«Автоматизация звука [ш] с использованием элементов литотерапии». (старший дошкольный возраст, 6 – 7 лет)
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Организованная коррекционно-образовательная деятельность с использованием инновационной технологии - литотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_korrektsionnoy_od_avtomatizatsiya_zvuka_sh.docx | 29.7 КБ |
tehnologicheskaya_karta_yulik_s.a.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Выберись из пещеры» - квест-игра.
(автоматизация звука [ш] с использованием элементов литотерапии).
Цель: продолжить упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Добиваться правильного произношения звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
2. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных.
3. Продолжить учить составлять предложения по опорным словам.
Оборудование и материалы: презентация квест-игра «Выберись из пещеры», массажная дорожка (массажные следы) «Камни», пособие «Слоговые дорожки» - 3 шт., камни (природные, морская галька, искусственные), полотно (ткань) голубого цвета, предметные картинки на звук [ш] – 9 штук, игра «Большой-маленький» (интерактивная).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
(слайд №1 - детский сад)
Логопед:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы ….
Мотивация
(слайд №2 - вихрь, звук вихря)
(слайд №3 - пещера)
Проблемная ситуация
Логопед:
- Где мы очутились, ребята?
Дети:
- Кажется это пещера?! (предполагаемый ответ).
Логопед:
- Что же нам делать?
Дети:
- Выбраться из пещеры. (предполагаемый ответ).
Логопед:
- Согласна, но как?
Дети:
– Найти дорогу, спросить у кого-нибудь и т.д. (предполагаемый ответ).
Логопед:
- Найти дорогу? Спросить? У кого?
II. Основная часть.
Актуализация знаний
1. Работа с изолированным звуком [ш], развитие фонематического слуха, массаж стоп.
(слайд № 3 – звук - шипение)
Логопед:
- Слышите, что это за звук?
Дети:
- Может это змея? (предполагаемый ответ).
Логопед:
- Ой, смотрите!
(слайд № 4)
Змейка:
- Здравствуйте, я змейка Шуша. Ползу домой и могу показать дорогу к выходу из пещеры, если споете мою песенку: [ш-ш-ш-ш-ш].
Упражнение «Песенка змейки» (изолированный звук[ш])
Дети: (произносят звук [ш] хором и по отдельности).
- Ш-ш-ш-ш-ш.
Логопед:
- Ребята, расскажем змейке, что мы знаем о звуке [ш], например, как его правильно произносить? Как работает речевой аппарат, когда мы произносим звук [ш]?
Артикуляция звука. (ответы детей – положение: язык, губы, зубы).
При затруднении задаем наводящие вопросы:
- Где находится язык?
- Что делают губы?
- Зубы открыты, закрыты?
Логопед:
- А сейчас расскажем змейке какой это звук?
Характеристика звука. (ответы детей – согласный, твердый, глухой).
При затруднении задаем наводящие вопросы:
- Согласный или гласный?
- Твердый или мягкий?
- Звонкий или глухой?
(слайд № 5)
Змейка:
- Молодцы! А теперь идите за мной по каменной дорожке.
Логопед:
- Ребята, дорожка узкая, поэтому встаньте друг за другом.
Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков)
(слайд № 6)
Змейка:
- Шаг делайте, если услышите мою песенку: ш-ш-ш…, если нет, то стойте на месте, а то можно сбиться с пути. Будьте внимательны! (массажная дорожка «Камни», дети в чешках).
(слайд № 7)
Предлагаемые звуки: Ш, а, Ш, Ш, н, Ш, т, Ш, м, Ш, р, Ш, з, Ш, с, л, Ш.
(слайд № 8)
Змейка:
- Каменную дорожку мы прошли и с пути не сбились, значит сделали все правильно. Какой звук нам помог?
Дети:
- Звук [ш].
(слайд № 9 – домик змейки)
Змейка:
— Вот мой домик. А вы идите дальше по дорожке. До свидания!
2. Автоматизация звука [ш]в слогах, развитие мелкой моторики.
(слайд № 10 – кочки, болото)
Логопед:
- Посмотрите, что это впереди?
Дети:
- Кочки, болото.
Логопед:
- Да, кажется это болото.
(слайд № 10 - появляется мышка)
Мышка:
- Здравствуйте, я мышка. Бегу домой и могу показать дорогу к выходу из пещеры, перепрыгивайте с кочки на кочку и повторяйте за мной песенки. Так переберемся через болото.
Логопед:
- Ребята, садитесь за стол (дети садятся за стол, на котором разложены пособия «Слоговые дорожки»).
