Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды».
методическая разработка по логопедии
Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_metodicheskomu_posobiyu_po_razvitiyu_rechi.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи
«Фрукты и ягоды».
Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.
Вид: учебно- методическое пособие.
Предназначение: для детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционной работы.
Дидактические игры по теме «Фрукты и ягоды» отбираются и разрабатываются с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Дидактические игры по данной теме позволят решить коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.
Учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательные развитие.
Цель: способствовать развитию связной речи; ознакомить и закрепить знание детей о фруктах и ягодах.
Задачи.
Образовательные:
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
Способствовать развитию умения употреблять в речи названия ягод и фруктов, понимать обобщающее слово «ягоды» и «фрукты»;
Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями;
Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
Развивающие.
Способствовать развитию речи как средства общения;
Развивать диалогическую форму речи (вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций);
Развивать логическое мышление при отгадывании загадок ;
Воспитательные
Развитие умения выслушивать сверстника, действовать сообща;
Воспитывать любовь к природе.
Содержание пособия включает:
Красочные иллюстрации;
Познавательные информации;
Развивающие задания;
Дидактические игры.
Описания пособия.
•Познавательная информация:
«Фрукты» «Ягоды» «Лесные ягоды»
• Загадки про фрукты.
• Загадки про ягоды.
• Веселые стихи про фрукты.
• Физкультминутки.
• Пальчиковые игры.
• Речевые игры.
• Скороговорки.
•Дидактические игры:
«Карлсон ест варенье»
«Что где растет?»
«Подбери картинку» (на классификацию)
«Собери картинку»
Основные достоинства:
Методическое пособие по теме «Фрукты и ягоды»по содержанию и качеству художественного оформления незаменимый материал для организации:
Организационной образовательной деятельности;
Самостоятельной игровой;
Познавательно – исследовательской;
Коммуникативной деятельности в повседневной жизни;
Совместная деятельность взрослых и детей.
Приложение1
Дидактические игры по развитию речи
«Угостим Карлсона вареньем»
1 вариант «Угостим Карлсона фруктовым вареньем»
Задачи:
формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ;
закрепить обобщающее понятие «фрукты»;
способствовать формированию умения образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.
Ход.
Прилетает Карлсон. У него в руках корзина с фруктами.
- Посмотрите, что я вам сегодня принес. Как можно назвать одним словом? (фрукты)
Карлсон предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать о нём.
- Адель, что у тебя в руках? (яблоко). Какое оно? (круглое, красное, большое и т. д.).
- Дети, давайте, приготовим из этих фруктов варенье и угостим Карлесона.
Варенье из яблок, как называется? (Яблочное)
Варенье из груш? (Грушевое)
Варенье из лимонов? (Лимонное)
Варенье из мандаринов? (Мандариновое)
Варенье из апельсинов? (Апельсиновое)
Наш Карлсон поел варенье и облизнулся, вот так (язык двигается по верхней и по нижней губам - дети повторяют «Ах, какое вкусное варенье!»
2 вариант «Угостим Карлсона вареньем из лесных ягод»
Задачи.
Способствовать формированию умения внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога;
Побуждать детей к участию в беседе и связным высказываниям;
Закрепить представление о понятиях «ягоды»;
Способствовать развитию умения образовывать прилагательные и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными.
Ход.
Прилетает Карлсон с корзиной в руках.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что есть у меня? (корзина) Как вы думаете, зачем мне нужна корзина? Что можно в неё положить? (ответы детей)
-С этой корзиной мы с вами сегодня отправимся в лес за ягодами. На чём мы поедем? (дети выбирают вид транспорта) Мы поедем на машине. Машина отправляется, звенит колокольчик: динь- динь-динь. Как звенит колокольчик? (Дети повторяют : динь- динь- динь)
Машина едет и гудит: ду-ду-ду. (дети повторяют)
- Вот мы и приехали. Чем же угостить нас лес? (ягодами)
Какие ягоды растут в лесу (земляника, черника, малина, брусника)
(Карлсон вместе с детьми выкладывает картинки)
На полянку мы заходим,
Много ягод здесь находим.
-Молодцы. Вот и ягод мы с вами набрали. А теперь пора возвращаться домой и приготовит из ягод варенье.
(Звенит колокольчик: динь- динь- динь. Машина отправляется: ду- ду- ду.)
-Вот и приехали. А теперь, давайте сварим варенье.
Варенье из малины: малиновое.
Варенье из черники: черничное.
Варенье из брусники: брусничное.
Варенье из земляники: земляничное.
Вариант 3 «Поможем Карлсону»
Задачи.
Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;
Развивать навыки общения.
- Ребята, вы слышите, что-то гудит? Кто-то в гости к нам спешит. Отгадаете загадку тогда и узнаете.
Он веселый, озорной,
И пропеллер за спиной.
