Конспект логопедического занятия "Путешествие снежинки"
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие Снежинки»
Цели:
1.Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
2.Создать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. их согласованной
координированности.
3.Развивать точность и координацию движений с речью.
4.Формировать зрительно – моторные реакции и зрительно – пространственную ориентацию, учить ориентироваться в большом и малом пространстве, на микроплоскости.
5.Учить чувствовать темпо – ритмический рисунок речи и движений.
6.Добиваться речевой и эмоциональной выразительности.
7. Развивать точность зрительного и слухового восприятия, тактильную чувствительность.
8.Способствовать развитию речи, памяти, внимания, воображения.
9.Расширять словарь детей путем использования глагольной лексики, прилагательных, родственных слов, пословиц.
10.Воспитывать любовь к природе, дружеские чувства к товарищам, формировать коммуникативный опыт в совместной деятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
Большая Снежинка, домик, лес, деревья, столы с набором мелкого материала. Кусок ткани (туча). Птицы (плоскостные изображения): сорока, ворона, синица, снегирь. Ширма .
Раздаточный материал:
Мелкий раздаточный материал: семена, палочки. Микроплоскости и снежинки по количеству детей.
1.Организационный момент
Логопед:
Сядем, ребята рядком, посидим ладком,
Посидим друг на друга поглядим,
Приготовим ушки, будем сказку слушать.
-Сегодня я расскажу вам о приключениях Снежинки (показывает большую снежинку). Снежинка со своими сестричками, другими снежинками, жила в большой снеговой туче.
2.Фонопедические упражнения «Снежинка» (дети держатся за лоскут ткани)
Туча мягко покачивалась, Дети делают глиссандо на звук [А]
баюкала снежинок. в диапазоне терции вверх и вниз.
Налетал ветер и катал тучу по небу. Делают глиссандо на звук [У] от
самого нижнего звука
до самого верхнего.
Проснувшись, снежинки прыгали Пропевают короткие звуки [А]
с тучи и летели на землю. в разных регистрах.
Метель поднимала снежинки , Дети делают глиссандо на звуки
и кружила их быстро – быстро. [А], [У], [О], вверх - вниз.
Ветер, расшалившись, Произносят «а----ах!»: 1-ый звук то опускал их вниз, в низком регистре, а 2-ой в самом то поднимал вверх. высоком.
3.Припоминание пословиц о зимнем месяце январе.
Логопед:
-Так наша снежинка попала в лес. Давайте и мы, ребята, отправимся вместе со Снежинкой путешествовать по лесу. А кто мне подскажет, какой зимний месяц сейчас идет? Расскажите снежинке, что вы о нем знаете? (Дети рассказывают пословицы о январе месяце).
Дети:
1.Январь - году начало, зимы середина. 2.Январю - большие морозы, февралю - метели. 3. Новый год - к весне поворот. 4. Январь - весне дедушка. 5.Январь - месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов. 6. В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес.
4. Двигательные упражнения «Лесные жители»
-Ой, ребята, наша Снежинка кого – то увидала. Смотрите! По лесу через сугробы пробираются лесные жители.
1. Бодро по лесу шагаем и лисичку мы встречаем. Впереди, из – за куста, смотрит хитрая лиса. (Дети выполняют упражнение «Лиса»).
Хитрая лисичка - вот она!
Рыжая лисичка – хороша!
Вот лисичка злая «ой-ой-ой!»,
От нее скорее убегу домой.
У лисички нашей грустный вид.
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись, лисичка, погляди на нас.
Тебя мы не оставим ни на час!
2. Смело по лесу шагаем и медведя мы встречаем (Дети выполняют упражнение «Три медведя»).
Три медведя шли домой,
Папа был большой, большой.
Мама с ним - поменьше ростом,
А сынок малютка просто,
Очень маленький он был,
Мед с малиною любил.
3. Зайчик скачет быстро - быстро на сугробе на пушистом. (Дети выполняют упражнение «Зайка - трусишка»).
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал,
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается:
Кто – то по лесу крадется.
Заяц путает следы – убегает от беды:
Прыгнул вбок он, повернулся
И под кустиком свернулся.
4.Логопедическая гимнастика «Лесные жители»
-Давайте покажем зверятам, как мы можем выполнять упражнения:
а). «Зайчик». Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
-Губку верхнюю поднял свои зубки показал. Зубки острые, как терка быстро разгрызут морковку.
