Рабочая программа учителя-логопеда группы для детей с ЗПР
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учителя-логопеда группы для детей с ЗПР | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 126
Принята Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 126»
№ ____ от __________20____г. ______________Е.В. Кобзаренко
«___»______________2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
«Программа коррекционно-развивающей работы
в группе детского сада
для детей с ЗПР».
Программа предназначена для детей от 5 до 6 лет.
Срок освоения программы – 1 год.
Составители:
Гарковенко А.Г. - учитель-логопед
Саратов 2013г.
Оглавление
I. Пояснительная записка. (Введение, возрастные особенности детей c ЗПР;
здоровьесберегающие технологии используемые в воспитательно-
образовательном процессе; двигательный режим; организация режима
пребывания детей в образовательном учреждении)………………………3 – 13
II. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.
(Учебный план; сетка непосредственной образовательной деятельности)……..
……………………………………………………………………………….13 – 16
III. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным
областям ( Образовательная область: Коммуникация. Развитие речевого
(фонематического) восприятия; Образовательная область: Познание.
Ознакомление с окружающим миром )…………………………………..16 – 20
IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения рабочей программы учителя-логопеда в группе детей с ЗПР
(Интегративные качества; система мониторинга) ………………………20 – 22
V. Перспективный план по взаимодействию с родителями ( Основные
формы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими;
Перспективный план работы с родителями )……………………………22 – 23
VI. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно -
педагогического процесса (Основные задачи коррекционно-развивающей
деятельности; Связь с другими образовательными областями) ……...23 – 27
Заключение………………………………………………………………………...28
VII. Список литературы…………………………………………….………..28 – 29
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Пояснительная записка
Введение
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния, пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений.
В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.
В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии, дети с симптомами задержки психического развития направляются в коррекционные группы, начиная с пяти летнего возраста. Таким образом, при составлении рабочей программы учитывалась данная категория детей.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
Планирование данной рабочей программы составлено на основе: «Программы воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, образовательной программы МДОУ – в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2005).
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
- «Дошкольное образование России в документах и материалах». Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. Министерство образования РФ, Москва, 2001г.
- Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
- Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012г. N2 273-ФЗ
- Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Постановление правительства РФ №666 от 12.09.2008г.
7. Устав МДОУ от
- Лицензия серия А № 235778 дата выдачи 18 марта 2010г.
- Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме».
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование элементарных математических представлений, развитие интереса к художественной литературе и всестороннее развитие психических процессов.
Программа коррекционно-развивающей работы в группе детей с задержкой психического развития состоит из трех разделов:
- Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.
- Формирование элементарных математических представлений.
- Ознакомление с художественной литературой.
4. Развитие фонематического восприятия
В процессе коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР решаются следующие задачи:
- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
2. Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
3. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
4. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
5. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
1.1 Возрастные особенности детей с ЗПР
Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями (У.В. Ульенкова (1984)). Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами . Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.
Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа.
Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и на закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков, не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т.д.), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т.е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
У детей с ЗПР замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки также будет препятствовать овладению чтением и письмом. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Выраженность этого дефекта зависит от происхождения ЗПР. При правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: "Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?", - ребенок может ответить: "Это у нас дома есть", "Это все в комнате стоит", "Это все нужное человеку". Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия. Например, отвечая на вопрос: "Чем не похожи люди и животные?", - ребенок произносит: "У людей есть тапочки, а у зверей - нет". Однако, дошкольники с ЗПР, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия.
Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", "Береза растет на краю поля". Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.
Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.
Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.
1.2. Здоровьесберегающие технологии используемые в воспитательно-
образовательном процессе.
