Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе "Зима. Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
На занятии дети изучают признаки зимы. Какие птицы относятся к зимующим, их названия, повадки, как птицы выживают. В конце занятия дети составляют связный рассказ о зиме и зимующих птицах по мнемосхеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Зима. Зимующие птицы" | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14» с. Борисовка
Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе
«Зима. Зимующие птицы.»
Подготовила учитель-логопед:
Даниелян Марина Яковлевна
Цели:
- коррекционно-образовательные цели:
1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Зима. Зимующие птицы»
2. Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.
3. Закрепление глагольного словаря.
4. Изучить признаки зимы.
5. Изучить кто такие зимующие птицы их названия.
6. Учить составлять рассказ о зиме, о перелетных птицах по мнемосхеме.
- коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.
2. Развитие голоса и интонации.
3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.
- коррекционно-воспитательные цели:
1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.
3. Воспитывать активность детей и инициативность.
Оборудование: музыкальный материал, компьютер, презентация «Зима»
Ход занятия:
1.Орг. момент
Логопед: Ребята, для начала сделаем артикуляционную гимнастику.
(Слайд 2)
Логопед: Зима наступила, уснула природа.
На улице холод - плохая погода.
На улице ветер, мороз, гололёд,
Унылую песню зима нам поёт.
Как хочется жарче избу натопить
И просто на улицу не выходить! (Слайд 3)
Ребята посмотрим на картинку, рассмотрите и скажите что здесь с природой? (Слайд 4)
Дети: Все кругом белое: все покрыто снегом и земля и деревья.
Логопед: Молодцы! А это что такое? (Слайд 5)
Дети: На улице холодно, мороз рисует узоры на окнах.
Логопед: Молодцы! Как называется явление в природе, когда идет снег? (Слайд 6)
Дети: Снегопад.
Логопед: Правильно! Встаем на физкультминутку «Снегопад» (Слайд 7)
Белый снег пушистый
(Взмахи руками)
В воздухе кружится
(Повороты, кружение)
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Опуститься на корточки)
Логопед: Следующая картинка. (Слайд 8)
Дети: Здесь сугробы снега
Логопед: Молодцы! Следующая картинка. (Слайд 9)
Дети: Дует холодный зимний ветер
Логопед: Молодцы! А сейчас немного разомнемся, и сделаем физкультминутку «Море волнуется» (Слайд 10)
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три
(дети свободно двигаются по группе)
Морская фигура на месте замри.
(Дети замирают в красивых фигурах)
Логопед: Ребята, а вы знали, что с наступлением зимы многие птицы
покидают родные края. Однако, немало из них остается зимовать вместе с нами…(Слайд 11)
Логопед: Сейчас вы должны отгадать загадки о этих птичках: (Слайд 12)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Дети: Это синичка.
Логопед: Молодцы! В небе кружит птичек стая,
Стая, вовсе не простая!
Стаю эту ты не бей:
Стаю сизых … .
Дети: Голубей.
Логопед: Молодцы! (Слайд 13)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
Дети: Воробей. Дети: Дятел
Логопед: Молодцы! (Слайд 14)
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт
Дети: Ворона
Логопед: Молодцы!
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
Дети: Снегирь.
Логопед: Молодцы! Встаем на физкультминутку «Волшебник». (Слайд 15)
Если ножницы достану,
(Двигаем пальцами обеих рук как ножницами)
То волшебником я стану.
(Описать круг обоими руками)
Вырезаю из бумаги: птиц,
(Обоими раками машем как крыльями)
Машины, башни, флаги.
(Изображаем руль, башню, флаг)
Их раскрашу, просуши.
(Правой рукой изображаем кисть и взмахи)
Всем знакомым покажу.
(Обводим обоими руками)
Логопед: Ребята, а как вы думаете, чем птички питаются в мороз, когда все в снегу?
Дети: Зернышками, хлебом.
Логопед: Молодцы! В морозы птицы с радостью полакомятся кормом, оставленным людьми в кормушках. Это поможет им, пережить сильные холода. (Слайд 16).
