ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ ТНР (ДЕТИ 5-7ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Перспективное планирование учителя-логопеда в подтовительной к школе группе для детей с ТНР сотавлено на 1 квартал учебного года .За основу взята программа Лопатиной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 1 КВАРТАЛ
В подготовительной к школе группе
Логопед: Куриленко Л.С.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно – пространственных представлений
- Формирование рациональных приёмов обследования предметов. Обучение восприятию предметов, их свойств, отношений через все органы чувств.
- Формирование умения сравнивать предметы; выбирать группу предметов по заданному признаку.
- Развитие цветовосприятия и цветоразличения, умения различать цвета по насыщенности, называть оттенки цветов (красный, ярко-красный, светло-красный, тёмно-красный и т.п.). Закрепление представления о расположении цветов в радуге.
- Формирование умения использовать в качестве эталонов формы плоскостные и объёмные геометрические фигуры.
- Дальнейшее развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков в игровых упражнениях и играх.
- Дальнейшее развитие зрительного внимания в работе с разрезными картинками и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.
- Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей.
- Обучение их выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно организованные движения .
- Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений конструктивного праксиза в работе с разрезными картинками (4-8 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.
- Дальнейшее развитие конструктивного праксиса и тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
- Совершенствование навыки шнуровки, игр с мозаикой.
- Формирование навыки выполнения различных графических диктантов в тетрадях с клеткой.
- Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
- Выполнение различных физических упражнений для кистей рук и пальцев, согласовывая их с небольшими стихотворными текстами.
- Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
- Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
- Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
- Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов и объектов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, качеству, материалу и т.п.)
- Развитие воображения и на этой основе формирование творческих способностей, творческого воображения, креативности.
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
- Обучение восприятию, оценке ритмов (до шести ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие).
- Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание.
- Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведение по образцу ( ||| |||, // ///, / -, - /, // - -, - - //,.)
Формирование сенсорно – перцептивного уровня восприятия в работе с детьми, страдающими дизартрией.
- Совершенствование распознавания звуков, направленного восприятия звучания речи.
- Обучение детей умению правильно слушать и слышать речевой материал.
- Формирование чёткого слухового образа звука.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
- Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
- Расширение объёма и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.
- Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных ед.и мн. числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме ед. и мн. числа прош.времени, глаголов прош.времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций.
- Обучение пониманию значений менее продуктивных уменьшительно – ласкательных суффиксов:
- -ник, -инк-, -ин-, -ниц-, -иц-, -ец-.
- Совершенствование понимания значений приставок вы-, на- и их различения.
- Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу с использованием иллюстраций.
- Формирование предметного, предикативного и адъективногословаря экспрессивной речи
- Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов.
- Обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений по всем изучаемым лексическим темам (осень, дождь, туман, ветер, туча, листопад; растение, дерево, кустарник, трава, корень, ствол, ветка, лист, берёза, рябина, дуб, ель, тополь, клён; урожай, огород, помидор, огурец, капуста, картофель, лук, репа, морковь; сад, яблоко, груша, апельсин, банан, персик, лимон, слива; гриб, ножка. Шляпка, блровик, лисичка, опята, подберёзовик, подосиновик, сыроежка; ягода, малина, земляника, клюква, черника,рябина, шиповник; машинка, кубик, кукла, пирамидка, конструктор; куртка, комбинезон, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта, майка, трусы, рукав, воротник, карман, пуговица, капюшон; ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сапоги, тапки, каблук, задник, шнурок, липучка, молния, застёжка, подошва; чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, ковш, ложка, вилка, нож, маслёнка, хлебница, солонка, сахарница, салатник, носик, ручка, крышка, донышко, боковые стенки; стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, ножка, крышка, боковые стенки, сиденье, спинка; зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, гололёд, сугроб; санки, лыжи, коньки, снежки, снеговик; гирлянда, фонарик, шар, звезда, игрушка, шишка, бумага, картон, стекло, фольга, пластмасса; ёлка, карнавал, хоровод, маска, подарок, Дед Мороз, Снегурочка)
- Обучение группированию предметов по признакам их соотнесённости и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий (деревья, кустарники, овощи, фрукты, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда; кухонная мебель, спальная мебель, гостиная мебель, детская мебель, мебель в прихожей; летняя одежда, осенняя одежда; летняя обувь, осенняя обувь).
- Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, работы по усвоению действий, выраженных личными и возвратными глаголами (наливать, выливать, поливать; одевать – одеваться, обувать – обуваться).
- Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами (берёзовый, морковный, яблочный; шерстяной), притяжательными прилагательными (кошачий, волчий)
- Обучение сопоставлению предметов и явлений и на этой основе обеспечение понимания и использование в речи слов – синонимов (большой – огромный) и слов – антонимов (старый – новый).
- Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за ) и активизация их использования в речи.
- Обеспечение усвоения притяжательных местоимений (мой, твой, на, ваш, его, её ); определительных указательных наречий (тут, здесь, там ), количественных и порядковых числительных (один, два…, первый, второй, …) и их использование в экспрессивной речи.
- Формирование и закрепление понятия слово и умение оперировать им.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
- Обеспечение дальнейшего усвоения и использования в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже (куртка – куртки), в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче); окончаний глаголов настоящего времени (убирает – убирают); глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (собирал- собирала- собирали). Обеспечение практического усвоения некоторых способов словоизменения и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, деревце);, существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят ( котёнок-котят); глаголов с различными приставками (насыпать – высыпать- посыпать).
- Обучение образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные (дубовый) и притяжательные (кошачий) прилагательные, притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои.
- Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао).
- Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (красная груша, красный лист, красное яблоко, красные сливы; два мяча, пять мячей).
- Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине согласованию слов в предложении.
- Формирование синтаксической структуры предложения
- Развитие навыка правильно строить простые распространённые предложения, предложения с однородными членами, сложносочинённые предложения с союзом И, сложноподчинённые предложения с союзом А.
- Формирование связной речи
- Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Обучение детей составлению простых распространённых предложений без предлогов, затем с предлогами.
- Формирование понятия предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трёх слов (без предлога).
- Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, выслушивать друг друга до конца.
- Формирование умения составлять простые предложения по вопросам, по картине и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
- Обучение составлению рассказа – описания, а затем и загадок – описаний о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.
- Обучение составлению рассказа по схеме без замены действующего лица.
- Формирование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и помощью логопеда.
- Формирование навыка заучивания небольших стихотворений и рассказов с использованием мнемотехники.
- Совершенствование умения «оречевления» игровой ситуации и на этой основе развитие коммуникативной функции речи.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи
- Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.
- Закрепление правильного произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
- Активизирование движений речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Автоматизирование правильных укладов свистящих и шипящих звуков.
- Автоматизация поставленных в средней группе звуков.
- Совершенствование умения различения на слух длинных и коротких слов. Обучение умению запоминания и воспроизведения цепочек слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочек слогов со стечением согласных.
- Обеспечение дальнейшего усвоения звукослоговой структуры двухсложных слов с одним закрытым слогом, двумя закрытыми слогами, трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов, и использование их в речи.
- Закрепление понятия слог и умение оперирования им.
- Совершенствование умения различать на слух гласные звуки, согласные звуки: /т/, /п/, /н/, /м/, /к/.
- Закрепление представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Формирование умения различения на слух согласных звуков, близких по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.
- Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
- Формирование умения вставлять пропущенный согласный звук в слово.
- Формирование навыка анализа и синтеза слияний гласных звуков: /ои/, /ио/, /ао/, /оа/, /уо/, /оу/, /иу/, /уи/.
- Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам, ит, ну, по).
- Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением)
- Формирование умения подбора слов с заданным звуком.
- Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твёрдый – мягкий.
- Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук.
- Формирование и закрепление понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук
- Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
- Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
- Формирование навыка мягкого голосоведения.
- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением.
- Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
- Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.
- Закрепление правильного произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
- Активизирование движений речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Автоматизирование правильных укладов свистящих и шипящих звуков.
- Автоматизация поставленных в средней группе звуков.
- .Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
- Формирование навыка мягкого голосоведения.
- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением.
- Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
- Обучение грамоте
- Формирование, а затем и закрепление представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.
- Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, Э, Ы; с согласными буквами Т, П, Н, М, К,Б,В.
- Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, « рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
- Формирование навыка составления и чтения слияний двух гласных букв, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.
- Упражнения в узнавании пройденных букв, изображённых с недостающими элементами, «зашумлённых» изображений букв.
- Упражнения в нахождении правильно изображённых букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
- Завести тетради «Изучаем грамоту».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЖУРНАЛ взаимодействия воспитателей и учителя – логопеда группы для детей с ЗПР
ЖУРНАЛ взаимодействия воспитателей и учителя – логопеда группы для детей с ЗПР на каждый месяц...
Рабочая программа учителя-логопеда группы для детей с ЗПР
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.Дети с задержкой психического развития - многоч...
Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.
Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ ТНР (ДЕТИ 5-7ЛЕТ) на 2 квартал
Методическая разработка.Перспективное планирование учителя логопеда в подготовительной к школе группе для тетей с ТНР на 2 квартал уебного года...
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...
Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".
Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...