ФОРМЫ РАБОТЫ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ | ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Остеопатическая гимнастика | После сна в постелях каждый день. Начиная со средней группы. | Плавный естественный переход от состояния покоя к бодрствованию, создание положительного настроения, оздоровительный закаливающий эффект. | Воспитатели |
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Обучение дыханию через нос. Выполнение сложных дыхательных упражнений, укрепление дыхательной мускулатуры. | Воспитатель. |
Пальчиковая гимнастика | Ежедневно | Совершенствуется точность мелких движений руки, тренировка тонкой моторики (напряжение, растяжение, расслабление) Развитие речи и интеллекта. | Воспитатели |
Физкультминутки | Во время занятий по мере утомляемости детей. | Развивают умения снимать напряжение путем переключения на другой вид деятельности | Воспитатели |
Артикуляционная гимнастика | На индивидуальных занятиях. В течении дня. | Повышает качество постановки звуков у детей. | Воспитатели |
Упражнения для профилактики осанки | На физкультурных занятиях и утренней гимнастике. | Профилактика нарушений осанки. | Воспитатели |
Упражнения для стопы и голени | На физкультурных занятиях и утренней гимнастике. | Снятие напряжения со ступней ног, устранение психической напряженности, благоприятное влияние на мозг и нервную систему. | Воспитатели |
Народная гимнастика | Начиная с младшего дошкольного возраста | Фольклор, игры, совместные мероприятия с родителями в оздоровительной работе. | Воспитатели |
Растяжка | На занятиях по физической культуре. | Игровые упражнения на развитие соматических функций (восприятие тела) | Воспитатели |
Забавные упражнения | На занятиях по физической культуре. Все группы | Включение в занятия по физической культуре считалок, загадок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным движениям. Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, творчеству, фантазии. | Воспитатели |
Развивающие игры | Все группы. Проводятся в течение дня. | Игровая терапия на развитие положительного отношения к сверстникам. | Воспитатели |
Занятия по здоровому образу жизни | Занятия 1 раз в месяц. Беседы в течение дня | Воспитывают у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни. | Воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Ежедневно. В течении дня. Все возрастные группы. | Игры подбираются в соответствии с программой воспитания и обучения М.А.Васильевой. | Воспитатели |
Физкультурные досуги, праздники | 1 раз в месяц. Все возрастные группы. Во второй половине дня. | Эффективная форма активного отдыха. Развивают физические качества, формируют социально-эмоциональное развитие. | Воспитатели |
Динамические паузы | Во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей. | Комплексы физкультминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. | Воспитатели |
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки. Начиная с младшей группы. | Рекомендуется использование наглядного материала. Показ педагога. | Воспитатели |
Физкультурные занятия | Три раза в неделю в физкультурном зале, на улице. Начиная с раннего возраста. | Занятия проводятся в соответствии с программой воспитания и обучения М.А.Васильевой. | Воспитатели |
Утренняя гимнастика с включением дыхательных упражнений | Ежедневно, в физкультурном зале, на улице, начиная с раннего возраста | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. | Воспитатели |
1.3 Двигательный режим
Двигательный режим | Алгоритм проведения | Длительность | Примечание |
Утренняя гимнастика | Ежедневно | 10 – 12 мин. | Кол-во ОРУ: 8-10 (повторы 5-6 раз) Комплекс составляется на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционное, игровое, сюжетно-игровое |
Музыкальное занятие | 2 раза в неделю | ||
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю | 30 мин. Вводн.ч. – 3-5мин Осн.ч. – 21-26мин. Заключит.ч.–3-4 мин. | Кол-во ОРУ:4-5 (повторы 4-5 раз) Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое) Формы проведения занятий: традиционное, игровое, по единому игровому сюжету. |
Физкультминутка | По необходимости | 1-3мин. | Комплекс состоит из 3-5 упражнений Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий |
Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты | Ежедневно | 10-15 мин. | 2-3 игры разной подвижности |
Спортивные игры | 1 раз в неделю | В соответствии с программой и временем года | |
Целевые прогулки на и вне территории д/с | 1 раз в неделю | 15 мин. | По плану воспитательно-образовательной работы |
Развитие движений на прогулке и в режимные моменты | Ежедневно | 10-15 мин. | По результатам физкультурных занятий, по группам здоровья |
Физкультурный досуг | 1 раз в неделю | 40 мин. | 2я неделя месяца |
Неделя здоровья | 2 раза в год: июнь, февраль | 2я неделя месяца | |
День здоровья | Ежедневно | 15 мин. | 1я неделя месяца |
Активный двигательный подъем | Ежедневно | 15 мин. | После сна |
Дыхательная гимнастика | Ежедневно | 1-2 упр. | Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми |
Инд. Раб. С детьми по развитию движений | Ежедневно | 5-10 мин. | Утром, вечером, на прогулке |
Самостоятельная деятельность детей | Ежедневно | ||
Динамическая пауза | По необходимости | 5-10мин. | Вместо вечерней прогулки |
Физкультурный праздник | 2 раз в год | 1 час | Зимний и летний |
Игры с движениями и словами | Ежедневно | 5-10 мин. | Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке |
1.4 Организация режима пребывания детей в образовательном
учреждении.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда, психолога и воспитателя.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемой непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 1 час 50 минут. Самостоятельная деятельность детей (игры, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 4 часов.
