ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ ТНР (ДЕТИ 5-7ЛЕТ)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Куриленко Любовь Сергеевна

Перспективное планирование учителя-логопеда в подтовительной к школе группе для детей с ТНР сотавлено на 1 квартал учебного года .За основу взята программа Лопатиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

 НА 1 КВАРТАЛ

В подготовительной к школе группе

Логопед: Куриленко Л.С.

                             

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ

ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно – пространственных представлений

  1. Формирование рациональных приёмов обследования предметов. Обучение восприятию предметов, их свойств, отношений через все органы чувств.
  2. Формирование умения сравнивать предметы; выбирать группу предметов по заданному признаку.
  3. Развитие цветовосприятия и цветоразличения, умения различать цвета по насыщенности, называть оттенки цветов (красный, ярко-красный, светло-красный, тёмно-красный и т.п.). Закрепление представления о расположении цветов в радуге.
  4. Формирование умения использовать в качестве эталонов формы плоскостные и объёмные геометрические фигуры.
  5. Дальнейшее развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков в игровых упражнениях и играх.
  6. Дальнейшее развитие зрительного внимания  в работе с разрезными картинками и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

  1. Дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей.
  2. Обучение их выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно  организованные движения .
  3. Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений  конструктивного праксиза в работе с разрезными картинками (4-8 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.
  4. Дальнейшее развитие конструктивного праксиса и тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
  5. Совершенствование навыки шнуровки, игр с мозаикой.
  6. Формирование навыки выполнения различных графических диктантов в тетрадях с клеткой.
  7. Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
  8. Выполнение различных физических упражнений для кистей рук и пальцев, согласовывая их с небольшими стихотворными текстами.
  9. Совершенствование  кинестетической основы артикуляторных движений  формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
  10. Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
  11. Совершенствование  движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации

  1. Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов и объектов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, качеству, материалу и т.п.)
  2. Развитие воображения и на этой основе формирование творческих способностей, творческого воображения, креативности.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.

  1. Обучение восприятию, оценке ритмов (до шести ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие).
  2. Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание.
  3. Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведение по образцу ( ||| |||, // ///, / -, - /, // - -, - - //,.)

Формирование сенсорно – перцептивного уровня восприятия  в работе с детьми, страдающими дизартрией.

  1. Совершенствование распознавания звуков, направленного восприятия звучания речи.
  2. Обучение детей умению правильно слушать и слышать речевой материал.
  3. Формирование чёткого слухового образа звука.

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

  • Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
  1. Расширение объёма и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.
  2. Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  3. Совершенствование дифференциации в импрессивной речи форм существительных ед.и мн. числа мужского, женского и среднего рода, глаголов в форме ед. и мн. числа прош.времени, глаголов прош.времени по родам, грамматических форм прилагательных, предложных конструкций.
  4. Обучение пониманию значений менее продуктивных уменьшительно – ласкательных суффиксов:
  1. -ник, -инк-, -ин-, -ниц-, -иц-, -ец-.
  1. Совершенствование понимания значений приставок вы-, на- и их различения.
  2. Совершенствование понимания вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке, рассказу с использованием иллюстраций.