Логопед: Ребята поиграем в игру «Угадай, кто спрятался?». Вы должны внимательно присмотреться и увидеть за пушистой еловой веточкой птичку. (Слайд 17)
Дети: За веточкой спрятался снегирь.
Логопед: Молодцы! А за этой веточкой? (Слайд 18)
Дети: За этой веточкой спряталась синичка.
Логопед: Молодцы! Следующая игра «Четвертый лишний». Нужно сказать кто лишний и почему? (Слайд 19)
Снегирь, ворона, лебедь, воробей.
Дети: Лишний лебедь, потому что он, перелетая птица, а все остальные зимующие. (Слайд 20)
Логопед: Правильно! Молодцы! Что здесь лишнее и почему? (Слайд 21)
Снегопад, ветер, мороз, грозовая туча.
Дети: Лишняя здесь грозовая туча, потому что это осенний признак, а все остальные зимние признаки. (Слайд 22)
Логопед: Молодцы! Немного разомнемся на физкультминутке «Мамины помощники» (Слайд 23)
Буду маме помогать,
буду сам белье стирать:
(трём кулачки друг о друга)
Мылом мылю я носки,
(провести кулачком о ладошку)
Крепко трутся кулачки,
(трём кулачки друг о друга)
Сполосну носки я ловко
(двигать кистями рук вправо-влево)
И повешу на веревку.
(Поднять руки вверх и делать щипковые движения)
Логопед: Играем в игру «Какой, какая, какие?» (Слайд 24)
Например: Если на улице идет снег, то погода какая? – снежная;
Дети: Если на улице дует ветер, то погода какая? – ветреная;
Если на улице мороз, то погода какая? – морозная; (Слайд 25)
Если птицы остаются зимовать с нами, то птицы какие? – зимующие.
Логопед: Ребята, а сейчас давайте составим рассказ о зимующих птицах по мнемосхеме. (Слайд 26)
Дети: Сейчас время года зима. Идет снег и перелетные птицы улетели в теплые края. Зимовать остались зимующие птицы: воробей, синичка, ворона, прилетел на зимовку снегирь. Они стараются находиться около человека, потому что еду им сможет дать только человек. Люди строят кормушки и кладут туда: хлеб, зерно, сало.
Логопед: Молодцы! Ребята, какие признаки зимы мы изучили?
Дети: Зимой идет снег, стоит мороз, дует холодный ветер. Птицы остаются зимующие.
Логопед: Молодцы! Какие птицы называются зимующие?
Дети: Птицы, которые остаются зимовать.
Логопед: Молодцы! Спасибо за занятие! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зимующие птицы» Пересказ рассказа «Синичка».
Цели занятия: расширять словарь по теме; учить образовывать сложные слова;учить правильно строить предложения; согласовывать слова в предложении;учить отвечать полными ответами; учить пересказыв...
Игра "Четвертый лишний" по лексическим темам "Насекомые", "Домашние животные", "Зимующие птицы", "Комнатные растения".
Ребенок называет картинки и фломастером (если картинка заламинированна, можно использовать многократно), зачеркивает лишнюю, объясняя свой выбор. Например, в игре "Насекомые" лишняя картинка в п...
Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .
Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....
Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Дикие животные осенью»
На занятии дети с помощью загадок вспоминают животных и дают объяснение какие животные относятся к диким. С помощью игры "Угадай по описанию" на слух должны угадать животное. Логопед знакоми...
Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Осенний лес. Грибы. Ягоды»
На занятии дете узнают что происходит с лесом осенью, о дарах леса. Какие бывают грибы и ягоды. Что можно из них приготовить....
Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Осень. Обобщение»
На обобщающем заниятии дети повторят названия осенних месяцев, признаков осени.Изучат названия деревьев, научатся отличать их по внешнему виду и по листочкам....
Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Перелетные птицы»
На занятии дети дадут определение перелетным птицам. Изучат названия перелетных птиц. Научатся образовывать одно сложное слово из двух....