По действующему СанПиН 2.4.1.2660-10 для детей шестого года жизни непосредственно образовательная деятельность составляет 6 часов 25 минут в неделю, седьмого года жизни – 7 часов в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 25 минут. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут. При проведении непосредственно образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.
Занятия по дополнительному образованию (кружок) с детьми ЗПР проводят 1 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут.
Общественно-полезный труд детей группы ЗПР проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, помощь к подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.) с минимальной помощью взрослых.
Время непосредственно образовательной деятельности и ее количество в день регламентируется «Программой воспитания и обучения в детском саду»/Под ред. М.А. Васильевой и «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2005) и САНПиНами. Обязательным элементом каждой непосредственно образовательной деятельности является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Образовательная деятельность с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводят фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации образовательной деятельности позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенно временные рамки образовательная нагрузка рассчитана на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.
Режим дня детей группы с задержкой психического развития составлен с расчетом на 10-ти часовое пребывание детей в детском саду.
Прием детей, осмотр, самостоятельная деятельность, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство | 7.30 – 8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25 – 8.50 |
Игры, подготовка к образовательной деятельности | 8.50 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00 – 10.20 |
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | 10.20 – 10.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10.40 – 12.25 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная игровая деятельность | 12.25 – 12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40 – 13.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.10 – 15.00 |
Постепенный подъем, совместная деятельность (оздоровительные мероприятия: воздушные, водные процедуры) | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25 – 15.40 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.40 – 16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры). Уход детей домой. | 16.20 – 17-30 |
Программа имеет концентрическое построение, т.е. основные темы повторяются каждый год обучения, но на более высоком уровне.
Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния в последствии продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), при компенсированном состоянии — в первом классе семилетних детей в массовой школе.
II.ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Учебный план по программе коррекционной направленности
«Подготовка к школе детей с ЗПР» С.Г. Шевченко и базовой
«Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред.
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
(старшая группа)
Длительность НОД — 25 мин.
Максимально допустимый объём недельной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе — 400 минут (не более 16 НОД) в неделю.
Перерывы между НОД не менее 10 мин.
Обязательное проведение физ. минутки.
№ п/п | Части образовательного процесса | Количество НОД в неделю | Время, затраченное на НОД в неделю | Время, затраченное на НОД в год | Количество НОД в год |
I | Базовая часть | ||||
1 | Федеральный компонент - Комплексная программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой.(воспитатели) - «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.( учитель-логопед, учитель - дефектолог) | ||||
1 1 | Образовательная область «Физическая культура» Педагогическая разработка «Физкультурные занятия в детском саду, под редакцией Л.И.Пензулаевой | ||||
Физическая культура | 3 | 75 мин. | 45 час/ 2700 мин. | 108 | |
1 2 | Образовательная область «Безопасность» Программа дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н Авдеевой.О.Л.Князевой, Р.Б.Стёркиной | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | |||
1 3 | Образовательная область «Социализация» | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | |||
1 4 | Образовательная область «Труд» | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | |||
1 5 | Образовательная область «Познание» | ||||
Формирование элементарных математических представлений | 2 | 50 мин. | 30 час/ 1800 мин | 72 | |
Ознакомление с окружающим миром/экология (чередуются) | 2 | 50 мин | 30 час/ 1800 мин | 72 | |
Конструктивная деятельность и ручной труд | 1 | 25 мин | 15 час/ 900 мин | 36 | |
1 6 | Образовательная область «Коммуникация» | ||||
Развитие речи (чередуется с чтением художественной литературы | 2 | 50 мин | 30 час/ 1800 мин | 72 | |
1 7 | Образовательная область «Чтение художественной литературы» (чередуется с развитием речи) | 1 | 25 мин | 15 час/ 900 мин | 36 |
1 8 | Образовательная область «Художественное творчество» | ||||
Комплексная программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой. | |||||
Лепка/апликация | 1 | 25 мин | 15 час/ 900 мин | 36 | |
Рисование | 2 | 50 мин | 30 час/ 1800 мин | 72 | |
1 9 | Образовательная область «Музыка» | ||||
Комплексная программа воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой.В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой. | |||||
Музыка | 2 | 50 мин | 30 час/ 1800 мин | 72 | |
Всего: | 16 | 400 | 240час/ 14 400 мин | 576 | |
II | Часть,формируемая участниками образовательного процесса | ||||
1 | Образовательная область «Здоровье» Региональный компонент: Программа «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П.Смирновой Совместная деятельность на базе кружков Занятия с педагогом- психологом | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | |||
Всего: | 16 | 400 | 240 час/ 14 400 мин | 576 |
Примечание: 3-я физическая культура проводится на прогулке-ППДА (прогулка повышенной двигательной активности)
2.2. Сетка непосредственной образовательной деятельности.