б). «Мишка показывает зубы». Оттянуть вниз нижнюю губу, показывая только нижние зубы.
-Мишка губу опускает зубы нижние сверкают, зубы крепкие у Мишки разгрызут не только шишку.
в). «Лисичка улыбается». Одновременно поднять вверх оба уголка рта.
-Вот Лисичка улыбнулась, губки кверху потянулись, улыбается плутовка - может провести нас ловко.
г). «Волк кусает губы». Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу, а потом нижними зубами - верхнюю губу.
-Зубы острые у волка и клыки что надо, на добычу нападает прямо из засады.
5.Игры на развитие внимания, зрительного слухового восприятия «Птицы».
-Пришла Снежинка в зимний лес, видит – чудо из чудес –
На зиму слетелись птицы сороки, вороны, снегири да синицы.
а) Зрительная гимнастика «Птицы на дереве»
Глазки кверху поднимите на синичку посмотрите,
Вниз глаза вы опустите на ворону посмотрите.
Слева видим снегиря, справа – две синицы
На деревьях им, друзья, зимою не сидится!
-Ребята, кто запомнил, где сидят синички? Где сидит ворона? Где сидит снегирь? А где сидит сорока – белобока?
б) Чистоговорка
- А вы знаете, ребята, как «цинькает» синичка? Пусть и Снежинка послушает пение синички.
Ица – ица – ица - прилетела к нам синица (дети делают взмахи руками)
Ицу – ицу – ицу - мы заметили синицу (приставляют к глазам руку)
Цо – цо –цо - у нее на лапке кольцо (соединяют и разъединяют указательный и большой пальцы )
Нец – нец – нец - тут рассказу конец (хлопают в ладоши)
-Давайте, ребята мы тоже превратимся в веселых птичек и поиграем.
в). Игра на развитие внимания, слухового восприятия «Птицы»
Дети бегут по кругу, делая взмахи руками (птицы летят). Если взрослый ударяет в бубен, дети приседают и стучат пальцами по полу (птицы клюют зернышки), если звенит бубенчик, дети слегка приседают и отводят руки назад (птицы отдыхают).
г). Работа с мелким материалом (развитие мелкой моторики, закрепление знаний о цвете и форме предметов)
-Трудно птицам в лесу зимой не хватает им корма. Поможем птичкам. Мальчики положат на тарелочки семена круглой и овальной формы, девочки разложат их по цвету (угощают птиц).
, 6. В гостях у Деда Мороза и Морозят
-Что – то сильно похолодало в лесу запуржило, завьюжило, подхватил ветер Снежинку и понес ее прямо к терему Деда Мороза. Увидала Снежинка, что …
а). Мимический самомассаж лица
У Мороза есть внучата озорные Морозята (показывают себя, поглаживают лоб, щеки, подбородок)
Непоседы, забияки, затевают вечно драки ( постукивают кончиками пальцев по тем же направлениям)
Пробежит Мороз по коже, а за ним внучата тоже (спиралевидно поглаживают лоб, щеки, подбородок)
Щиплет щечки Дед Мороз, а внучата щиплют нос (пощипывают лоб, щеки, подбородок).
Словно крошечные льдинки Морозята – невидимки забираются в сапожки и морозят детям ножки (притопывают ногами)
- А наши ребята, Снежинка, ни Мороза, ни Морозят не боятся, радуются, играют.
б). Пальчиковые игры:
-Смотрите, ребята!
Хлопья снежные летят, Выполняют движения руками
В воздухе кружатся, Кружатся
На деревья и кусты Показывают руками
Шапками ложатся Приседают и прикрывают
голову руками.
Вот какие горы снега намело! Давайте покажем Снежинке, какую красоту наши ребята умеют делать из снега. Какие они у нас мастера.
- «Мастера»
Все, что только захотим, Дети показывают, как лепят снеж-
ки (то одна рука сверху, то другая)
Мы из снега смастерим.
Лепит Вася – колобок, Соединяют пальцы рук и округляют их
( «колобок»)
А Катюша – теремок, Соединяют под прямым углом ладони
над головой, образуя крышу домика.
Вадик лепит разных рыб, Прижимают ладони друг к другу
И покачивают ими то в одну сторону, то
в другую
А Самира – белый гриб Пальцы одной руки сжимают в кулак,
прикрывают его сверху ладонью другой
руки.