Поднимает настроение
Любит сладкое варенье
Кто же это?
Дети: Карлсон! (влетает Карлсон)
Я спешил к вам друзья
С жутким нетерпеньем
И моторчик не зря
Смазывал вареньем
Вы узнали меня?
Карлсон: Давно я за вами наблюдаю с крыши, как вы играете, занимаетесь, веселитесь. А мне так скучно одному. Ой-ой я устал, мне бы подкрепиться.
- Ребята угостим Карлсона? Что любит Карлсон? — Варенье!
Игра «Какое бывает варенье» (Дети угощают Карлсона вареньем.)
Карлсон: Какое вкусное варенье! Спасибо вам ребята. Ну, теперь я набрался сил и хочу домой.
Воспитатель: Вот и улетел наш Карлсон. Вам понравилось с ним играть? (да) Что понравилось больше всего? Какой к нам прилетел Карлсон?
Дети: Грустный
— А улетел какой? - — Веселый.
Вариант 4 «Разложи банки по полочкам»
Задачи
Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;
закрепить представления о понятиях «Ягоды», «Фрукты».
Ход.
Прилетает Карлсон и говорит, что перепутал все банки с вареньем. Банки с вареньем нужно правильно расставить по полкам: на верхнюю полку варенье из фруктов, а на нижнюю полку: из ягод.
Вариант 5 «Угадайте, какое варенье любит Карлсон»
Задача.
Способствовать развитию логического мышления;
Закрепить в активном словаре обобщающее понятие «ягоды», «фрукты»;
способствовать развитию умения правильно называть фрукты и ягоды.
Ход.
Прилетает Карлсон и предлагает угадать, какие же варенья он больше всего на свете любит. Загадывает загадки про фрукты и ягоды.
Вариант 6 «Поможем Карлсону сварить варенье на зиму»
Задачи - Расширять словарный запас, развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы;
Способствовать развитию умения сопереживать и желание помочь Карлсону;
Формировать представление о фруктах и ягодах;
Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;
Карлсон: (входит с огорчением) Я самый несчастный в мире Карлсон, потому что я люблю разные сладости, а особенно варенье, но у меня уже ничего не осталось, я не запас вовремя фруктов и ягод, и у меня на зиму ничего нет! О, несчастный, бедный Карлсон!
Воспитатель: Карлсон, посмотри сколько здесь детей, они тебе помогут.
Карлсон : Здравствуйте, ребята вы правда мне поможете? Тогда мы отправляемся с вами в сад, и должны найти чудо - дерево на котором растут фрукты и кусты с ягодами и грядка с клубникой.
По дорожке мы идем И в чудесный сад придем. груши, яблоки, бананы
для варенья соберем.
Проводится дидактическая игра” Что растет на дереве, на кустике”.(дети называют фрукты и ягоды)
Например: апельсин, какой? (круглый, оранжевый, сочный) .
груша, какая? (сладкая, желтая) .
Яблоко, какое? (красное, сладкое)
Пальчиковая игра «Варенье»
Будем мы варить варенье. Фруктов нужно много, вот. («Варят» - мешают пальчиком на ладошке)
Буем яблоки крошить, грушу будем мы рубить, (ребром ладони стучат по другой ладошке)
Варим, варим мы варенье («Варят» - мешают пальчиком на ладошке) Получился, вкусный - вот!
Карлсон: Какие аппетитные получились варенья. Какие варенья мы сварили? (из вишни - вишневое варенье; из яблок- яблочное; из клубники- клубничное варенье ит. д.)
(Карлсон забирает с собой банки с вареньями)
Спасибо, что вы помогли, сварили для меня варенье, мне сейчас надолго хватит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды»
Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.Вид: учебно- методическое пособие.Предназначение: для детей дошкольного возраста.Актуальность.Основой перспективного и ка...
Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста
Органзация конкурса на лучшую методическую разработку по развитию речи...
Методическая разработка. Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи для занятий с детьми лэпбук «Осень»
Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного материала, систематизация зна...
Авторская методическая разработка по созданию пособия для развитие слухового восприятия у детей. ( рекомендация для педагогов и родителей)
Совсем не сложно проводить в домашних условиях занятия со своим ребёнком на развитие всех анализаторов восприятия внешнего мира. Хочу Вам продемонстрировать простой метод создания пособия на развитие ...
Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 3-7 лет «Чудо – книжки»
Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитиюдошкольников 3-7 лет«Чудо – книжки»...
Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста
Положение о конкурсе на лучшую методическую разработку дидактической игры, пособия по развитию речи детей дошкольного возраста. Для педагогов ДОУ....
Методическая разработка дидактической игры/пособия по развитию речи для детей 5-7лет «Речевой планшет»
Игровое практическое пособие «Речевой планшет» представляет систему игр и упражнений на развитие речевых компонентов, имеет многофункциональный, универсальный характер и может быть использ...