Дни недели | Часы | Занятия (16 занятий) | |
I подгруппа | II подгруппа | ||
Понедельник | 9.00 - 9.25 9.35 –10.00 10.10-10.35 | Ознакомление с окружающим миром (логопед) Рисование (воспитатель) Физкультура (воспитатель) | Рисование (воспитатель) Ознакомление с окружающим миром (логопед) Физкультура (воспитатель) |
Вторник | 9.00- 9.25 9.35- 10.00 10.10-10.35 | Музыкальное занятие (муз. работник) Лепка (воспитатель) Ознакомление с окружающим миром (дефектолог) | Музыкальное занятие (муз. работник) Лепка (воспитатель) Ознакомление с окружающим миром (дефектолог) |
Среда | 9.00- 9.25 9.35-10.00 10.10-10.35 15.10-15.35 | Рисование (воспитатель) Работа психолога ФЭМП (дефектолог) Физкультура (под музыку) | Работа психолога Рисование (воспитатель) ФЭМП (дефектолог) Физкультура (под музыку) |
Четверг | 9.00-9.25 9.35- 10.00 10.10-10.35 15.10-15.35 15.40-16.05 | Музыкальное занятие (муз.работник) Развитие фонематического восприятия (логопед) Конструирование/ аппликация(воспитатель) ФЭМП (дефектолог) | Музыкальное занятие (муз.работник) Конструирование/ аппликация(воспитатель) Развитие фонематического восприятия (логопед) ФЭМП (дефектолог) |
Пятница | 9.00-9.25 9.35-10.00 10.10-10.35 10.50-11.15 | Развитие фонематического восприятия (логопед) Ознакомление с художественной литературой (дефектолог) Физкультура на воздухе (воспитатель) | Развитие фонематического восприятия (логопед) Ознакомление с художественной литературой (дефектолог) Физкультура на воздухе (воспитатель) |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛОСТЯМ.
Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Основные задачи:
- социальная адаптация детей в коллективе;
- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;
- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.
Развивающая коррекционная работа с детьми
- Диагностика речевого развития ребёнка
- Развитие речевого общения и обучение грамоте
Формы занятий | Методы работы | Разделы программы по РР |
|
|
|
Звуковая культура речи
- Развитие фонематического слуха
- Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры
- Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению
- Воспитание чёткого произношения
- Развитие голоса и речевого дыхания
- Развитие фонематического восприятия
Развитие и обогащение словаря
- Образование относительных и притяжательных прилагательных
- Развитие навыка подбора синонимов и антонимов
- Развитие словаря признаков
- Развитие глагольного словаря
- Обобщение группы слов
- Уточнение названий понятий, предметов и их частей
- Уточнение лексического значения слов
Коррекция речи
- Развитие общей координации и мелкой моторики руки
- Охрана зрения
- Развитие сенсорики
- Коррекция эмоционально-волевой сферы
- Развитие высших психических функций
- Коррекция звукопроизношения
Развитие связной речи
- Развитие невербальных средств общения
- Развитие речевого общения
- Обучение передавать свои мысли и чувства
- Обучение пересказу
- Обучение рассказыванию по серии картин
- Обучение составлению рассказа по картине
Формирование грамматического строя речи
- Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа
- Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
3.1. Образовательная область: Коммуникация (Развитие речевого
(фонематического) восприятия).
2 занятие в неделю, 64 занятия.