-Слепим мы снеговика лучшего себе дружка.
- «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, Дети показывают, как лепят снеж-
Кати по снегу свой снежок. ки (то одна рука сверху, то другая)
Он превратится в толстый ком, Разводят руки в стороны,
показывая большой ком.
И станет ком снеговиком. Ставят руки на пояс.
Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку.
Два глаза, Показывают руками глаза.
Шляпа, Кладут одну ладонь на голову.
Нос, Приставляют ладошки
с растопыренными пальцами к носу
(как у Петрушки).
Метла. Поднимают одну руку вверх
и раздвигают широко пальцы.
Но солнце припечет слегка – Поднимают вверх скрещенные руки
с раздвинутыми пальцами (солнце).
Увы! – и нет снеговика. Пожимают плечами и разводят руки
в стороны.
7.Помогаем маме
-Снова неугомонный ветер подхватил нашу Снежинку и полетела она искать себе подружек, чтобы вместе в воздухе покружиться.
а). Снежинки, летайте, Врассыпную бегают по залу на носках.
Летайте, летайте!
Скорее же, дети, в пары вставайте Встают в пары и начинают
Кружитесь, кружитесь, кружитесь… и начинают кружиться.
За столик скорее садитесь. Дети садятся за столы.
- Кружась, снежинка подлетела к окну, чтобы заглянуть в него.
Вот Снежинка подлетела прямо в центр окошка села,
В левый нижний угодила, в правый верхний припустила,
В правый нижний опустилась, в левом верхнем приземлилась.
-И увидала Снежинка, что там ребята помогали маме по хозяйству. Оказывается, у детишек такие умелые руки!
в). «Печем пироги» (пальчиковая и артикуляционная гимнастика)
- Массаж рук «Пилим дрова»
Пили пила, пили пила зима холодная пришла. Напили нам дров скорее. Печь растопим, всех согреем (поочередно выполняют массаж пальцев правой и левой руки пилящими движениями.)
- Упражнение на выработку продолжительного ровного выдоха «Печка пыхтит». Печь затопили, она запыхтела
Руки на поясе, вдохнуть через нос, поднимая плечи, на продолжительном выдохе произносить: «пы – ы - ы-ых – х – х», стараясь, чтобы звук был ровный, не прерывистый.
- Пальчиковая гимнастика «Тесто месим»
Тесто месим, тесто мнем, (круговые вращения кистями рук от себя и
Пирогов мы напечем и с капустой и с грибами к себе)
Угостим вас пирожками! (разводят руки
в стороны)
- Артикуляционная гимнастика
- «Раскатываем тесто». Рот открыт, поочередно высовываем узкий и широкий язык так, чтобы верхние резцы его задевали. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.
- -«Блинчик» (на выработку умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии). Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть наружу «лопатой», так, чтобы он касался боковыми краями уголков рта. В спокойном положении удерживать язык под счет от 1 до 5-10.
- «Пирожок» (на развитие умения поднимать боковые края языка и укреплять мышцы языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Поднимать боковые края «лопатообразного» языка вверх так, чтобы по его средней продольной линии образовалась впадина. Удерживать в таком положении язык под счет от 1 до 5 – 10. Стараться, чтобы губы не помогали языку и оставались неподвижными.
- «Как вкусно!» (на развитие подвижности языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу. Кончик языка должен доходить до внешнего края губ.
- Вот и готовы пирожки, смотрит Снежинка, как вся семья садится пить чай.
8. Подарок Снежинке.
-Снежинка у наших ребят тоже ручки очень умелые и они хотят подарить тебе в подарок твой портрет (дети подходят к столам и выкладывают снежинку и разного материала).
9.Итог занятия .
- Дети, вам понравилась прогулка в лесу со снежинкой? Давайте вспомним, кого мы видели там.
а). Расскажите, что делает лиса, когда выслеживает зайца? (крадется, выслеживает, следит, смотрит, наблюдает, выглядывает, прячется, догоняет, хватает).
б). А что делает зайка, чтобы не попасть в лапы к лисе? (прячется, скрывается, , затаился, петляет, убегает, выглядывает, оглядывается, дает стрекача, подпрыгивает)
в). Давайте подберем родственные слова к слову СНЕГ (СНЕЖИНКА, СНЕЖОК, СНЕГОПАД, СНЕГОВИК, СНЕЖКИ, СНЕГУРКА, СНЕГИРИ)
г). Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы»
-Пора нам прощаться со Снежинкой и отправляться домой
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети, скользя, шагают
Снег холодный лыжи лижет. (ходят на лыжах).
А потом – на коньках, «Скользят», делая поочередно
ногами по полу полукруг; руки
за спиной («бегут на коньках»).
Но упали мы. Ах! Приседают.
А потом снежки лепили, Показывают, как лепят снежки
(сверху, то одна рука, то другая).
А потом снежки катили, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали Падают.
И домой мы побежали
(Нищева)
Как итог нашей работы с детьми с ослабленным зрением, было подготовлено и проведено на методическом объединении учителей – логопедов и учителей - дефектологов занятие «Путешествие Снежинки». Конспект и занятие были разработаны во взаимодеиствии с учителем - дефектологом Гришиной Светланой Николаевной. При подготовке использовались материалы М.Ю. Картушиной.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Форма проведения: мастер – класс
Участники: педагоги, родители, дети
ТЕМА: «Вместе интересней»
ЦЕЛИ:
1. Раскрыть влияние моторики на развитие речи и коррекцию зрения.
Презентация на тему: «Развитие двигательной моторики у детей с нарушениями речи и зрения»
2.Показать уровень развития мелкой моторики у детей в процессе выполнения коррекционных упражнений (работа с детьми, как часть занятия).
3. Познакомить родителей с практическими приемами развития моторики.
4.Дать рекомендации по теме собрания, предложить родителям комплексы упражнений для развития двигательной моторики в домашних условиях.
5.Создать эмоциональный настрой на празднование Масленицы. Чтить народные традиции.
ОБОРУДОВАНИЕ: разноцветные листы бумаги, краски, кисти, ватные палочки, прищепки, крупы; угощение (блины) и др.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: выставка детских работ и практического материала для развития двигательной моторики, коллаж «Наши пальчики играют» (фото), оформление помещения, объявление, приглашения, рекомендации для родителей.
План собрания
1. Презентация на тему: «Развитие двигательной моторики у детей с нарушениями речи и зрения» Учитель – логопед Павленко С.А.
2.Мастер – класс:
- Показ занятия с детьми: «Творим и говорим» (прищепки), физминутка.
Учитель – дефектолог Гришина С.Н.
- Зрительная гимнастика (с детьми и родителями). Воспитатель Артемьева С.М.
- «Умелые пальчики» (работа с мелким материалом). Воспитатель Ткаченко Л.Ю.
- «Самомассаж» (научить родителей приемам массажа). Учитель – логопед Павленко С.А.
- «Чудеса из бумаги» (коллективная работа родителей – букет).
Воспитатель Синельникова И.Р
- «Разноцветные ладошки» (учим родителей приемам рисования).
Воспитатель Денисенко Н.И.
3. «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои» (угощение блинами)
4. Рекомендации родителям: «Занимаемся дома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия-развлечения "Приключение снежинки"
Логопедическое занятие-развлечение построено на элементах логоритмических упражнений, что способствует активизации речи, ритма, движений....
Конспект логопедического занятия "Приключение снежинки"
Образовательные:- учить подбирать прилагательные к словам.- совершенствовать грамматические категории.- автоматизировать звук Ц в речи детей.Развивающие:- развивать у детей фонематический слух.- разви...
Конспект мероприятия "Приключение снежинок"
Конспект открытого мероприятия по реализации образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность» «Приключение снежинок» во второй младшей группе...
Конспект НОД: "Волшебные снежинки"
Конспект НОД для второй младшей группы....
Конспект кружковой работы"Снежинка" (рисование манкой)
Конспект кружковой работы в нетрадиционной технике рисования «Снежинка» во второй младшей группеЗадачи:...
Конспект логопедического занятия на тему: "Зима. Путешествие со снежинкой".
Задания для детей с тяжелыми нарушениями речи, с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития....
Логопедический проект "Снежинка Снежана" для детей 5-7 лет с нарушением речи
Краткосрочный проект «Снежинка Снежана» адресован логопедам, воспитателям для работы с детьми 5-7 лет с нарушением речи.Проект содержит беседу с познавательной информацией о снежинке-одном...