  • Формирование предметного, предикативного и адъективногословаря экспрессивной речи
  1. Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов.
  2. Обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
  3. Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений  по всем изучаемым лексическим темам (осень, дождь, туман, ветер, туча, листопад; растение, дерево, кустарник, трава, корень, ствол, ветка, лист, берёза, рябина, дуб, ель, тополь, клён; урожай, огород, помидор, огурец, капуста, картофель, лук, репа, морковь; сад, яблоко, груша, апельсин, банан, персик, лимон, слива; гриб, ножка. Шляпка, блровик, лисичка, опята, подберёзовик, подосиновик, сыроежка; ягода, малина, земляника, клюква, черника,рябина, шиповник; машинка, кубик, кукла, пирамидка, конструктор; куртка, комбинезон, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта, майка, трусы, рукав, воротник, карман, пуговица, капюшон; ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сапоги, тапки, каблук, задник, шнурок, липучка, молния, застёжка, подошва; чайник, кастрюля, сковорода, тарелка, блюдце, ковш, ложка, вилка, нож, маслёнка, хлебница, солонка, сахарница, салатник, носик, ручка, крышка, донышко, боковые стенки; стол, стул, шкаф, диван, кровать, кресло, ножка, крышка, боковые стенки, сиденье, спинка; зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, гололёд, сугроб; санки, лыжи, коньки, снежки, снеговик; гирлянда, фонарик, шар, звезда, игрушка, шишка, бумага, картон, стекло, фольга, пластмасса; ёлка, карнавал, хоровод, маска, подарок, Дед Мороз, Снегурочка)
  4. Обучение группированию предметов по признакам их соотнесённости и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий (деревья, кустарники, овощи, фрукты, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда; кухонная мебель, спальная мебель, гостиная мебель, детская мебель, мебель в прихожей; летняя одежда, осенняя одежда; летняя обувь, осенняя обувь).
  5. Расширение глагольного  словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами, работы по усвоению действий, выраженных личными и возвратными глаголами (наливать, выливать, поливать; одевать – одеваться, обувать – обуваться).
  6. Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по их назначению и по вопросам  какой? какая? какое?, обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами (берёзовый, морковный, яблочный; шерстяной), притяжательными прилагательными (кошачий, волчий)
  7. Обучение сопоставлению предметов и явлений и на этой основе обеспечение понимания и использование в речи слов – синонимов (большой – огромный) и слов – антонимов (старый – новый).
  8. Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над, за ) и активизация их использования в речи.
  9. Обеспечение усвоения притяжательных местоимений (мой, твой, на, ваш, его, её ); определительных указательных наречий (тут, здесь, там ),   количественных и порядковых числительных (один, два…, первый, второй, …) и их использование в экспрессивной речи.  
  10. Формирование и закрепление понятия слово и умение оперировать им.
  • Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
  1. Обеспечение дальнейшего усвоения и использования в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже (куртка – куртки), в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами  (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче); окончаний глаголов настоящего времени (убирает – убирают); глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (собирал- собирала- собирали). Обеспечение практического усвоения некоторых способов словоизменения и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными  суффиксами (кофточка, носочек, деревце);, существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят ( котёнок-котят); глаголов с различными приставками (насыпать – высыпать- посыпать).
  2. Обучение образовывать и использовать  в экспрессивной речи относительные (дубовый) и притяжательные (кошачий) прилагательные, притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои.
  3. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао).
  4. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (красная груша, красный лист, красное яблоко, красные сливы; два мяча, пять мячей).
  5. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине  согласованию слов в предложении.
  • Формирование синтаксической структуры предложения
  1. Развитие навыка правильно строить простые распространённые предложения, предложения с однородными членами, сложносочинённые предложения с союзом И, сложноподчинённые предложения с союзом А.
  • Формирование связной речи
  1. Воспитание активного произвольного внимания к речи,  совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
  2. Обучение детей составлению простых распространённых предложений без предлогов, затем с предлогами.
  3. Формирование понятия предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трёх слов (без предлога).
  4. Совершенствование  умения отвечать на вопросы кратко и полно, выслушивать друг друга до конца.
  5. Формирование умения составлять простые предложения по вопросам, по картине и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
  6. Обучение составлению рассказа – описания, а затем и загадок – описаний о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.
  7. Обучение составлению рассказа по схеме без замены действующего лица.
  8. Формирование навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов со зрительной опорой и помощью логопеда.
  9. Формирование  навыка заучивания небольших стихотворений и рассказов с использованием мнемотехники.
  10. Совершенствование умения «оречевления» игровой ситуации и на этой основе развитие коммуникативной функции речи.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи

  1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.
  2. Закрепление правильного произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
  3. Активизирование движений речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
  4. Автоматизирование правильных укладов свистящих и шипящих звуков.
  5. Автоматизация поставленных в средней группе звуков.
  6. Совершенствование умения различения на слух длинных и коротких слов. Обучение умению запоминания и воспроизведения цепочек слогов со сменой ударения  и интонации, цепочек слогов с разными согласными  и одинаковыми гласными, цепочек слогов со стечением согласных.
  7. Обеспечение дальнейшего усвоения звукослоговой структуры двухсложных слов с одним закрытым слогом, двумя закрытыми слогами, трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов, и использование их в речи.
  8. Закрепление понятия слог и умение оперирования им.
  9. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки, согласные звуки: /т/, /п/, /н/, /м/, /к/.
  10. Закрепление представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  11. Формирование умения различения на слух согласных звуков, близких по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности.
  12. Закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
  13. Формирование умения вставлять пропущенный согласный звук в слово.
  14. Формирование навыка анализа  и синтеза слияний гласных звуков: /ои/, /ио/, /ао/, /оа/, /уо/, /оу/, /иу/, /уи/.
  15. Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам, ит, ну, по).
  16. Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением)
  17. Формирование умения подбора слов с заданным звуком.
  18. Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твёрдый – мягкий.
  19. Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук.
  20. Формирование  и закрепление понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук

  • Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
  1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Формирование  навыка мягкого голосоведения.
  3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением.
  4. Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
  1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.
  2. Закрепление правильного произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
  3. Активизирование движений речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
  4. Автоматизирование правильных укладов свистящих и шипящих звуков.
  5. Автоматизация поставленных в средней группе звуков.
  6. .Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  7. Формирование  навыка мягкого голосоведения.
  8. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением.
  9. Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

  • Обучение  грамоте
  1. Формирование, а затем и закрепление представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.
  2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, Э, Ы; с согласными буквами Т, П, Н, М, К,Б,В.
  3. Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, « рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
  4. Формирование навыка составления и чтения слияний двух гласных букв, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.
  5. Упражнения в узнавании пройденных букв, изображённых с недостающими элементами, «зашумлённых» изображений букв.
  6. Упражнения в нахождении правильно изображённых букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
  7. Завести тетради  «Изучаем грамоту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЖУРНАЛ взаимодействия воспитателей и учителя – логопеда группы для детей с ЗПР

ЖУРНАЛ взаимодействия  воспитателей и  учителя – логопеда   группы для детей с ЗПР на каждый месяц...

Рабочая программа учителя-логопеда группы для детей с ЗПР

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.Дети с задержкой психического развития - многоч...

Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.

Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ ТНР (ДЕТИ 5-7ЛЕТ) на 2 квартал

Методическая разработка.Перспективное планирование учителя логопеда в подготовительной к школе  группе для тетей с ТНР на 2 квартал уебного года...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...

Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".

Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...