Конспект НОД по лексической теме в логопедической группе «Что такое Новый год?»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Даниелян Марина Яковлевна

На занятии дети изучат историю Нового года, новогодней игрушки, ёлки, Деда Мороза и Снегурочки, узнают как зовут Дедов Морозов из других стран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Что такое Новый год"26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 14» с. Борисовка

Конспект НОД по лексической теме  в логопедической группе

«Что такое Новый год?»

Подготовила учитель-логопед:

Даниелян Марина Яковлевна

Цели:

- коррекционно-образовательные цели:

1. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Новый год»

2. Совершенствование грамматического строя речи:  образование притяжательных прилагательных, закрепление форм родительного падежа существительных, закрепление согласования существительных с числительными, обучение детей образованию уменьшительно-ласкательных прилагательных.

3. Закрепление глагольного словаря.

4. Изучить историю Нового года, новогодней игрушки, ёлки, Деда Мороза и Снегурочки

5. Узнать, как зовут Дедов Морозов из других стран.

- коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия.

2.  Развитие голоса и интонации.

3. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

4. Развитие эмоций, воображения, мышления, памяти, внимательности.

- коррекционно-воспитательные цели:

1. Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

2. Воспитывать активность детей и инициативность.

Оборудование: компьютер, презентация «Что такое Новый год?»

Ход занятия:

1.Орг. момент

 Логопед: Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
(Слайд 2)

Ребята, а вы знаете, откуда пришел обычай встречать Новый Год?

Дети: Нет, не знаем.
Логопед: История этого замечательного праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье). (Слайд 3)

Логопед: Примерно в 23 часа 55 минут по всем центральным каналам выступает президент страны, он подводит некоторые итоги уходящего года и желает счастья и удачи всем жителям страны в наступающем году. Затем в 23 часов 55 минут 1 января наступает бой курантов. (Слайд 4,5)

Логопед: Сейчас мы с вами сделаем физкультминутку «Зимой» (Слайд 6)

Мы погреемся немножко,

(Натираем плечи)

Мы похлопаем в ладошки

(Хлопаем в ладошки)

Ножками потопаем

(Топаем ножками)

И себя похлопаем.

(Хлопаем по коленям)

Логопед: Ребята, а вы знаете, как справляли Новый год на Руси?

Дети: Нет, не знаем.

Логопед: На Руси Новый год отмечали (Слайд 7)

- 1 марта. В XIV век  Московский церковный собор постановил считать началом Нового года    

-1 сентября согласно греческому календарю. В 1699 году Пётр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января.

Логопед: А кто мне скажет, какое пушистое дерево символ Нового года?

Дети: Это ёлка. (Слайд 8)

Логопед: Молодцы! Вот уже много лет подряд лесная вечнозелёная красавица ёлка является символом Нового года. Она прибыла в Россию вместе с петровскими реформами.

Однако прибывшая «чужестранка» хоть и не сразу, но пустила корни в русской земле прочно — так, словно бы всегда тут росла: из веток, которыми украшались дома, выросло роскошное дерево в праздничном уборе.
Логопед: Нашу красавицу ёлку мы украшаем. Кто скажет, чем украшаем ёлку?

Дети: Ёлку украшаем ёлочными игрушками.

Логопед: Молодцы! Много лет назад не было красивых украшений на елку. Ее украшали тем, что могли сделать сами. А для этого пекли пряники, печенье, вешали на елку и фрукты (яблоки). А еще собирали шишки в лесу, золотили их и украшали ими ветки елочки. А вместо гирлянд на елку ставили настоящие свечи, и зажигали их только на праздник. Позже появились мастера, которые делали первые елочные игрушки из ваты. (Слайд 9)

Еще с далеких времен появилась традиция украшать макушку елки звездой. В 90-е годы появилось много игрушек с символом наступающего года. Сегодня в производстве елочных игрушек наблюдается: шары с ручной росписью, пейзажами, картинами русской зимы, символикой. (Слайд 10)

Логопед:  Встаем на физкультминутку «Снегопад» (Слайд 11)

Белый снег пушистый

(Взмахи руками)

В воздухе кружится

(Повороты, кружение)

И на землю тихо

Падает, ложится.

(Опуститься на корточки)

Логопед: Ребята, а кто приходит на Новый год и дарит детям подарки?

Дети: Это Дед Мороз.