Основными задачами программы по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются:
- формирование способа вычленения звука из слова (подчеркнутое произнесение звука в слове), умение называть выделенный звук;
- выделение отдельных звуков из слов; правильная и отчетливая артикуляция звуков;
- чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса;
- различение звуков, близких по произнесению и звучанию, твердые и мягкие согласные; звуки [а], [о], [ы], [у], [м], [м'], [в], [в'], [к], [к], [п], [«'],[с],[с'], [и];
- условные обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
- ознакомление с условно-графической схемой звукового состава слова;
- последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау, мак, осы по готовой условно-графической схе^е звукового состава слова;
- ознакомление с печатными буквами А, а, О, о, У, у, Ы, ы, М, м, Н, н, В, в, К, к, П, п, С, с, И, и; соотнесение звука и буквы;
- формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов); термины слово, предложение;
- уточнение и обогащение словарного запаса; формирование умения говорить достаточно громко, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы на вопросы.
К концу пребывания в первой группе детей следует научить:
- способу вычленения звука из слова и называнию выделенного звука;
- относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания;
- условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом;
- узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;
- составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов.
См. Приложение № 1
3.2. Образовательная область: Познание. (Ознакомление с окружающим
миром).
2 занятия в неделю , 64 занятия.
Сентябрь | 1 неделя – Адаптация детей в ДОУ 2-3 неделя- Обследование детей, оформление результатов 4 неделя – Наш город. Наша улица 5 неделя – Знакомство с сезонной работой на полях | Февраль | 1 неделя - Домашние животные 2 неделя – Дикие животные наших лесов 3 неделя – Наша армия 4 неделя – Зима. Обобщение |
Октябрь | 1 неделя – Знакомство с сезонной работой на полях 2 неделя – Овощи 3 неделя - Фрукты 4 неделя – Осень. Сезонные изменения в природе 5 неделя - Перелетные птицы | Март | 1 неделя – Весна. Праздник 8 марта 2 неделя – Весна. Весенняя одежда. 3 неделя – Моя семья 4 неделя – Транспорт 5 неделя – Перелетные птицы |
Ноябрь | 1 неделя – Перелетные птицы 2 неделя – Осень. Осенняя одежда 3 неделя – Осень обобщение 4 неделя – Сведения о человеке 5 неделя – Труд людей | Апрель | 1 неделя – Перелетные птицы 2 неделя – Посуда. 3 неделя – Деревья. Лес. 4 неделя – Насекомые. 5 неделя – Цветы |
Декабрь | 1 неделя – Мебель 2 неделя – Зима. Зимние приметы 3 неделя – Зима. Новый год 4-5 неделя – Праздник новый год. | Май | 1 неделя – Цветы 2 неделя – День победы 3 неделя - Лето 4-5 неделя - Обследование детей, оформление результатов. |
Январь | 1–2 неделя – Рождественские каникулы 3 неделя – Зима. Зимние развлечения 4 неделя – Зимняя одежда. 5 неделя – Домашние птицы |
См. Приложение № 2
IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы учителя-логопеда в группе детей с ЗПР.
4.1. Интегративные качества:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
4.2.Система мониторинга
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна:
- обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы;
- исследовать физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
- не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса;
- позволять осуществлять объективную и точную оценку динамики достижений детей в оптимальные сроки;
- включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Целесообразно использовать сочетание следующих методов получения данных:
- низко формализованных методов (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.);
- высоко формализованных методов (тестов, скрининг-тестов, проб, аппаратурных методов и др.).
Подбор диагностических методик осуществляется каждым специалистом и утверждается на педагогическом совете.
Сопоставление данных по временным срезам позволяет рассматривать динамику достижений воспитанников.
Мониторинг результатов логопедической работы, освоения детьми Программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко коррекционной группы с задержкой психического развития проводится 3 раза в год.
См. Приложение № 3
V.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ.
5.1.Основные формы взаимодействия с родителями (или лицами, их
заменяющими)
Основные направления:
Работа с семьей на основе педагогики сотрудничества и приобщения семьи к стратегии воспитания ребенка.
Основные задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей:
- наличие теоретических знаний
- наличие практических знаний, умений и навыков
- повышение статуса педагога
- Пропаганда цели и задач коррекционной работы учителя-логопеда
- Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта воспитания.
- Условия работы с семьей.
- Целенаправленность, систематичность, плановость.
- Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом
многоаспектной специфики каждой семьи.
- Возрастной характер работы с родителями.
- Доброжелательность.
- Открытость.
5.2.Перспективный план по взаимодействию с родителями.
