«Автоматизация звука [ш] с использованием элементов литотерапии». (старший дошкольный возраст, 6 – 7 лет)
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Юлик Светлана Анатольевна

Организованная коррекционно-образовательная деятельность с использованием инновационной технологии - литотерапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Выберись из пещеры» - квест-игра.

(автоматизация звука [ш] с использованием элементов литотерапии).

Цель: продолжить упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Добиваться правильного произношения звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

2. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных.

3. Продолжить учить составлять предложения по опорным словам.

Оборудование и материалы: презентация квест-игра «Выберись из пещеры», массажная дорожка (массажные следы) «Камни», пособие «Слоговые дорожки» - 3 шт., камни (природные, морская галька, искусственные), полотно (ткань) голубого цвета, предметные картинки на звук [ш] – 9 штук, игра «Большой-маленький» (интерактивная).  

Ход занятия.

I. Организационный момент.

(слайд №1 - детский сад)

Логопед:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы ….

Мотивация

(слайд №2 - вихрь, звук вихря)

(слайд №3 - пещера)

Проблемная ситуация

Логопед:

- Где мы очутились, ребята?

Дети:

- Кажется это пещера?! (предполагаемый ответ).

Логопед:

- Что же нам делать?

Дети:

- Выбраться из пещеры. (предполагаемый ответ).

Логопед:

- Согласна, но как?

Дети:

– Найти дорогу, спросить у кого-нибудь и т.д. (предполагаемый ответ).

Логопед:

- Найти дорогу? Спросить? У кого?

II. Основная часть.

Актуализация знаний

1. Работа с изолированным звуком [ш], развитие фонематического слуха, массаж стоп.

(слайд № 3 – звук - шипение)

Логопед:

- Слышите, что это за звук?

Дети:

- Может это змея? (предполагаемый ответ).

Логопед:

- Ой, смотрите!

(слайд № 4)

Змейка:

- Здравствуйте, я змейка Шуша. Ползу домой и могу показать дорогу к выходу из пещеры, если споете мою песенку: [ш-ш-ш-ш-ш].

Упражнение «Песенка змейки» (изолированный звук[ш])

Дети: (произносят звук [ш] хором и по отдельности).

- Ш-ш-ш-ш-ш.

Логопед:

- Ребята, расскажем змейке, что мы знаем о звуке [ш], например, как его правильно произносить? Как работает речевой аппарат, когда мы произносим звук [ш]?

Артикуляция звука. (ответы детей – положение: язык, губы, зубы). 

При затруднении задаем наводящие вопросы:

- Где находится язык?

- Что делают губы?

- Зубы открыты, закрыты?

Логопед:

- А сейчас расскажем змейке какой это звук?

Характеристика звука. (ответы детей – согласный, твердый, глухой). 

При затруднении задаем наводящие вопросы:

- Согласный или гласный?

- Твердый или мягкий?

- Звонкий или глухой?

(слайд № 5) 

Змейка:

- Молодцы! А теперь идите за мной по каменной дорожке.

Логопед:

- Ребята, дорожка узкая, поэтому встаньте друг за другом.

Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков)

(слайд № 6)

Змейка:

- Шаг делайте, если услышите мою песенку: ш-ш-ш…, если нет, то стойте на месте, а то можно сбиться с пути. Будьте внимательны! (массажная дорожка «Камни», дети в чешках).

(слайд № 7)

Предлагаемые звуки: Ш, а, Ш, Ш, н, Ш, т, Ш, м, Ш, р, Ш, з, Ш, с, л, Ш.

(слайд № 8)

Змейка:

- Каменную дорожку мы прошли и с пути не сбились, значит сделали все правильно. Какой звук нам помог?

Дети: 

- Звук [ш].

(слайд № 9 – домик змейки)

Змейка:

— Вот мой домик. А вы идите дальше по дорожке. До свидания!

2. Автоматизация звука [ш]в слогах, развитие мелкой моторики.

(слайд № 10 – кочки, болото) 

Логопед:

- Посмотрите, что это впереди?

Дети:

- Кочки, болото.

Логопед:

- Да, кажется это болото.

(слайд № 10 - появляется мышка)

Мышка:

- Здравствуйте, я мышка. Бегу домой и могу показать дорогу к выходу из пещеры, перепрыгивайте с кочки на кочку и повторяйте за мной песенки. Так переберемся через болото.

Логопед:

- Ребята, садитесь за стол (дети садятся за стол, на котором разложены пособия «Слоговые дорожки»).

