Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
На занятии дети дадут определение перелетным птицам. Изучат названия перелетных птиц. Научатся образовывать одно сложное слово из двух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Перелетные птицы" | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14» с. Борисовка
Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе
«Перелетные птицы»
Подготовила учитель-логопед:
Даниелян Марина Яковлевна
Цели:
- коррекционно-образовательные цели:
1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Перелетные птицы»
2. Совершенствование грамматического строя речи: образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.
3. Закрепление глагольного словаря.
4.Дать определение перелетным птицам. Изучить названия перелетных птиц.
5. Учить образовывать одно сложное слово из двух.
- коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.
2. Развитие голоса и интонации.
3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.
4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.
- коррекционно-воспитательные цели:
1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
2. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества в детском коллективе.
3. Воспитывать активность детей и инициативность.
Оборудование: компьютер, презентация «Перелетные птицы»
Ход занятия:
1.Орг. момент
Логопед: Ребята к нам сегодня на занятие пришел гость. Я вам загадаю загадку, а вы мне скажете что-за гость. (Слайд 2)
Логопед: Отгадайте загадку: Есть у него черный хвост, есть черные крылья, клюв и лапы.
Дети: Это грач
Логопед: Молодцы! Сделаем артикуляционную гимнастику. (Слайд 3)
Логопед: Наш гость спрашивает: а вы знаете кто такие перелетные птицы?
Дети: Нет
Логопед: Перелетные птицы – это птицы, которые осенью перед зимними холодами улетают в теплые края, а весной прилетаю обратно.(Слайд 4,5,6)
Логопед: Сейчас мы рассмотрим птиц и поиграем в игру «Назови части тела птиц?» (Слайд 7)
Дети: У птиц есть: голова, шея, клюв, крылья, хвост и лапы.
Логопед: Чем покрыто тело птиц?
Дети: Тело птиц покрыто перьями.
Логопед: Молодцы! А теперь, давайте, поиграем в игру «Чей, чья, чье?»
У лебедя крыло, чьё?
Дети: Лебединое крыло. (Слайд 8)
У утки голова, чья? – утиная голова
У журавля ноги, чьи? – журавлиные ноги (Слайд 9)
У грача перья, чьи? – грачиные перья.
Логопед: Молодцы! Следующая игра «Нелепицы». Послушай предложения.
Расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
- Птенцы высиживают яйца.
Дети: Нет. Яйца высиживают мамы птицы.
Логопед: Правильно!
- Тело птицы покрыто шерстью.
Дети: Нет, тело птиц покрыто перьями.
Логопед: Правильно!
- Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети: Нет, из птичьих яиц вылупились птенчики.
Логопед: Правильно!
- Птенцы строят гнезда.
Дети: Нет. Гнезда строят мамы и папы птицы.
Логопед: Правильно!
- Дети сделали для аистов скворечники.
Дети: Нет. Скворечники строятся для скворцов.
Логопед: Правильно!
- Скворец живет в будке.
Дети: Нет. В будке живет собака, а в скворечнике живет скворец.
Логопед: Молодцы! Правильно! Следующая игра «Назови, одним словом». Я вам буду говорить признак птицы из двух слов, а мы с вами должны придумать одно сложное слово.
Например: У аиста ноги длинные – значит он длинноногий. (Слайд 11)
Логопед: У аиста большой клюв – значит – он…..
Дети: Длинноклювый.
У соловья голос звонкий – значит он звонкоголосый.
У ласточки хвост длинный – значит она длиннохвостая. (Слайд 12)
У лебедя длинная шея – значит он длинношеей.
Логопед: Молодцы! Ребята скажите, почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому, что становится на улице холодно. (Слайд 13)
Трава желтеет, насекомые засыпают – кушать птичкам нечего.
Логопед: Молодцы! Сейчас мы с вами тоже немного побудем осенними листиками. Встаем на физкультминутку. (Слайд 14)
Мы листики осенние на веточках сидим,
(Стоят, раскачиваясь, держатся за веточки)
Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели
(Взмахи руками, ходьба кружась)
И на землю тихо сели.
