Инновационная деятельность
учебно-методический материал по логопедии

Козырева Татьяна Вячеславовна

            Можно и нужно каждого учителя научить
пользоваться педагогическим инструментарием.
Только при этом условии его работа будет высокорезультативной,
а место учителя самым лучшим местом под солнцем.
Я.А.Каменский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelsnot.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога в ДОУ

            Можно и нужно каждого учителя научить
пользоваться педагогическим инструментарием.
Только при этом условии его работа будет высокорезультативной,
а место учителя самым лучшим местом под солнцем.
Я.А.Каменский.

Мир, в котором живет современный ребенок, постоянно обновляется и изменяется. Найти значимое и важное в этой  жизни для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная задача современного педагога!         

Учитель – дефектолог – это главный  организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в ДОУ. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
      Поиск новых технологий и методик  в работе с детьми с ОВЗ актуален в настоящее время. Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей,  стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.

В своей работе с детьми с задержкой психического развития в ДОУ я использую современные образовательные программы для детей с ЗПР и   несколько видов образовательных инновационных технологий.

Это:

  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие  технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технологии проблемного обучения и др.

В первую очередь, большую роль отвожу игровым технологиям. Они занимают ведущее место в работе с детьми ЗПР. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

Рассмотрим несколько игровых технологий, используемых мною в работе.

- «Развивающие игры Воскобовича». Данная технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий. Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового; развивают умения наблюдать, исследовать окружающий мир; развивают воображение, креативное мышление; содействуют психическому развитию и развитию мелкой моторики.

Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими  задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы окружающего мира  или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.

Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

- Игровой набор «Дары Фрёбеля». Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей детей через игровую деятельность детей. Состоит из нескольких пособий - «даров», которые являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм : шар, куб, цилиндр. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка.

- Игры с Палочками Кюизенера. С помощью данных игр ребенок знакомится с отдельными понятиями, предметами, явлениями в доступной для него  форме.  С помощью данной технологии додетей  в игровой форме можно довести глубинное понимание основных математических понятий - числа, количественные величины, соотношения между ними; развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.

Игры с Лэпбуками. Ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания. Мы разработали Лэпбуки на разные лексические темы («Моя семья», «Деревья и кустарники», «Звери», «Времена года» и пр.), на развитие разных психических процессов («Будь внимателен», «Самый умный», «Развиваем память» и др.)

- Рисование песком с детьми на световом столе. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей.  Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.

Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиямПрименение ИКТ с детьми ОВЗ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками позволяет мне повысить наглядность материала; разнообразить содержание и формы подачи  материала.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ  включает в себя с одной стороны- просмотр иллюстраций, презентаций  и видеоматериалов на разные лексические темы и образовательные задачи. Я   использую показ воспитанникам самостоятельно созданных презентаций на разные лексические темы  («Времена  года. Осень (зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Я человек», «Транспорт» и др). Материалы компьютерных  презентационных  слайд-фильмов  удобно использовать для вывода информации  в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для  работы  с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.

Мной также создан  банк готовых учебных презентаций по лексическим темам, собран банк электронных физминуток для детей.

Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является  использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Я широко в работе использую самостоятельно разработанные для детей компьютерные игры по развитию элементарных математических представлений ( «Сосчитайка», «Помоги Смешарикам»,  «Игры с цветами» и др.), развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления («Лабиринт», «Загадки-отгадки» и др.).

Использование компьютерных игр делает коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья  подразумевает обязательное использование здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе. Неотьемлемой частью коррекционно-педагогического процесса с детьми с ЗПР является:

- использование физкультминуток и динамических пауз во время непосредственно образовательной деятельности,

- пальчиковой гимнастики для тренировки  мелкой моторики и стимуляции  речи, пространственного мышления, внимания,

- гимнастики для глаз,  способствующей снятию статического напряжения мышц глаз.

- дыхательной и артикуляционной гимнастики,

-релаксационных упражнений  для психического здоровья детей.

Так же важными  технологиями в моей работе является педагогические технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников   и        индивидуально-дифференцированного  подхода.

Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития- является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе деятельности применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)

Подготовила: учитель-дефектолог Козырева Т.В.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...