№ п/п | Форма работы с родителями | Характеристика консультативно-просветительской работы с родителями |
1 | Анкетирование | Является действенной формой обратной связи с родителями и эффективным источником педагогической информации родителей. После заполнения анкет родители передают бланки логопеду, который анализирует содержащиеся в них данные, а затем учитывает их в работе с детьми. |
2 | Родительские собрания | На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. В течение учебного года целесообразно провести три родительских собрания. |
3 | Консультации | Логопед консультирует родителей по вопросам, связанным с особенностями обучения детей, с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными. |
4 | Наглядная пропаганда. | Стенды для родителей логопед оформляет систематически раз в месяц, обновляя материал. На стенде помещаются материалы по формированию звукопроизношения у детей; материалы о развитии речи детей в норме и при патологии; советы родителям по преодолению недоразвития речи; игры, речевой материал, который родители могут использовать для занятий с детьми дома; текущая информация. |
См. приложение № 4
VI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
6.1.Основные задачи коррекционно-развивающей деятельности:
- Создание единого коррекционно-образовательного пространства;
- Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;
- Повышение уровня подготовки специалистов;
- Пропаганда логопедических знаний среди родителей и педагогов;
- Расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медицинских работников, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.
Исследованиями доказано, что если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.
Уже в дошкольном возрасте у них возникают трудности в усвоении программы дошкольного образовательного учреждения, они малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи таких детей оказывается более низким по сравнению с их сверстниками.
Поэтому каждый из специалистов ДОУ, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Специалисты, которые участвуют в коррекционном процессе, планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
6.2.Связь с другими образовательными областями.
Физическая культура | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение |
Здоровье | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека |
Безопасность | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания |
Социализация | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения |
Труд | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми |
Чтение художественной литературы | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи |
Художественное творчество | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности |
Музыка | развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу музыки |
Работа с родителями:
- индивидуальные и тематические консультации, беседы;
- показ открытых занятий;
- подбор и знакомство со специальной литературой по заявленной тематике;
- лекции-выступления на родительских собраниях;
- систематический контроль над поставленными звуками;
- итоговый концерт-конкурс чтецов.
Работа с воспитателем
- индивидуальные и тематические консультации;
- открытые занятия;
- подбор и распространение специальной педагогической литературы;
- проведение лекций и бесед на педагогических советах;
- разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;
- рекомендации по развитию фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза;
- занятия по заданию логопеда на закрепление речевого материала;
- упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.
Работа с музыкальным руководителем
- упражнения: воспитывающие темы и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;
- досуги;
- согласование сценариев праздников, развлечений;
- театрализация: внятность произнесения слов.
Работа с психологом
- совместное обсуждение результатов психологических исследований;
- консультации, беседы;
- поиск подхода к детям.
Модель взаимодействия субъектов
коррекционно-образовательного процесса
в МДОУ детский сад № 126
Семья | Учитель-дефектолог Учитель-логопед Педагог-психолог | Воспитатели |
Ребёнок |
Музыкальный руководитель |
Система взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей группы детей с ЗПР
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в старшей группе детей с ЗПР на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения и всестороннего развития, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
VII. Список литературы
- «Программы воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,
- «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2005).
- Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» Методическое пособие М. Мозаика-Синтез, 2008г.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
- Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте» М. Мозаика-Синтез, 2009г.
- Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.)
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М., 1991
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». 4.1. Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004
- «Преодоление ОНР у дошкольников»./ под ред. Волосовец Т.В., М., Творческий центр, 2007
- «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи»./ под ред. Гаркуши Ю.Ф., М., 2002
- Степанова О.А. «Организация логопедической работы в ДОУ», М., Творческий центр, 2003
- Волкова И.Н.. Цыпина Н.А. «Почитаем-поиграем». Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.- М.: «Школьная Пресса», 2005г.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром» Конспекты занятий Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром» Конспекты занятий Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных представлений. Конспекты занятий Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных представлений. Конспекты занятий Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР (ОНР)
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с ТНР (ОНР)...
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...
Рабочая программа учителя логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста группы с задержкой психического развития. Программа составлена в соответствии со ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи....
Рабочая программа учителя логопеда в группе для детей с нарушением слуха
Рабочая программа составлена для работы с детьми с нарушением слуха. В ней расписаны формы работы учителя-логопеда для развития слуха и речи детей дошкольного возраста....