Логопед: Правильно! Деду Морозу очень много лет. Поначалу это был дух холода. В те времена люди не ждали от предка нынешнего Деда Мороза подарков, а дарили их ему сами, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте. Затем его прообразом стал Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение, при этом его просили не «бить овес» (или другие сельскохозяйственные культуры). Символом новогодних праздников он стал примерно 100-150 лет назад. (Слайд 12).

Логопед: А откуда к нам приходит Дед Мороз, где его дом?

Дети: Не знаем.

Логопед: Посмотрите, живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.(Слайд 13)

Логопед: Ребята, а как зовут внучку Деда Мороза?

Дети: Правильно! Её зовут Снегурочка. Только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.

Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Снегурочка всегда молода, необычайно красива, немного грустна... Но при этом она – самый милый персонаж новогодних праздников. (Слайд 14)

Логопед: А вы знаете, что Новый год справляют во всём мире и у каждого народа есть свой Дед Мороз. Как они выглядят, и как их зовут мы сейчас узнаем. (Слайд 15).

Логопед: В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юлтомтеннен. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар. (Слайд 16)

-  Дед Мороз в Болгарии приходит вывернутой бараньей шкуре. (Слайд 17)

Логопед:  Встаем на физкультминутку «Волшебник». (Слайд 18)

Если ножницы достану,

(Двигаем пальцами обеих рук как ножницами)

То волшебником я стану.

(Описать круг обоими руками)

Вырезаю из бумаги: птиц,

(Обоими раками машем как крыльями)

Машины, башни, флаги.

(Изображаем руль, башню, флаг)

Их раскрашу, просуши.

(Правой рукой изображаем кисть и взмахи)

Всем знакомым покажу.

(Обводим обоими руками)

Логопед: Итальянский Дед Мороз - Баббо Натале ему помогает

волшебница Бефане и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки. (Слайд 19)

Логопед: В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют - Санта Клаусом.(Слайд 20)

- Финский Дед Мороз носит красную шапку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не  сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. И раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год. (Слайд 21).

- В Румынии и Молдавии «снежного дедушку» зовут Мош Крэчун . Он очень похож на нашего Деда Мороза. (Слайд 22)

- В  Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо ("Снежный  Дед"). (Слайд 23)

- В Германии —  «Nikolaus» Кстати, в Германском фольклере, дети клали в свои ботинки морковку для пролетающего коня Одина.(Слайд 24)

Логопед:  Встаем на физкультминутку «Снегопад» (Слайд 24)

Белый снег пушистый

(Взмахи руками)

В воздухе кружится

(Повороты, кружение)

И на землю тихо

Падает, ложится.

(Опуститься на корточки)

Логопед: В Индии функции Деда Мороза выполняет богиня  Лакшми деви - богиня счастья и процветания. (Слайд 25).

Ребята, скажите, но самыми красивыми и родными являются наши Дед Мороз и Снегурочка! (Слайд 26)

Дети: Да наши Дед Мороз и Снегурочка самые лучшие!

Логопед: Вам понравилось занятие?

Дети: Да.

Логопед: Что нового вы сегодня узнали?

Дети: Как справляли Новый год на Руси. Какие игрушки на елку были раньше. Где живет русский Дед Мороз. Как называются Деды Морозы в других странах.

Логопед: Молодцы! На этом наше занятие окончено. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы по лексической теме" Посуда".

конспект может быть использован как открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста в работе учителя-логопеда....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми (старшая группа) по лексической теме Мальчики и девочки - такие разные!"

КОНСПЕКТ  СОВМЕСТНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   С  ДЕТЬМИ  СТАРШЕЙ   ГРУППЫ  ПО  КОРРЕКЦИИ  ОБЩЕГО  НЕДОРАЗВИТИЯ  РЕЧИ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе на тему: "Как дети лесной фее помогали" (лексическая тема "Насекомые")

Цель: закрепление у детей умений проводить слоговой анализ слов; развитие связной речи путем составления различных видов предложений.Задачи:пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматическо...

Проект "Что такое новый год7"

Цель:- познакомить детей с праздником Новый год, его историей и традициями.Задачи:- формировать элементарные представления о символах нового года (ёлка, дед мороз, снегурочка, подарки);- способствоват...

Конспект занятия по лексической теме "Новый год" в старшей логопедической группе.

активизация и расширение словаря по теме «Новый год», совершенствование грамматического строя речи, обогащение словаря прилагательными, употребление существительных множественного чи...

Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)

Консультации для родителей по лексическим темам (Логопедическая группа)...