(Присели на корточки)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
(Снова встают, делают взмахи руками, кружатся)
Мы летели, мы летели и на стулья тихо сели.
(Садятся на стулья)
Логопед: Ребята, а вы знаете, что птицы улетают не все сразу, а по мере уменьшения пищи: (Слайд 15)
1.Первыми улетают – Насекомоядные, то есть те птички, кто кушает насекомых. (Слайд 16)
Логопед: А сейчас давайте узнаем какие птицы перелетные.(Слайд 17)
Белобрюхий стриж улетает первым, т.к. остается мало насекомых.
Так же одними из первых улетает Ласточка-береговушка, Ласточка деревенская. (Слайд 18)
Грач - Первая перелетная птица, извещает нас о наступлении весны. Перья черные, с фиолетовым отливом. Гнездятся колониями в садах, на деревьях, около жилища людей. Питаются червяками и личинками насекомых. (Слайд 19)
Кукушка - Тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Она является гнездовым паразитом. Откладывает свои яйца в гнезда других птиц. Она так же питается насекомыми. (Слайд 20)
Логопед: А сейчас немного разомнемся, и сделаем физкультминутку «Море волнуется» (Слайд 21)
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три
(дети свободно двигаются по группе)
Морская фигура на месте замри.
(Дети замирают в красивых фигурах)
Логопед: Молодцы! Ребята а сейчас я вам расскажу какие птицы улетают вторыми.
Вторыми улетают - Зерноядные (питаются семенами, плодами растений).
(Слайд 22)
Жаворонок - Маленькая птичка, живущая на земле. Окрашена неярко – коричневые с пестрыми крапинками перья помогают прятаться в траве. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят семена растений и насекомых. (Слайд 23)
Скворец - Певчая птица. Черное оперение с металлическим блеском, иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. Зимой появляются на теле белые пятнышки. Способен подражать пению других птиц. Ест семена растений. (Слайд 24)
Логопед: Молодцы! Сейчас немного отдохнем и сделаем физкультминутку «Капуста» (Слайд 25)
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солом, солим
Мы капусту жмем, жмем.
Логопед: Сейчас посмотрим, какие птички улетают последними.
3.Последними улетают, по первому снегу - Водоплавающие и болотные
(питаются рыбой, растениями и обитателями водоемов). (Слайд 26)
Утка - Птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. Пальцы ног соединены плавательной перепонкой. Питаются семенами и луковицами водных растений, насекомыми, моллюсков и мелких раков. (Слайд 27)
Журавль - Крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Оперение серого цвета, большие широкие крылья. Прилетая с юга, извещают о своем возвращении курлыканьем. Гнездо строят на болоте среди камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек. (Слайд 28)
Лебедь - Самая крупная водная птица. Оперение бывает белое, серое и черное. Длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи. (Слайд 29)
Цапля - Длинноногая, длинношеие птицы. Окрас перьев белого цвета. Имеет длинный мощный клюв черного цвета. На голове, шее или на спине имеется своеобразная грива из длинных перьев. Гнезда устраивают на деревьях. Питаются рыбой, червяками. (Слайд 30)
Аист - Большая птица белого цвета с большим красным клювом, длинными ногами, большими крыльями. Живет рядом с людьми, на крышах домов и других возвышенностях. Питается лягушками, змеями, крупными насекомыми, рыбами. (Слайд 31)
Логопед: Сейчас мы с вами отдохнем и встаем на физкультминутку «Апельсин» (Слайд 32)
Очищаю апельсин
(Изобразить апельсин)
На тарелке он один
(Изобразить тарелку)
Апельсин я разломлю.
(изобразить отламывание долек апельсина)
Всех знакомых наделю:
(движения кистями от груди вперед)
Эту дольку Ване, эту дольку Тане
(движения кистями, как при раздаче долек)
Эту дольку Оле, эту дольку Толе.
