Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования
картотека

 Бочкарёва Надежда Викторовна

Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования

Содержание:

  1. Игры на липучках
  2. Игры с прищепками
  3. Игры с массажными мячами
  4. Игры с сыпучими материалами
  5. Игры и упражнения с бумагой
  6. Игры и упражнения с резинками для волос
  7. Игры и упражнения с решетками
  8. Игры и упражнения с бигуди

Игры на липучках

  • Цель: Развивать координацию руки и глаза, мелкую моторику

  1. «Цветочная полянка»

Воспитатель показывает детям зеленую полянку, на которой они «посадят» цветы. Затем демонстрирует, как цветы прикладываются, прилепляются  к   полянке. Дети повторяют действия воспитателя, используя цветочки разных цветов. Воспитатель и дети рассматривают получившуюся цветочную поляну. Затем дети собирают цветочки в корзинку.

  1. «Овощи в корзинке»

Воспитатель раскладывает перед детьми овощи, называя их. Мотивирует ребёнка тем, что овощи только что собрали с грядки, теперь их нужно сложить в корзину. Затем демонстрирует, как овощи прикладываются, прилепляются к корзинке. Дети продолжают действия, помещая все овощи в корзину. Затем дети перекладывают овощи из корзины в кастрюлю.

  1. «Подбери заплатку»

Воспитатель предлагает детям картинки с недостающими частями. «Посмотри внимательно на картинку. На каждой из этих картинок чего — то не хватает. Тебе надо найти кусочек, которого не хватает. И заполнить пустое место на картинке  «заплаткой», чтобы получилась целая картина.» Затем намеренно путает заплатки на картинках. Просит ребёнка исправить ситуацию.

Игры с прищепками

  • Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук

  1. «Подари подарок Маше»

Скажите ребёнку: «давай подарим подарок Маше». Обратите внимание на одежду Маши и спросите: «Как ты думаешь, какой подарок достанется этой Маше?» Воспитатель показывает, как прищепить прищепку к руке Маши. Ребёнок выполняет действие с другой куклой.

  1. «Котёнок» (со стихотворным сопровождением)

Если кто-то с места сдвинется,              Бельевой прищепкой

На него котёнок кинется.                        дети прищепляют ногтевые 

Если что-нибудь покатится,                       фаланги пальцев правой,

За него котёнок схватится.                              а затем левой руки

Прыг-скок!                                           на каждый ударный слог -

Цап-царап                                       от большого пальца к мизинцу.

Не уйдёшь из наших лап!

В. Берестов

  1. «Солнышко - дождик»

   Детям предлагают заготовки «солнышка», « тучки». Воспитатель обращает внимание детей на то, что у солнышка не хватает лучиков. Дети дополняют заготовку солнышка при помощи прищепок. Затем обращает внимание детей на то, что прилетела тучка и солнышко спряталось. Детям предлагаются дополнить тучку прищепками, в качестве дождя.

Игры с массажными мячами

Цель: Воздействовать на мелкие активные точки на поверхности ладоней, на мелкие мышцы рук. Учить удерживать правильное положение рук.

1.«Ёжик»

Предложите ребёнку представить, что у него в руках колючий ёжик. Прокатывайте мяч круговыми движениями между ладонями вместе с ребёнком. Во время упражнения проговаривайте слова:

Ёж, колючий мой дружок,
Скинь свой колкий пиджачок.
Без него ты мне милей.
Скинь колючки поскорей!

И. Финк

2.«Крепко мячик мы сжимаем»

Детям предлагается поиграть с мячом. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и другой ладони. Действия сопровождаются текстом:

Крепко мячики сжимаем,

Наши пальцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда.

О. Крупенчук

3.«Весёлые прыжки»

Детям предлагается взять мячик в любую руку и «попрыгать» им по ладони другой руки, затем поменять руки.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут.

З. Александрова

Игры с сыпучими материалами

  • Цель: Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, ловкость. Развивать хватательные движений, осязание.

1.«Спрячь руки»

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предложите ребёнку спрятать руки, погрузив глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами. Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу. Вместо крупы можно использовать песок или муку.

2.«Найди игрушку»

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу мелкие игрушки и предложите детям найти её. Такую же игру можно проводить в песочнице.

