Проект «Артикуляционное дерево».
проект по логопедии (старшая группа)

Зиниченко Юлия Борисовна

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_artik.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 Красносельского района Санкт-Петербурга

Проект

«Артикуляционное дерево».

Сроки реализации: долгосрочный

Подготовила

Зиниченко Юлия Борисовна

 учитель-логопед

2021

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями. Такая гимнастика поможет длительно удерживать интерес ребёнка, повысить мотивационную готовность детей к занятию, положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.

Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, на основе применения биоэнергопластики.

Задачи:

- развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук;

- активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи;

- формировать умение действовать по словесным инструкциям.

- проследить эффективность применения биоэнергопластики в коррекционном процессе.

- повышать мотивационную готовность детей;

- поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

Ожидаемые результаты:

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.

Тип проекта: информационно-творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта: индивидуальные, групповые занятия (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте от 5 до 6 лет), учитель-логопед.

Продолжительность проекта – долгосрочный.

Этапы реализации проекта.

I. этап – диагностический (сентябрь, диагностика). 

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Логопед определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции. Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.

II. Подготовительный (январь).

* Определение проблемы, цели и задач проекта.

* Изучение литературы по данной теме и опыта работы по использованию «биоэнергопластики».

* Накопление методического материала.

* Определение задач реализации проекта на учебный год.

* Изготовление и подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. Разработка системы занятий.

* Подготовить презентацию «Артикуляционное дерево».

 * Составить картотеку комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению.

Создание развивающей среды по данному проекту, оформление логопедического кабинета по теме проекта. Разработка конспектов по проекту.

Работа с детьми:

  • знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике);

Работа с родителями:

  • консультация «Строение артикуляционного аппарата»,
  • проведение семинара-практикума «Артикуляционная гимнастика – основа звукопроизношения";
  • выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.

III. Основной (февраль-апрель.)

- Создание методических разработок для реализации проекта;

- Внедрение инновационных технологий в коррекционно-образовательный процесс.

- приведение пространственной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС и принципам здоровьесбережения.

Работа с детьми:

Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

  • проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:
  • упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка;
  • упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
  • артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).

  • придумывание сказок о Веселом Язычке;
  • рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке;
  • оформление альбома «Артикуляционное дерево»+презентация. Заучивание движений языка+движение рук.

Работа с родителями:

  • консультация «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии»,
  • изготовление буклета «Использование метода биоэнегргопластики в логопедической работе с детьми»;
  • индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков;
  • оформление альбома «Артикуляционная гимнастика в картинках»;
  • сочинение артикуляционных историй; придумывание сказок о Веселом Язычке;
  • приглашение на индивидуальные занятия. 
  • Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом.
    Работа с воспитателями:

‒ семинар – практикум для педагогов группы компенсирующей направленности ДОУ «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнегропластики»

-  создание картотеки упражнений, сказок.

IV. Итоговый (апрель)

Исследование результатов практической деятельности. 

Анализ и обобщение полученных результатов, подведение итогов эффективности воздействия выбранной технологии. 

Мультимедийная презентация – занятие-игра. Видеоролик, итоговое выступление детей, выставка рисунков. 

Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

Отслеживание количественных и качественных результатов применения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, определение дальнейшей перспективы проекта.

Проведение индивидуальных консультаций для родителей.

Подведение итогов по реализации проекта.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Анализ проделанной работы показал, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Это позволяет сделать вывод о целесообразности применения данной методики в логопедическом работе и привлечь воспитателей  и родителей к работе по применению данного метода в работе с детьми.

Используемая литература:

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  2. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
  3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
  4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
  5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
  6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
  7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  9. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед. - 2007. N 4.
  10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Артикуляционные сказки"

Проект «Артикуляционные сказки» призван вызвать интерес младших дошкольников  к занятиям по развитию речи и речевому общению, и подготовить артикуляционный аппарат детей к проведению ...

Проект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."

Приект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."...

Логопедический проект «Артикуляционные сказки или мой весёлый Язычок»

Логопедический проект «Артикуляционные сказки или мой весёлый Язычок»...

Логопедический проект " Артикуляционные сказки"

проектная днятельность в работе учителя- логопеда...

Проект «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Проект создан для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь в ДОО. Чтобы повысить компетентность родителей в оценке значимости артикуляционной гимнастики, о правилах ее выполнения с возможнос...

Проект "Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Отс...