Конспект занятия "Звуки З и Зь"
план-конспект занятия по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Грицан Лидия Александровна

Автоматизация звуков З-Зь. Конспект занятия для детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_z_i_z.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

  1. Орг. Момент:

Логопед:  Ребята сегодня у нас необычное занятие .Мы отправимся с вами в зоопарк. А билет в зоопарк вы получите, если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столе.

(Дети складывают разрезную картинку).

Логопед: Кто получился у вас на картинке?

Дети: Заяц.

Логопед: Ребята, посмотрите к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет.

Дети: В зоопарке живут звери.

Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу, но и в зоопарках. Там мы с вами можем с ними познакомиться.

- Скажите, а какой первый звук в словах ЗЗЗайка, ЗЗЗоопарк и ЗЗЗвери?

Дети: Звук «З».

Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами будем учиться слышать и произносить звук З.

  1. Пальчиковая гимнастика:

Логопед:  А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ЗАЙКУ, чтобы порадовать нашего гостя:

Зайка под кустом сидит,

И ушами шевелит,

Зайка-зайка, где твой дом?

За-за-за большим кустом.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Ребята, мы подошли с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.

Загадка:

Зверь смешной в огромной клетке,

С ветки прыгает на ветку,

Ест бананы, сладости

К общей детской радости. (Обезьяна).

Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Давайте покажем ей как мы умеем делать  артикуляционную гимнастику.

Упражнения :

  1. улыбка
  2. накажем язычок
  3. месим тесто
  4. лопаточка
  5. горка (киска сердится)
  6. трубочка
  7. чистим нижние зубки
  1. Анализ артикуляции и характеристика звуков  З и Зь.

Логопед: Ребята, мы подошли к следующей клетке. Кто же тут живет. Загадывай зайка нам следующую загадку.

Бородатый и рогатый, Показать вам силу рад я.

Крупный дикий бык лесной, Стою важно под сосной.

Логопед: - А какой первый звук в слове ЗЗЗУБР?

Дети: - ЗЗЗ.

Логопед: Как мы произносим звук З?

Дети:

Губы — улыбаются,

зубки — заборчиком,

язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.

Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, по одиночке.

Логопед: Давайте дадим характеристику звук З.

Звук «З» - какой?

Дети:

Звук З - согласный,

твердый,

звонкий,

свистящий.

Картинка — комарик.

Обозначается синим квадратом.

Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.

Загадка.

У этой лошадки одежда в полоску.

Похожа одежда ее на матроску. (Зебра)

Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЗЗЕБРА?

Дети: ЗЗЗЗЗь

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь

Дети:

Звук Зь — согласный,

звонкий,

свистящий,

мягкий.

Картинка — маленький комарик.

Обозначается зеленым квадратом.

Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?

Дети: Согласные, звонкие, свистящие.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.

Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зубру и зебре очень понравились ваши ответы. Пойдемте дальше.

5. Развитие фонематического  слуха:

Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.

Загадка:

Вьется веревка,

Дети: Змея.

Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать нам разные картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звуки З или Зь. Какой кружок будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой кружок  будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).

Слова : ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЗЗЕРКАЛО? (В начале слова).

- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗЗЗИН? ( В середине слова).

Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.

6.  Произнесение звуков З и Зь в чистоговорках.

Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.

Загадка:

Есть рога, а не баран,

Хвост свечкой, а не белка,

Не корова, а молоко дает.

(КОЗА).

Правильно. Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?

Дети: Домашнее животное.

Логопед: Какая коза?

Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.

Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.

Зю-зю-зю, зу-зу-зу, мы увидели козу. (ЗУ-ЗЮ-ЗУ)

Зи-зи-зи, зы-зы-зы, не боимся мы козы.(ЗЫ-ЗИ-ЗЫ)

Зя-зя-зя, за-за-за, уходи домой коза.(ЗА-ЗЯ-ЗА)

Зэ-зэ-зэ, зе-зе-зе, дали сена мы козе. (ЗЕ-ЗЭ-ЗЕ)

7. Физкультминутка «Зайка».

Логопед: Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть.

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок.

НА носочках скок-поскок.

А затем в присядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул 10 раз.

8.  Звуковой анализ слов:

Логопед: Ребята, перед вами разложены картинки и стоят 2  корзинки. Зайчик перепутал их и неможет найти картинке нужную корзинку, помогите ему разобраться.  Сейчас вы будете поочереди выходить и называть выбранную картинку. Картинку со звуком [з] вы кладете в первую корзинку, а со звуком [Зь] во вторую. (зонт, зефир,  обезьяна, роза, забор, земляника, газета, кукуруза)

Дети раскладывают картинки.

Логопед: Молодцы! А теперь перечислим все картинки и назовем вначале, середине или конце стоят звуки З и Зь?

9.  Игра «Придумай слово»

Логопед: Дети, зайчик придумал для вас еще интересное задание. Вы должны придумать слова, в названии которых есть звуки З и Зь.

Дети придумывают и называют слова.

10. Итог:

Логопед: - НУ вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?

Дети: - Звуки «З и Зь».

Логопед: - Звук «З» - какой?

Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,

Логопед: Звук «Зь» - какой?

Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.

Логопед: Ребята, назовите животных, в названии которых есть звуки З или Зь. (ответы детей).

Логопед:  Ребята, вы очень хорошо занимались. Зайчик благодарит вас за хорошее поведение на занятии и прощается с вами. Наше занятие окончено.

Тема: «Звуки [з]  и [зь]».

Цель: научить детей различать звуки [з]  и [зь].

Задачи:

I Образовательные:

  1. Учить детей правильно произносить звуки [з]  и [зь];
  2. Учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звукам;
  3. Учить детей звуковому анализу и синтезу слов;
  4. Обогащать словарный запас детей.

II Коррекционные :

  1. Развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  2. Развивать психические процессы детей;
  3. Развивать правильное речевое дыхание;
  4. Развивать фонематический слух.

III Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки учебной деятельности;
  2. Воспитывать усидчивость, умение слушать говорящего;
  3. Воспитывать аккуратность в обращении с дидактическим материалом;
  4. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: разрезные картинки зайца, большой и маленький комарики, синие и зеленые круги и квадраты, картинки: зубр, змея, зебра, коза, обезьяна, заяц, зеркало, зубы, замок, зима, ваза, магазин, зонт, зефир, роза, забор, земляника, газета, кукуруза.

План:

  1. Организационный момент: приход гостя – зайчика; сообщение темы занятия : 2 минуты;
  2. Пальчиковая гимнастика: «Зайка»: 2 минуты;
  3. Артикуляционная гимнастика : упражнения «улыбка», «накажем язычок», «месим тесто», «лопаточка»,  «горка» (киска сердится),  «трубочка», «чистим нижние зубки»: 3 минуты;
  4. Анализ артикуляции и характеристика звуков З и Зь: загадка: 4 минуты;
  5. Развитие фонематического слуха: игра «Поднятие сигнальной карточки»: 3 минуты;
  6. Произнесение звуков З и Зь в чистоговорках: 4 минуты;
  7. Физминутка: «Зайченок»: 2 минуты;
  8. Звуковой анализ слов : упражнение «Найди нужную корзинку»: 5 минут;
  9. Игра «Придумай слово»: 3 минуты;
  10.  Итог занятия: 1 минута.

Регламент: 29 минут.

Конспект фронтального логопедического занятия по звуковой культуре речи, прведенного студенткой 4 курса Азикаевой Лидией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....