Конспект открытого мероприятия "Путешествие в Шептурцию" по автоматизации звука Ш в связной речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Шептурцию».
Возрастная группа. Воспитанники 6-7 лет.
Форма организации. Подгрупповое занятие - 4 ребенка.
Цель: Автоматизация звука [Ш] в связной речи.
Обучающие задачи:
- закреплять умения давать характеристику звука [Ш] опираясь на его артикуляционные и акустические признаки;
- пополнять, обогащать, уточнять словарный запас;
- формировать умение воспитанников делить слова на слоги;
- упражнять детей в построении предложений по данному слову;
- совершенствовать навыки образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных;
- обучать функциям языкового анализа при составлении схемы слова;
- упражнять детей в формировании навыков выразительной речи, при чтении стихов наизусть;
- упражнять в построении конструкций с пространственным значением с помощью пчелки Жужи;
- обучать воспитанников самостоятельно оценивать результаты своей проделанной работы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя элементы здоровьесберегающей технологии. (Августа, надо эту задачу или нет?)
- Развивать:
- мимическую мускулатуру лиц, глазных мышц с использованием психогимнастики и физминутки для глаз;
- органы артикуляционного аппарата;
- зрительное и фонематическое восприятие при узнавании предметов в силуэтном изображении;
- силу и высоту голоса в работе со слоговыми дорожками;
- плавный, длинный выдох с помощью упражнения «Коктейль для Шаха – Шараха»
- общую моторику, пластику, слуховое внимание с помощью физминутки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать общую культуру личности детей, социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества.
Планируемые результаты: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, предложениях и связной речи, совершенствовать навыки словообразования, формировать умение строить грамматически правильное речевое высказывание, учить выделять, считать звуки в словах, формировать предпосылки обучения грамотности.
Материалы и оборудование. Мультимедийное оборудование, сказочный герой кот Мямлик, карта звуковых царств, анимационная картинка сказочного двореца и султана Шаха-Шараха, символ звука [Ш], развивающая игра Воскобовича «Фиолетовый лес» с предметными картинками в форме облаков, пчелка Жужа, коврик с клеточками, конверты с символами звуков, сюрприз «Волшебные раскраски», индивидуальные зеркала, стаканчики с водой и с пищевыми добавками, соломинки, смайлики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._konspekt-zanyatie.docx | 31.54 КБ |
puteshestvie_v_shepturtsiyu.docx | 55.69 КБ |
puteshestvie_v_shepturtsiyu.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Гилева Ольга Петровна
учитель-логопед МАДОУ Детский сад 18
городской округ Красноуфимск
Конспект занятия «Путешествие в Шептурцию».
Возрастная группа. Воспитанники 6-7 лет.
Форма организации. Подгрупповое занятие - 4 ребенка.
Цель: Автоматизация звука [Ш] в связной речи.
Обучающие задачи:
- закреплять умения давать характеристику звука [Ш] опираясь на его артикуляционные и акустические признаки;
- пополнять, обогащать, уточнять словарный запас;
- формировать умение воспитанников делить слова на слоги;
- упражнять детей в построении предложений по данному слову;
- совершенствовать навыки образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных;
- обучать функциям языкового анализа при составлении схемы слова;
- упражнять детей в формировании навыков выразительной речи, при чтении стихов наизусть;
- упражнять в построении конструкций с пространственным значением с помощью пчелки Жужи;
- обучать воспитанников самостоятельно оценивать результаты своей проделанной работы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- укреплять физическое и психическое здоровье детей, используя элементы здоровьесберегающей технологии.
- Развивать:
- мимическую мускулатуру лиц, глазных мышц с использованием психогимнастики и физминутки для глаз;
- органы артикуляционного аппарата;
- зрительное и фонематическое восприятие при узнавании предметов в силуэтном изображении;
- силу и высоту голоса в работе со слоговыми дорожками;
- плавный, длинный выдох с помощью упражнения «Коктейль для Шаха – Шараха»
- общую моторику, пластику, слуховое внимание с помощью физминутки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать общую культуру личности детей, социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества.
Планируемые результаты: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, предложениях и связной речи, совершенствовать навыки словообразования, формировать умение строить грамматически правильное речевое высказывание, учить выделять, считать звуки в словах, формировать предпосылки обучения грамотности.
Материалы и оборудование. Мультимедийное оборудование, сказочный герой кот Мямлик, карта звуковых царств, анимационная картинка сказочного двореца и султана Шаха-Шараха, символ звука [Ш], развивающая игра Воскобовича «Фиолетовый лес» с предметными картинками в форме облаков, пчелка Жужа, коврик с клеточками, конверты с символами звуков, сюрприз «Волшебные раскраски», индивидуальные зеркала, стаканчики с водой и с пищевыми добавками, соломинки, смайлики.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Давайте знакомится. Меня зовут Ольга Петровна, а вас как?
