В помощь педагогам.
консультация по логопедии (старшая группа)
Овладение связной монологической речью для дошкольников довольно сложная задача. В ее решении педагогам помогает умение использовать мнемотаблицы..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_cherez_mnemotablitsy.docx | 112.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МНЕМОТАБЛИЦЫУЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАЕВТУШЕНКО ЛЮДМИЛЫ ПАВЛОВНЫ |
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками
и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский
Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе дошкольного обучения. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов.
Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания — топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.
Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.
Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.
Впоследствии мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.
Мнемоника, или мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций.
Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после осознания детьми понятия «шифрование» можно переходить к более трудным вариантам схем – мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.
Мнемодорожка «Два весёлых гуся».
Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:
- повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
- облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
- сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.
Результативность применения
Внедрение и использование мнемотаблиц в процессе развития связной речи дошкольников разного возраста имеет весомое значение, так как кроме значительного расширения запаса слов, дети могут:
- пополнить багаж знаний об окружающей среде;
- заучивать стишки весело и приятно, особо не задумываясь об этом;
- привыкнуть пересказывать услышанную информацию по разным темам, как своими словами, так и теми, которые были услышаны.
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с внедрением методик мнемотехники может показать первые результаты достаточно быстро, если они заинтересованы, а сам процесс не вызывает чувства сопротивления. Любимые сказки и стишки, взятые за основу при составлении мнемоквадратов или мнемодорожек, дадут понять ребенку, что пересказывать услышанное своими словами или составлять новые истории совсем не сложно, а наоборот интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник "В помощь педагогу дополнительного образования"
В сборнике представлены документы, которые окажут практическую помощь педагогам дополнительного образования , заместителям директоров Центров (Домов) творчества в организации сво...
Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"
Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....
Практический материал для занятий по экологическому воспитанию дошкольников"В помощь педагогам ДОУ"
Пояснительная запискаМир окружающий нас, устроен интересно и сложно. Много удивительного происходит в природе и всё кажется таким загадочным.Для интеллектуального развития маленького человека, для усв...
Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам)
Памятка о посещение семьи. Консультация для педагогов по защите прав ребенка и правовому воспитанию....
В помощь педагогу дошкольного образования в развитии творческого мышления и воображения с помощью ТРИЗ.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, пи...
Обеспечение условий совершенствования профессионального мастерства педагогов и помощь педагогам в самообразовании
В презентации говорится о принципах, условиях и формах работы по самообразованию педагогов. Представлен маршрут методического сопровождения по самообразованию педагогов ДОУ...
Многие дети испытывают в детском саду различные трудности. Педагог-психолог сопровождая таким детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту, чтобы его помощь была оптимальной и эффективной
Многие дети испытывают с детском саду различный трудности. Педагог-психолог сопровождая таких детей, оказывает помощь педагогу, родителю, ребенку. Далее предложенный материал поможет специалисту оказа...