Игра «С кочки на кочку» (автоматизация звука [ш]в слогах, развитие мелкой моторики)
(слайд № 11)
Мышка:
- Слушайте и повторяйте за мной песенки, а пальчиками по кочкам шагайте (дети пальчиками имитируют прыжки по кочкам, проговаривая слоги за мышкой хором).
(слайды № 12-17 - слайд переключаем после того, как дети повторят слог хором)
Мышка:
- Ашта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа.
(слайд № 18)
Мышка:
- Какие песенки вы запомнили? (дети произносят слоги, четко проговаривая звук [ш]).
(слайд № 19- норка мышки)
Мышка:
- Молодцы! Вот моя норка. А ваш путь лежит дальше через речку по мосту. До свидания, друзья!
3. Автоматизация звука [ш]в словах, определение места звука в слове.
Логопед:
- Идем дальше, ребята.
(слайд № 20 - река, шум реки)
- Смотрите вот и река. А где же мост? Как нам перебраться через реку?
(предполагаемый диалог, возможен другой вариант)
Дети:
- Построить мост.
Логопед:
- Из чего?
Дети:
- Из камней.
Логопед:
- Из каких камней?
Дети:
- Из камней, которые лежат на берегу.
Логопед:
- Согласна. А что на камнях?
Дети:
- Рисунки (картинки), (на каждом камне приклеены предметные картинки, в названии которых есть звук [ш]).
Игра «Посмотри и назови» (автоматизация звука [ш] в словах)
Логопед:
- Назовите, что изображено на камнях? (произносят слова со звуком [ш]).
- Что вы заметили, когда произносили слова?
Дети:
- Во всех словах есть звук [ш].
(вопрос подсказка, если дети затрудняются)
- Какой звук встречается во всех этих словах?
Логопед:
- Еще раз произнесем эти слова, четко проговаривая звук [ш]. (дети произносят слова).
Игра «Строим мост» (определяем место звука [ш] в слове)
Логопед (инструкция):
- Я предлагаю начало моста построить из камней, где звук [ш] в слове слышится в начале. Середину моста мы построим из камней, где звук [ш] в слове слышится в середине. Завершаем строительство моста камнями, где звук [ш] в слове слышится в конце. (дети берут камни с нужными рисунками и строят мост)
(слайд № 21 – мост через реку)
Логопед:
- Проверим крепкий ли мост получился?
- Если камни правильно выложены, значит мост крепкий и можно переправляться, а если допустили ошибку, то переправляться нельзя - мост сломается. Проверьте, все ли правильно? Если нет, исправьте ошибку (дети проверяют правильно ли построен мост согласно инструкции).
Логопед:
- Молодцы! Идем через реку по мосту (идем по камням, массаж стоп).
- Куда же нам идти дальше?
4. Автоматизация звука [ш] в предложении, употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.
(слайд № 22 – гномик)
Гномик:
- Здравствуйте, я гномик Паша. Покажу вам выход из пещеры. А вы поиграйте со мной.
- Вы большие и одежда у вас большая. Я маленький и одежда у меня маленькая. Сравните свою и мою одежду.
Игра «Большой-маленький» (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных со звуком [ш], составление предложений, по опорным словам)
(слайд № 23 - слева - картинки большой одежды, справа – появляется та же одежда, но маленькая):
Логопед и дети вместе составляют первое предложение:
- У (имя ребенка) рубашка, а у Паши ... (рубашечка).
1 Ребенок:
- У (имя ребенка) шапка, а у Паши... (шапочка).
2 Ребенок:
- У (имя ребенка) шарф, а у Паши... (шарфик).
3 Ребенок:
- У (имя ребенка) штаны, а у Паши... (штанишки) и т.д.
(слайд № 24 – выход из пещеры, гномик, звук – гномик говорит)
Гномик:
- Здорово у нас получилось! (появляется детский сад)
- А вот и выход из пещеры. До свидания, друзья!
Логопед:
- И мы скажем Паше до свидания.
Дети:
- До свидания, Паша!
III. Рефлексия.
(слайд № 25)
- Мы вернулись в детский сад.
- Что произошло с нами?
Дети:
- Налетел вихрь (ураган, ветер и т.д.) и мы попали в пещеру.
Логопед:
- Кто нам помог выбраться из пещеры?
Дети: (дети перечисляют героев и что они делали, диалог логопеда и детей).
Логопед:
- Какой звук сопровождал нас?
Дети:
- Звук [ш].
Логопед:
- Правильно! Какие слова вам запомнились с этим звуком? (дети перечисляют слова).
IV. Итог.
Логопед:
- Ребята, вы выполнили все задания, а значит преодолели все трудности. Вы молодцы!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Организованная коррекционно-образовательная деятельность
«Автоматизация звука [ш] с использованием элементов литотерапии».