Игра «С кочки на кочку» (автоматизация звука [ш]в слогах, развитие мелкой моторики)

(слайд № 11)

Мышка:

- Слушайте и повторяйте за мной песенки, а пальчиками по кочкам шагайте (дети пальчиками имитируют прыжки по кочкам, проговаривая слоги за мышкой хором).

(слайды № 12-17 - слайд переключаем после того, как дети повторят слог хором)

Мышка:

- Ашта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа.

(слайд № 18)

Мышка:

- Какие песенки вы запомнили? (дети произносят слоги, четко проговаривая звук [ш]).

(слайд № 19- норка мышки)

Мышка:

- Молодцы! Вот моя норка. А ваш путь лежит дальше через речку по мосту. До свидания, друзья!

3. Автоматизация звука [ш]в словах, определение места звука в слове.  

Логопед:

- Идем дальше, ребята. 

(слайд № 20 - река,  шум реки)

- Смотрите вот и река. А где же мост? Как нам перебраться через реку?

(предполагаемый диалог, возможен другой вариант)

Дети:

- Построить мост.

Логопед:

- Из чего?

Дети:

- Из камней.

Логопед:

- Из каких камней?

Дети:

- Из камней, которые лежат на берегу.

Логопед:

- Согласна. А что на камнях?

Дети:

- Рисунки (картинки), (на каждом камне приклеены предметные картинки, в названии которых есть звук [ш]).

Игра «Посмотри и назови» (автоматизация звука [ш] в словах)

Логопед:

- Назовите, что изображено на камнях? (произносят слова со звуком [ш]).

- Что вы заметили, когда произносили слова?

Дети:

- Во всех словах есть звук [ш].

(вопрос подсказка, если дети затрудняются)

- Какой звук встречается во всех этих словах? 

Логопед:

- Еще раз произнесем эти слова, четко проговаривая звук [ш]. (дети произносят слова).

Игра «Строим мост» (определяем место звука [ш] в слове)

Логопед (инструкция):

- Я предлагаю начало моста построить из камней, где звук [ш] в слове слышится в начале. Середину моста мы построим из камней, где звук [ш] в слове слышится в середине. Завершаем строительство моста камнями, где звук [ш] в слове слышится в конце. (дети берут камни с нужными рисунками и строят мост)

(слайд № 21 – мост через реку)

Логопед:

- Проверим крепкий ли мост получился?

- Если камни правильно выложены, значит мост крепкий и можно переправляться, а если допустили ошибку, то переправляться нельзя - мост сломается. Проверьте, все ли правильно? Если нет, исправьте ошибку (дети проверяют правильно ли построен мост согласно инструкции).

Логопед:

- Молодцы! Идем через реку по мосту (идем по камням, массаж стоп).

- Куда же нам идти дальше?

4. Автоматизация звука [ш] в предложении, употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.

(слайд № 22 – гномик)

Гномик:

- Здравствуйте, я гномик Паша. Покажу вам выход из пещеры. А вы поиграйте со мной.

- Вы большие и одежда у вас большая. Я маленький и одежда у меня маленькая. Сравните свою и мою одежду.

Игра «Большой-маленький» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных со звуком [ш], составление предложений, по опорным словам)

(слайд № 23 - слева - картинки большой одежды, справа – появляется та же одежда, но маленькая):

Логопед и дети вместе составляют первое предложение:

- У (имя ребенка) рубашка, а у Паши ... (рубашечка).

1 Ребенок:

- У (имя ребенка) шапка, а у Паши... (шапочка).

2 Ребенок:

- У (имя ребенка) шарф, а у Паши... (шарфик).

3 Ребенок:

- У (имя ребенка) штаны, а у Паши... (штанишки) и т.д.

(слайд № 24 – выход из пещеры, гномик, звук – гномик говорит)

Гномик:

- Здорово у нас получилось! (появляется детский сад)

- А вот и выход из пещеры. До свидания, друзья!

Логопед:

- И мы скажем Паше до свидания.

Дети:

- До свидания, Паша!  

III. Рефлексия.

(слайд № 25)

- Мы вернулись в детский сад.

- Что произошло с нами?

Дети:

- Налетел вихрь (ураган, ветер и т.д.) и мы попали в пещеру.

Логопед:

- Кто нам помог выбраться из пещеры?

Дети: (дети перечисляют героев и что они делали, диалог логопеда и детей).

Логопед:

- Какой звук сопровождал нас?

Дети: 

- Звук [ш].

Логопед:

- Правильно! Какие слова вам запомнились с этим звуком? (дети перечисляют слова).

 IV. Итог.

Логопед:

- Ребята, вы выполнили все задания, а значит преодолели все трудности. Вы молодцы!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Организованная коррекционно-образовательная деятельность

«Автоматизация звука [ш] с использованием элементов литотерапии».