3.«Пересыпь крупу»

Перед детьми выставляются разные виды крупы в баночках и пустые миски. Воспитатель предлагает пересыпать крупу полных баночек в пустые миски, при помощи ложки или совка. Следует использовать игровые приёмы: «Накормим мишку кашей» (манка) …

Игры и упражнения с бумагой

  • Цель: Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, ловкость. Развивать хватательные движений, осязание.

1.«Бумажные снежки»

Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки (напомните малышам, что мять можно только ненужную бумагу).

Затем предложите детям поиграть в снежки, не из холодного снега, а из старой бумаги.

2.«Что там спряталось?»

Воспитатель заранее заворачивает в бумагу мелкие игрушки. Просит ребёнка развернуть бумагу и посмотреть, что же там спрятано.

3.«Накрути ленточку»

Игра проводится с детьми, у которых более высокий уровень сформированности мелкой моторики. Для проведения понадобится карандаш и ленточка из бумаги. Бумагу стоит нарезать тонкими разноцветными полосками. Ребёнку предлагается накрутить разноцветные ленточки на карандаш (можно в соответствии с цветом).

Игры и упражнения с резинками (заколками) для волос

Цель: Стимуляция больших и указательных пальцев рук, тренировка моторики рук

1.«Повтори за мной»

Взрослый надевает резинки на свои пальчики и просит ребёнка повторить за ним. Можно использовать иллюстративный материал «сделай так же как на картинке».

2.«Сделай причёску кукле»

«Поможем кукле собраться на праздник». Ребёнок учится делать хвосты, завязывать резинки, зацеплять заколки.

3.«Пальчиковая гимнастика»

Дети надевают резинку на каждый пальчик руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Я – пальчик первый, я большой!

Я указательный – второй!

Третий пальчик – средний!

А четвертый – безымянный!

А пятый мизинчик – он самый маленький, румяный!

И.Е. Лопухина

Игры и упражнения с решетками

  • Цель: Развивать координацию рук, точность, плавность в движении рук

   1.«Фасолинки»

Перед ребёнком кладётся решетка (для раковины) и ставится баночка с фасолью. Ребёнок выкладывает по одной фасолинке в каждую ячейку решётки. Можно предложить выложить узор по образцу взрослого.

   2.«Ленточки»

Перед ребёнком кладётся решетка (для раковины) и предлагаются разноцветные ленточки. Ребёнок просовывает ленточки в каждую ячейку решётки. Взрослый помогает.

   3.«По ягоды»

Дети кладут решетку на колени, на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

Детям предлагается «походить» указательным и средним пальчиками по ячейкам решётки. Действия сопровождаются словами:

Мы шли, шли, шли

Землянику нашли!

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы идём опять искать.

Игры и упражнения с бигуди

  • Цель: Повышать работоспособность рук, развивать мелкую моторику

   1.«Раскатаем»

Ребёнку предлагается покатать бигуди между двух ладоней, со временем увеличивая темп движения.

   2.«Колечки»

Для упражнения понадобятся длинные, мягкие бигуди. Ребёнку предлагается взять бигуди и сделать из них колечки. Затем дети надевают «колечки» на пальцы своей руки. Таким же способом можно сделать браслеты на запястье.

   3.«Гномики»

Дети берут длинные бигуди и замыкают её в кольцо. Надевают на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Жили-были в домике маленькие гомики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Литература

  • Высокова Т.П., Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий /авт.-сост. Т.П. Высокова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 79 с.
  • Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  • Светлова И.Е. "Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук" - Эксмо, 2005 г. - 72 с.
  • Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формировани...

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования (колпачка)

Предлагаю вашему мниманию картотеку игры для пальчиковой гимнастики с использованием вязанных колпачков....

Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования

Картотека игр и упражнений по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудованияСодержание: Игры на липучкахИгры с прищепкамиИгры и упражнения с массажными мячамиИгры с сыпучи...

Буклет «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования»

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. ...

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда ДОО с дошкольниками с ОВЗ

          Уже доказана связь мелкой моторики с  развитием речи. При обследовании  детей дошкольного возраста с нарушениями речи выявляются нарушения мелкой мо...

Консультация «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования»

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллель...