментах с детьми среднего возраста» (из опыта работы).
статья (средняя группа)
Проблема развития речи является одной из актуальных. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности. Важнейшее средство речевого развития детей – общение со взрослыми и детьми в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно использовать для развития речи все режимные моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_priemy_raboty_po_razvitiyu_rechi_v_rezhimnyh_momentah_s_detmi_srednego_vozrasta.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт – Петербурга
Статья на тему:
«Приемы работы по развитию речи в режимных моментах с детьми среднего возраста» (из опыта работы).
Галькевич Елена Михайловна
Аннотация
Проблема развития речи является одной из актуальных. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности. Важнейшее средство речевого развития детей – общение со взрослыми и детьми в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно использовать для развития речи все режимные моменты.
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров:
Владение речью как средством общения;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной речи;
- Грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности. Важнейшее средство речевого развития детей – общение со взрослыми и детьми в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно использовать для развития речи все режимные моменты.
В процессе организации режимных моментов я пользуюсь различными приемами работы по развитию речи детей.
- Использую потешеки, короткие стихи, для обсуждения режимных моментов, таких как утренний прием детей; проведение утренней гимнастики; организация культурно - гигиенических навыков; приём пищи (завтрак, обед, полдник); прогулка.
Например, во время умывания используем четверостишье:
Кусочек мыла я возьму,
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться,
Грязь куда-то денется.
А перед сном - чтение сказок или прослушивание МР3 дисков со сказками и детскими песнями.
- Использую загадки, которые расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром и явлениями природы. Даже если и отгадывать не умеют, но старательно проговаривают и запоминают, ощущая себя при этом знающими. Этот прием хорошо подходит при организации культурно - гигиенических навыков; подготовке к приёму пищи; совместной деятельности с детьми, на прогулке.
- Побуждаю ребенка составить короткий рассказ из собственного опыта: о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни, интересных событиях в его жизни и жизни близких. Этот прием используем в индивидуальной работе на прогулке, во время утреннего приема, в совместной деятельности с детьми в группе.
- В течении всего дня, в режимных моментах использую прием «Короткая беседа», который наталкивает детей на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в слове, слушать собеседника – а это важные условия для развития его речи. Беседы организую в индивидуальной форме, а также со всей группой и подгруппой детей.
- Еще одном приемом работы по развитию речи является «игровое упражнение».
Использую игровые упражнения: «Назови ласково», «Исправь ошибку», «Подбери слова», «Скажи наоборот», «Отгадай, что это» и другие – для развития лексико – грамматических процессов.
- Рассматривание игрушек, картинок, иллюстраций организую в режимных моментах во время утреннего приема, в совместной деятельности с детьми, на прогулке. В соответствии с лексической темой в группе меняются книги, иллюстрации, картинки, вносятся новые игрушки и игры.
- Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические игры организую в индивидуальной форме, а также со всей группой и подгруппой детей в режимных моментах: утренний прием детей; прогулка, совместная деятельность с детьми в группе.
- Словесная игра очень нравится детям и часто используется во всех режимных моментах. Это игры, в которых сравнивают предметы («Что бывает широкое, высокое, низкое и пр.»), описывают признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формируют элементарные обобщения («Что сажают в огороде») и пр.
Например, игра «Добавлялки»:
Ра-Ра – Ра - начинается … (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары).
Ри-ри-ри - на ветках… (снегири).
Ло-ло-ло – на улице… (тепло).
Или игра «Узнай, как кого зовут» - игра проводиться как в первую половину, так и во вторую половину дня. Ведущий ребёнок выбирает для себя одного ребёнка, но имя при этом не говорит. И составляет свой описательный рассказ. Это девочка (мальчик, волосы (тёмные, светлые, во что одет (перечислить название одежды и её цвет).
- Сюжетно – ролевая игра.
Например, «Семья», «Детский сад», «Я – шофер», «Поликлиника», «Парикмахерская» и другие.
Характер этих игр требует согласования действий, организации взаимодействия партнеров, что невозможно без речевого общения. Сюжетно – ролевая игра активизирует речь, так как коммуникативная ситуация игры побуждает к вступлению в разнообразные контакты, организует общение играющих.
- В работе широко использую игры-инсценировки, игровые ситуации, которые побуждают детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания, отзывчивости, желание оказать помощь. В свободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, на магнитной доске. Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг друга).
Опыт работы по развитию речи нашей группы показал, что игры – драматизации способствуют повышению речевой активности малоразговорчевых детей, они смелее берут на себя роли в играх, инсценировках, театральных постановках.
- В режимных моментах: совместная деятельность с детьми в группе и прогулка, используем прием работы по развитию речи «Артикуляционная гимнастика» (с элементами дыхательной и голосовой), которая помогает детям для того, чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились.
Например, «Дуем, дуем на листочек», «Ты лети, мой лепесток, через запад на восток…»
- Подвижно - речевая игра.
- Например, «У ребят порядок строгий» (Развивать общую моторику, умение действовать сигналу)
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселей:
Тра - та - та, тра - та - та!
Дети ходят по залу врассыпную, по сигналу дети строятся в колонну.
- После организации совместной продуктивной деятельности я использую зрительную гимнастику, которая способствует не только снятию мышечного напряжения глаз, но и речевому развитию.
Например,
Раскололся тесный дом (моргают глазами),
На две половинки (взор вправо, влево).
И посыпались оттуда (взор вверх, вниз),
Бусинки – дробинки (закрывают глаза).
- Пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи, кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи. Этот прием работы по развитию речи использую в режимных моментах очень часто.
Например, пальчиковая игра «Жук летит»:
Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит.
Пальчики в кулачок, указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок шевелит ими.
Между развитием игровой деятельности и развитием речи наблюдается двухсторонняя связь: с одной стороны – для развертывания игры требуется определенный уровень речевого развития, а с другой – игра стимулирует развитие речи, ее форм и функций.
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи с детьми среднего возраста, а именно в режимных моментах, добилась положительных результатов. Дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"
"Интегрированный подход при организации коррекционной работы в режимных моментах с детьми раннего возраста"...
развитие речи в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста
Представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи в режимных моментах...
Выступление на пед.совете:"Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста" (из опыта работы)
Выступление на пед.совете:Организация работы по развитию коммуникативно-речевой активности детей второй группы раннего возраста (из опыта работы)...
Консультация для педагогов "Развитие ФЭМП в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов "Развитие Фэмп в режимнйх моментах с детьми старшего дошкольного возраста...
Картотека игр, используемых в режимных моментах с детьми среднего дошкольного возраста
Картотека представляет собой подборку игр по развитию внимания, различных видов памяти, зрительного восприятия, слухового восприятия, мышления, умения действовать по инструкции. Картотека игр предназн...
Статья "Методы и приемы работы со сказкой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Данную статью можно использовать в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста. Также она может пригодиться тем, кто учится на курсах профессиональной переподготовки....