Конспект логопедического занятия "Морское путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мутовина Оксана Викторовна

Конспект логопедического занятия "Морское путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskoe_puteshestvie.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Морское путешествие»

 

                Коррекционно-образовательные цели.  Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные, речные, морские рыбы». Закрепить умение детей выполнять звуко-слоговой анализ слова; активизировать речевую деятельность детей; упражнять в умении использовать в предложение простые и сложные предлоги. Совершенствование  грамматического строя речи (учить согласовывать прилагательные с существительными ).    

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

        Оборудование: компьютер, видео презентация «подводный мир», аудиозаписи «Звуки моря», глобус, емкость с водой и рыбками из разных материалов; голубая ткань, сенсорная дорожка;  камушки синего, зеленого и красного цветов для звукового анализа, пластмассовые ракушки,  зеркала для артикуляционной гимнастики. Иллюстрации с изображением рыб: кит, скат, рыба-шар, рыба-ёж, медуза, акула, морская звезда, морской конёк, дельфин, кальмар, касатка, осьминог, кашалот, черепаха, летающая рыба, рыба-молот, краб, рыба-игла, креветка, омар, рыба-парусник, рыба-меч.

          Предварительная работа: просмотр презентаций с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных, пресноводных и морских рыбах.  

        Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

 

                                                Ход занятия:

1.Мотивационная деятельность:

Логопед: Здравствуйте! Давайте поздороваемся друг с другом.

Коммуникативная игра «Здравствуй»

Логопед: Ребята, что это?

Дети: Это глобус. Это наша планета Земля, только маленькая.

Логопед: Если быстро раскрутить глобус, то покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. А что изображено на глобусе голубым цветом?

Дети: Голубым цветом изображена вода.

Логопед: Да. Вода – это все реки, моря и океаны нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине.

Логопед: Скажите, ребята, кто-то из вас был на море?  А сегодня вы хотели бы отправиться  в необычное путешествие? Хотели бы  побывать в удивительном  подводном царстве?

Логопед:   Но до моря еще надо дойти, поэтому поскорее отправляемся в путь.

2.Основная часть:

Логопед: Нас ждет каменистая дорожка, которая   и доведет нас до моря. Почувствуйте как каждый камушек массирует ваши ножки.

Ходьба по сенсорной дорожке

(Дети идут по ребристой дорожке)

Дыхательная гимнастика

Логопед: Ну вот, мы  и вышли к морю.  Слышите? Это голос моря. (Звучит  фонограмма «Море» из аудиопособия «Театральные шумы»).  Давайте подышим прохладным морским воздухом.

Дыхательное упражнение «Морской воздух»

(плечи поднять, руки развести в стороны – вдох, опустить вниз – выдох)

Игра «Какое море?» Подбор определений.

Логопед. Морем можно долго любоваться – оно чарующее, прекрасное, величественное, могучее.

Логопед. Ребята, давайте скажем какое море.

 - какого цвета море – синее, голубое, серое, лазурное, бирюзовое, золотистое (на солнце);

- какого оно размера – огромное, громадное, широкое;

- море невозможно объять – необъятное;

 - у моря не видно дна, значит оно какое, как про него ещё можно сказать – бездонное, глубокое;

 - у моря не видно краёв, берегов, границ – бескрайнее, безбрежное, безграничное;

 - когда на море нет ветра – спокойное, безветренное, безмолвное, тихое;

 - летом, когда на море хорошая погода – тёплое, ласковое, ласкающее, приветливое, успокаивающее;

 - а если попробовать морскую воду, какая она на вкус – солёное;

Логопед: Скажите мне, на чем можно путешествовать по воде?

Дети: На корабле. Теплоходе. Пароходе. Яхте. Лайнере. Лодке. Паруснике.

А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно?

(ответы детей)

Логопед: Правильно.

В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Логопед: Пассажиры, занять места.

Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). И прежде чем погрузиться мы должны сказать пароль- скороговорку.

- на реке карп, на море- краб.

Логопед: А пока наша лодка плывёт, мы пройдём в каюту и посмотрим в иллюминатор, что происходит на море.

(Садятся перед зеркалом и выполняют артикуляционную гимнастику.)

Артикуляционная гимнастика

В небе солнышко сияло,            Длительно удерживать широкий язык

Море безмятежно спало.            неподвижно на  губе

Но поднялся ветер вдруг,          Резкие ритмичные выдохи

И всё ожило вокруг.

Волны в берег биться стали    Упражнение «Индюк».  

Расплескались, заиграли.

Может, Черномор на дне        Воспроизвести звукосочетание ТРРР.

Так готовится к войне?

Может быть, Конёк морской

Вскачь пустился под водой?       Упражнение «Лошадка».

Стой, Конёк, остановись!

Шторм на море, прекратись!      Воспроизвести звукосочетание ТПРРР…

Логопед: За игрой мы и не заметили, как опустились на морское дно. Но есть одна проблема: под водой мы не сможем дышать. Как же нам её решить?

(дети предлагают варианты: надеть акваланги, водолазные костюмы). Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей.  

Просмотр видео «Подводный мир»

 Логопед: Назовите каких морских обитателей мы увидели в подводном царстве?

Дети называют: осьминог, акула, морской конек и др.

(дети называют, логопед выставляет иллюстрации морских обитателей0

 Логопед:Сколько красоты таят в себе морские глубины. Водоросли и кораллы. А песчаное дно покрыто камушками и  ракушками, будто драгоценными камнями.

Логопед: Возьмите с подноса по одной ракушке. Давайте погладим их. Скажите, какие они на ощупь? У Димы и и Вити ракушки имеют ребристую поверхность, а у Артемия  и Василисы  - шершавые с полосками, которые проходят продольно и поперечно. У Тимофея ракушка овальной формы, верхняя часть с выпуклыми продольными ребрами. У Дамира поверхность ракушки гладкая с выпуклыми местами.

Массаж рук ракушками

Логопед. Давайте сделаем массаж ладошек ракушками.

(Дети перекатывают ракушки в руках и повторяют текст за логопедом 1 раз)

Море шепчет не грустите,
Чаще в гости приходите.
Много у меня игрушек,

Замечательных ракушек.

Ракушки простые, ракушки витые,

Ракушки и маленькие и большие.
И гладкие, и ребристые,
Шершавые  и серебристые.

 

Упражнение «Определи, плавает или тонет»

Логопед: В морях и океанах водятся самые разные рыбы; одни приспосабливаются жить ближе к поверхности воды, другие в глубине, а некоторые прячутся на дне и отыскать их очень трудно.

 Логопед: Посмотрите перед вами лежат рыбы, выберите себе по одной рыбке. Вы хотели бы узнать, где будет жить ваша рыбка на глубине или на поверхности воды? Будет плавать или она утонет?

Потрогайте, определите, из чего сделана ваша рыбка?

 Как ты думаешь, Мирослав твоя рыбка утонет или будет плавать? Почему?  Из чего она сделана? Значит она какая? Запусти свою рыбку.

А твоя, Дима, из чего сделана? Она будет плавать или утонет? Запусти свою рыбку. А теперь остальные ребята возьмите и запустите своих рыбок.

 Артемий, какие рыбы утонули?  Из чего они сделаны? (стеклянные, железные)

Почему? ( потому что они тяжелые)

Тимофей, а какие рыбы плавают? (пластмассовые, деревянные) почему?

(потому что они легкие)

Какой вывод мы можем сделать?

Плавают легкие рыбки они сделаны из дерева и пластмассы, а тонут тяжелые они сделаны из железа и стекла.

Звуко-слоговой анализ слова: КИТ.

Логопед. Отгадайте загадку.

Как по морю-океану,

Рыба-рыбища плывёт,

И к огромному фонтану

Подплывать нам не даёт!

От него волна бежит,

Ну конечно это - ... (кит)

Логопед. Ребята, давайте из камушков выложим отгадку, слово «КИТ».

К – согласный звук, твёрдый. Берём зелёный камушек.

И – гласный звук. Берём красный камушек.

Т – согласный, твёрдый. Берём синий камушек.

Логопед: Ребята, нам пора возвращаться к подводной лодке. Идём  к тому месту, где оставили лодку, садимся на свои места. Мы начинаем подниматься на поверхность.


3.Рефлексия.  

 Логопед:   Сегодня мы побывали в подводном царстве.  Ребята, вам понравилось  путешествовать?  А что интересного вам запомнилось?  Куда бы вы ещё хотели отправиться  в следующий раз?  (дети отвечают). Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли…  Вы очень хорошо занимались, старались. Справились со всеми заданиями.      Что понравилось больше всего? Какие трудности испытали…

    В подводном царстве побывали,  рыб и животных морских повстречали.

    Но в группу нам идти пора, сейчас идём все, не спеша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Путешествие на планету Маленьких слов"

Конспект итогового логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, старшая группа....

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....

Конспект логопедического занятия "Путешествие по звуковой полянке"

   Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы  "Путешествие по звуковой полянке"...

Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку"

Конспект логопедического  занятия "Путешествие в сказку" предназначен для проведения занятия в подготовительной группе ДОУ по теме "Животный мир морей и океанов"....

Конспект логопедического занятия "Путешествие в город Звукоград"

Подгрупповое логопедическое занятие для обучения старших дошкольников грамоте с использованием компьютерной технологии "Игры для Тигры"....

Конспект логопедического занятия "Путешествие снежинки"

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.Создать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. их согласованной  координированности.Раз...

Конспект логопедического занятия "Путешествие Шуши и лягушат"

Конспект индивидуального логопедическогого занятия в подготовительной группе "Путешествие Шуши и лягушат"...