- Очень приятно. Хочу вам представить моего любимого котенка Мямлика. Он совсем маленький, но очень смышленый. Мямлик, где же ты? Беги скорее сюда! (Выбегает котик, здоровается).
- Мямлик, а что это у тебя в лапках?
- Карта звуковых царств. Хочу отправиться к самому Шаху-Шараху, который держит у себя в плену звук [Ш] и освободить его.
2.Сообщение темы. Развитие фонематического слуха.
- Ребята, поможем Мямлику найти Шаха-Шараха? (Дети: да)
- Давайте посмотрим карту и определим, в каком царстве живет Шах-Шарах.
- Будьте внимательны, в названии царства должен присутствовать звук [Ш]. (Ужанглия, Таратория, Свистляндия, Щипония, Цокцония, Шептурция).(Ответы детей: Шептурция).
3. Гимнастика для глаз.
- Мы полетим на воздушном шаре, и чтобы с высоты полета нам все хорошо было видно, сделаем гимнастику для глаз.
- Мямлик, не отставай! (Интерактивная доска).
4. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звука [Ш] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Чтобы веселее было лететь, потренируем наши щечки и язычки.
- Приготовились!
На шарах больших, воздушных
Полететь туда нам нужно.
Предстоит нам путь далекий –
Посильней раздуем щеки! (АУ «Толстячок»)
Ой, шарики сдуваются
На землю опускаются. (АУ «Худышки»)
Ловко сядем на коней,
В путь отправимся скорей (АУ «Лошадки»)
Пруд широкий перед нами
Плот большой построим сами.
На волнах качаясь, плот
Очень медленно плывет. (АУ «Плот»)
Сядем в лодочку - на ней
Поплывем мы побыстрей (АУ «Чашечка»).
Ветер волны поднимает,
Нашу лодочку качает. (Ш-ш-ш).
Умнички!
- Дайте характеристику звуку [Ш] (согласный, твердый, глухой, живет в синем домике без колокольчика).
Молодцы!
5. Закрепление звука [Ш] в слогах. Развитие силы и высоты голоса при проговаривании слоговых дорожек.
- Легко скользит наша лодочка по тихому голубому Шептурскому заливу.
- Произнесем тихо: ша – шо - ши, а теперь громко: аш – ош - уш (Дети произносят хором).
- Смотри, вон то облако, похоже на медведя – сказал Мямлик.
Ветер подул еще сильнее и облака помчались быстрее.
6. Закрепление звука [Ш] в словах. Определение предметов по силуэтам. Образование существительных, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Ребята, посмотрите на небо. На какие предметы, и каких животных похожи облака. Назовите их, а потом скажите ласково. (Ответы: подушка- подушечка, машина - машинка, кошка- кошечка, мышка - мышечка, шуба- шубка, шапка- шапочка, лошадь- лошадка, лягушка - лягушечка).
- Хорошо, справились с заданием! Умнички!
7. Релаксация.
- Пока мы разглядывали облака, ветер пригнал нашу лодочку к берегу и полетел в прибрежный лесок. Словно приглашая следовать за собой. Ну что ж, пусть он будет нашим проводником.
- Неожиданно ветерок забрался в заросли кустарника. Мы будем с интересом наблюдать за его движениями и стараться их повторить. (Интерактивная доска, дети повторяют движения).
- Мы выпрямили спинки, расслабили руки, ноги (и лапы…)
8. Развитие мимических мышц лица. Психогимнастика.
- Мы уже в Шептурции, во владениях Шаха-Шараха. Интересно, как он нас встретит? – говорит Мямлик.
- Давайте не будем спешить в шахский дворец. Побродим по окрестностям. Осенняя Шептурция сказочно красива!
Все леса позолотились – мы с котенком удивились. Вы тоже? (Дети изображают удивление)
Эти пышные наряды, примерять деревья рады. (Изображают радость).
И все же…
В небе солнышка не видно, стало нам чуть-чуть обидно (Дети изображают обиду).
И напрасно…
Пусть улыбки ваши, дети, словно лучики всем светят – как прекрасно! (Изображают радость).
- Хорошо!
9. Развитие конструкций с пространственным значением. Деление слов на слоги. Развитие фонематических процессов. Развитие функции языкового анализа.
- Смотрите, кто нас встречает. Пчелка Жужа. Она приготовила нам задание. Посмотрите на карту. По ней мы сможем попасть в замок Шаха-Шараха.
- Какие предметы у вас встретятся на пути, назовите их, определите место звука [Ш]в слове и поделите это слово на слоги.
Внимание!
- Две клеточки вверх, две вправо (Ответы детей: В слове петушок, звук [Ш] слышится в середине слова, 3 слога).
- Три клеточки влево, одна вверх (В слове лягушка звук [Ш] слышится в середине, 3 слога).
- Пять клеток в право, две вниз (В слове шкаф звук [Ш] слышится в начале, 1 слог).
- Три клетки вверх, три вправо (В слове шар звук [Ш] слышится в начале, 1 слог).
- Ребята, составьте слово шар из звуковых символов. Дайте характеристику слову шар. (Шар- 3 звука, [Ш] – согласный, глухой, [А] –гласный, звонкий, [Р] – согласный, звонкий).
- Здорово, молодцы!
10. Развитие длинного, плавного выдоха.
- Дети, а вот и дворец Шаха-Шараха. Он приглашает нас в гости.
- Внимание на экран. (Дворец и Шах-Шарах).
- Но почему он не веселый? Шах-Шарах оказывается заболел. Давайте приготовим для него волшебный коктейль. Кто знает, что такое коктейль?
- Коктейль – напиток из разных лекарственных трав. (Дети дуют через трубочки в стаканчики с водой).
- Он выпил, но почему-то все равно грустный.
Ребенок читает стихотворение:
Шах-Шарах заболел,
Не пил он и не ел.
Целый день он молчал,
Книжек новых не читал.
Кажется, он забыл, как звук [Ш] произносил.
- Составление предложений со звуком [Ш] по данному слову.
- Стоит нам с ним поиграть и слова со звуком [Ш] назвать, он выздоровеет.
- На территории дворца Шаха-Шараха мы встретили много обитателей.
- Назовите кого вы увидели? (Ответы детей: кошку, мышку, лягушку, петушка)
- Составьте предложения со словами кошка, мышка, лягушка, петушок).
(Ответы детей: Кошка ловит мышку. Лягушка скачет по болоту. Рано утром закричал петушок).
- Ура, Шах-Шарах вспомнил слова со звуком [Ш].
- В благодарность приглашает нас отдохнуть во дворце и освободить звук [Ш].
- Развитие общей моторики и слухового восприятия с помощью физминутки (воспитанники танцуют вальс).
- Произношение звука [Ш] в связной речи.
- Дети, вы очень понравились Шаху-Шараху, и он дарит вам раскраски.
- Ребята, давайте поблагодарим Шаха-Шараха за гостеприимство, за подарки, и на прощание прочитаем ему стихи про мышку.
(Дети рассказывают стихи).
Пляшут мышки – шалунишки,
Кто на чашке, кто на книжке,
Тише, тише, тише мышки,
Не мешайте спать братишке.
Мы у мышки были, чай из чашек пили,
Кушали ватрушки, лепешки, да пышки.
Мышка играла на губной гармошке,
Мышка плясала, натрудила ножки.
Мы положим мышку в пышные подушки.
Тише мальчишки, тише девчонки,
Спит наша мышка.
Мышь как мышь, сама с вершок!
Влезла мышка на мешок,
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали,
Только кошки помешали!
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки,
Если б не было здесь мышки,
Были б целы эти пышки!
-Умнички!
-Раз, два, три вокруг себя повернись, и в детский сад вернись.
14. Итог. Самооценка детей.
- Ребята, расскажите, что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
- Какой звук мы сегодня правильно произносили? (Звук [Ш]).
- Если понравилось наше путешествие, возьмите веселый смайлик, ну а если вы испытывали трудности, возьмите грустный смайлик.
- Молодцы! Успехов вам!
Котик Мямлик и звук [Ш] прощаются с ребятами.
Список литературы:
- Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы/ авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 404с.
- Лебедева И.Л. Тайны шипящих звуков: Курс коррекции произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ: Практическое пособие для логопедов. - М.: Вентана – Граф, 2008.- 192 с.: ил. (вкл.) – (Занимаемся с логопедом).
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 224с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"
Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".
В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;
Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной ...
Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группе. Автоматизация звука – Л- в связной речи.
Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группеАвтоматизация звука – Л- в связной речи.Цели:Коррекционно - образовательные: формирование практических уме...
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: автоматизация звука [Л] в связной речи;Цель: обучение использованию звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательная: формирование практичес...
Конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи с использованием метафорических ассоциативных карт и приемов литотерапии».
Особенностью представленного индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в связной речи является:- использование приемов литотерапии (лечение камнями). Применение литотерапии в ло...
Открытое индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [РЬ] в связной речи по мотивам сказки "Теремок".
Цель: автоматизация звука [Рь] в связной речи.Задачи. Коррекционно-образовательные.Расширять и активизировать словарный запас детей при пересказе русской народной сказки «Теремок».Сов...