(старший дошкольный возраст, 6 – 7 лет)

С.А. Юлик, учитель-логопед

Цель: продолжить упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Добиваться правильного произношения звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

2. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных.

3. Продолжить учить составлять предложения по опорным словам.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование, презентация «Пещера»;
  2. Массажная дорожка «Камни»;
  3. Пособие «Слоговые дорожки»;
  4. Камни (природные, морская галька, искусственные);
  5. Полотно (ткань) голубого цвета;
  6. Предметные картинки на звук [ш];
  7. Интерактивная игра «Большой-маленький».

Содержание деятельности учителя-логопеда

Содержание деятельности воспитанников

Прогнозируемый результат

Мотивация – эффект неожиданности

Создает проблемную ситуацию на экране вихрь и слышится звук вихря.

Погружаются в тему занятия, настраиваются на деятельность.

Вступление детей в контакт с педагогом, настрой на деятельность.

Проблемная ситуация – постановка целей занятия. Выстраивание диалога с детьми.

Задает вопросы детям.

Предлагает преодолеть разные препятствия.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, решают найти выход из пещеры.

Активизация речевой деятельности.

Проводит работу с изолированным звуком [ш] через упражнение «Песенка змейки».

Произносят звук [ш] изолированно, соблюдая правильную артикуляцию. Дают характеристику звуку, отвечая на вопросы учителя-логопеда.

Правильно произносят звук [ш] изолированно. Умеют дать характеристику звука.

Продолжает развивать

фонематический слух, активизирует мыслительные процессы через

игру «Поймай звук».

Идут по массажной дорожке «Камни», делая шаг только на звук [ш].

Получают массаж стоп камнями.  

Умеют выделять звук [ш] из ряда звуков.

Активизация мыслительных процессов, внимания, памяти.

Добивается правильного произношения звука [ш] в слогах. Продолжает развивать мелкую моторику через

игру «С кочки на кочку».

Садятся за стол, на котором лежат пособия «Слоговые дорожки» и пальчиками имитируют прыжки по кочкам, четко проговаривая слоги со звуком [ш].

Правильно произносят звук [ш] в слогах.

Добивается правильного произношения звука [ш] в словах, предлагая пройти следующее препятствие  «Посмотри и назови».

Отвечают на вопросы учителя-логопеда, смотрят на камни с рисунками и называют слова со звуком [ш]. Делают умозаключение, что во всех произнесенных словах, есть звук [ш].

Правильно произносят звук [ш] в словах.

Выработка умения делать выводы и умозаключения.

Продолжает развивать умение определять место звука в слове. Закрепляет умение слушать и выполнять инструкцию.

Игра «Строим мост»

Проявляют физическую активность - строят мост из камней с рисунками, выполняя инструкцию. Определяют место звука [ш] в слове. Переходят речку по мосту –  массаж стоп.

Умеют определять место звука в слове.

Умеют слушать и выполнять инструкцию.

Активизация мыслительных процессов, внимания, памяти.

Закрепляет навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных. Продолжает учить составлять предложения, по опорным словам.

Игра «Большой-маленький»

Смотрят на экран. Образуют уменьшительно-ласкательную форму существительных. Произносят предложения, по опорным словам, используя образец. Стараются правильно произнести звук[ш] в предложении.

Умеют образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, составлять предложения по опорным словам. Правильно произносят звук [ш] в предложении.

Проводит рефлексию, задавая вопросы.

Отвечают на вопросы и делают умозаключения, выводы.

Выработка умения делать выводы и умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию  с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации Ш на начальных этапах с ребенком старшего дошкольного возраста

Конспект индивидуального занятия по автоматизации Ш на начальных этапах с ребенком старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий...

Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] (с использованием элементов театрализованной деятельности)

Цель: автоматизация звука (Л) в словах, предложениях, связной речи. Развивать просодическую сторону речи....

Конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия для детей подготовительного возраста группы с логопедическим заключением ФНР. Тема: «Автоматизация звука Р» (с использованием элементов логоритмики и ИКТ)

Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ФНР( фонетическим нарушением речи) по автоматизации звука Р....

"Логопедический альбом по автоматизации заднеязычных звуков К - Г-Х" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Отличительными особенностями методического пособия является подача теоретического и практического материала:- обязательным элементом занятия являются нейродинамические игры, которые влияют на развитие...

План – конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука Л с использованием элементов театрализованной деятельности»

Тема: Автоматизация звука [Л]Цель: Автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях и связной речи.Задачи:- совершенствовать навыки проговаривания заученного текста, чистоговорок;- развивать фонематич...