Ну, а что останется, только мне, достанется!
(движения кистями вперед к груди)
Логопед: Поиграем в игру «Назови ласково»
Кукушка - ….
Дети: Кукушечка (Слайд 33)
Утка – уточка
Цапля – цапелька (Слайд 34)
Лебедь – лебедушка
Логопед: Молодцы! Следующая игра «Какой, какая, какие»
Птицы, которые питаются насекомыми, какие?
Дети: Насекомоядные птицы.(Слайд 35)
Птицы, которые питаются зернышками, ягодками (какие?) – зерноядные
Птицы, которые питаются рыбой и живут в водоемах (какие?) –водоплавающие (Слайд 36)
Птицы, которые осенью улетают на юг, а весной прилетают (какие?) – перелетные.
Логопед: Молодцы! Правильно! Ребята, когда птицы улетают в теплые края, то они специально выстраиваются. Что лететь было не тяжело и по правильной дороге. Для правильного курса у них есть вожак, который их ведет весь путь до теплых стран.
Сейчас посмотрим, как улетают птицы. (Слайд 37)
Логопед: Это построение называется – клин.(Слайд 38,39)
Птицы в воздухе выстраиваются треугольником или клином. Самый первый летит вожак, самая сильная и опытная птица.
Логопед: Это построение называется косяк (Слайд 40,41)
Здесь тоже треугольник, но птиц позади вожака намного больше.
Логопед: Это птицы все вместе взлетают и уже в воздухе выстраиваются на построение. Так они взлетают стаей. (Слайд 42,43)
Логопед: Ребята игра на внимательность «Кого не стало?»
Лебедь, утка, кукушка, аист.(Слайд 44,45)
Дети: Не стало аиста (Слайд 46)
Логопед: Игра «Четвертый лишний»(Слайд 47)
Лебедь, утка, снегирь, кукушка.
Дети: Лишний здесь снегирь. Потому, что это перелетные птицы, а снегирь зимующая птичка. (Слайд 48)
Логопед: Молодцы! Правильно! Ребята мы так много узнали о перелетных птицах, что сейчас я предлагаю составить рассказ о любой перелетной птице по схеме.
Дети: Я хочу рассказать о ласточке. У ласточки есть голова, шея со светлыми перышками, крылья, раздвоенные хвостик. Тело ласточки маленькое и покрыто темными перьями. Ласточка питается насекомыми, поэтому улетит самая первая. Домик ласточка делает себе не далеко от жилья человека.
Логопед: Ребята вы молодцы! Что нового вы сегодня узнали?
Дети: Кто такие перелетные птицы. Узнали, почему не все птицы улетают вместе. Узнали, что перед полетом в теплые края птицы выстраиваются в определенном положении.
Логопед: Спасибо за работу! Наше занятие подошло к концу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по лексической теме: "Зимующие и перелетные птицы"
Образовательная область "Коммуникация"....
Рекомендации для родителей. Закрепление изученного материала по лексическим темам: "Осень", "Деревья", "Перелетные птицы" для детей 6-го и 7-го года жизни
Подобраны речевые игры и упражнения для закрепления изученного материала дома по лексическим темам: "Осень", "Деревья", "Перелетные птицы" для детей 6-го и 7-го года жизни....
Рекомендации по лексическим темам (зима, одежда, перелетные птицы)
Зима и ее признаки, одежда-обувь-головные уборы, перелетные птицы...
конспект занятия в старшей логопедической группе "Перелетные птицы весной"
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе....
Методическая разработка закрепления лексической темы "Зимующие и перелетные птицы"
Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам "Зимующие птицы" и "Перелетные птицы"; развитие фонематического восприятия; совершенствование лексико-грамматическог...
Конспект занятия в логопедической группе "Перелетные птицы"
систематизировать знания детей о перелетных птицах...
Лексическая тема "Водоплавающие и перелетные птицы""
Консультация...