(старший дошкольный возраст, 6 – 7 лет)
С.А. Юлик, учитель-логопед
Цель: продолжить упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: 1. Добиваться правильного произношения звука [ш] в слогах, словах и предложениях. 2. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных. 3. Продолжить учить составлять предложения по опорным словам. | ||
Оборудование:
| ||
Содержание деятельности учителя-логопеда | Содержание деятельности воспитанников | Прогнозируемый результат |
Мотивация – эффект неожиданности Создает проблемную ситуацию на экране вихрь и слышится звук вихря. | Погружаются в тему занятия, настраиваются на деятельность. | Вступление детей в контакт с педагогом, настрой на деятельность. |
Проблемная ситуация – постановка целей занятия. Выстраивание диалога с детьми. Задает вопросы детям. Предлагает преодолеть разные препятствия. | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, решают найти выход из пещеры. | Активизация речевой деятельности. |
Проводит работу с изолированным звуком [ш] через упражнение «Песенка змейки». | Произносят звук [ш] изолированно, соблюдая правильную артикуляцию. Дают характеристику звуку, отвечая на вопросы учителя-логопеда. | Правильно произносят звук [ш] изолированно. Умеют дать характеристику звука. |
Продолжает развивать фонематический слух, активизирует мыслительные процессы через игру «Поймай звук». | Идут по массажной дорожке «Камни», делая шаг только на звук [ш]. Получают массаж стоп камнями. | Умеют выделять звук [ш] из ряда звуков. Активизация мыслительных процессов, внимания, памяти. |
Добивается правильного произношения звука [ш] в слогах. Продолжает развивать мелкую моторику через игру «С кочки на кочку». | Садятся за стол, на котором лежат пособия «Слоговые дорожки» и пальчиками имитируют прыжки по кочкам, четко проговаривая слоги со звуком [ш]. | Правильно произносят звук [ш] в слогах. |
Добивается правильного произношения звука [ш] в словах, предлагая пройти следующее препятствие «Посмотри и назови». | Отвечают на вопросы учителя-логопеда, смотрят на камни с рисунками и называют слова со звуком [ш]. Делают умозаключение, что во всех произнесенных словах, есть звук [ш]. | Правильно произносят звук [ш] в словах. Выработка умения делать выводы и умозаключения. |
Продолжает развивать умение определять место звука в слове. Закрепляет умение слушать и выполнять инструкцию. Игра «Строим мост» | Проявляют физическую активность - строят мост из камней с рисунками, выполняя инструкцию. Определяют место звука [ш] в слове. Переходят речку по мосту – массаж стоп. | Умеют определять место звука в слове. Умеют слушать и выполнять инструкцию. Активизация мыслительных процессов, внимания, памяти. |
Закрепляет навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных. Продолжает учить составлять предложения, по опорным словам. Игра «Большой-маленький» | Смотрят на экран. Образуют уменьшительно-ласкательную форму существительных. Произносят предложения, по опорным словам, используя образец. Стараются правильно произнести звук[ш] в предложении. | Умеют образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, составлять предложения по опорным словам. Правильно произносят звук [ш] в предложении. |
Проводит рефлексию, задавая вопросы. | Отвечают на вопросы и делают умозаключения, выводы. | Выработка умения делать выводы и умозаключения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Буратино в гостях у ребят" (познание с элементами экономики) старший дошкольный возраст
Конспект НОД познание с элементами экономики...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования (старший дошкольный возраст) Тема: «В царстве камней»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования(старший дошкольный возраст)Тема: «В царстве камней»...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации Ш на начальных этапах с ребенком старшего дошкольного возраста
Конспект индивидуального занятия по автоматизации Ш на начальных этапах с ребенком старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий...
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] (с использованием элементов театрализованной деятельности)
Цель: автоматизация звука (Л) в словах, предложениях, связной речи. Развивать просодическую сторону речи....
Конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия для детей подготовительного возраста группы с логопедическим заключением ФНР. Тема: «Автоматизация звука Р» (с использованием элементов логоритмики и ИКТ)
Данная методическая разработка представляет собой конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ФНР( фонетическим нарушением речи) по автоматизации звука Р....
"Логопедический альбом по автоматизации заднеязычных звуков К - Г-Х" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Отличительными особенностями методического пособия является подача теоретического и практического материала:- обязательным элементом занятия являются нейродинамические игры, которые влияют на развитие...
План – конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука Л с использованием элементов театрализованной деятельности»
Тема: Автоматизация звука [Л]Цель: Автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях и связной речи.Задачи:- совершенствовать навыки проговаривания заученного текста, чистоговорок;- развивать фонематич...