Развитие познавательной сферы у детей с ТНР в системе коррекционно-логопедической работы.
статья по логопедии
Основной целью логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также способов предупреждения различной речевой патологии. Интенсивно развивающаяся логопедия как наука диктует необходимость разработки приемов и методов превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии, ранней диагностики и прогнозирования.
По данным статистики, анализа научной литературы и личного опыта количество и выраженность речевых расстройств неуклонно растёт, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер. Учитывая это, профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться, начиная с дошкольного возраста, особенно у детей с теми или иными речевыми нарушениями даже в стадии компенсации. Анализ специальной литературы позволяет в системе коррекционно-профилактической работы выделить два основных блока задач, а именно:
I. собственно устранение нарушений устной речи, формирование языкового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматического строя речи;
II. Развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, моторики на основе формируемых навыков произвольного поведения.
Используемые в коррекционном процессе научно-обоснованные и методически-выверенные учебные программы (Т.Б. Филичевой , Н.В. Нищевой и др.) позволяют логопедам-практикам системно и комплексно решать основные задачи коррекционного курса. Таким образом, содержание I блока находит свое отражение в практической деятельности. Тогда как основные разделы II блока требуют систематизации и планомерного использования в коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной сферы у детей с ТНР в системе коррекционно-логопедической работы.
Чмыхова Ольга Борисовна, учитель-логопед
ГБДОУ № 2 Приморского района города Санкт-Петербурга
Основной целью логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также способов предупреждения различной речевой патологии. Интенсивно развивающаяся логопедия как наука диктует необходимость разработки приемов и методов превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии, ранней диагностики и прогнозирования.
По данным статистики, анализа научной литературы и личного опыта количество и выраженность речевых расстройств неуклонно растёт, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер. Учитывая это, профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться, начиная с дошкольного возраста, особенно у детей с теми или иными речевыми нарушениями даже в стадии компенсации. Анализ специальной литературы позволяет в системе коррекционно-профилактической работы выделить два основных блока задач, а именно:
I. собственно устранение нарушений устной речи, формирование языкового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматического строя речи;
II. Развитие внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, моторики на основе формируемых навыков произвольного поведения.
Используемые в коррекционном процессе научно-обоснованные и методически-выверенные учебные программы (Т.Б. Филичевой , Н.В. Нищевой и др.) позволяют логопедам-практикам системно и комплексно решать основные задачи коррекционного курса. Таким образом, содержание I блока находит свое отражение в практической деятельности. Тогда как основные разделы II блока требуют систематизации и планомерного использования в коррекционной работе.
По данным многих исследователей (Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова, И.Н.Садовникова, Л.И.Кобзарева, Т.И.Кузьмина) «нарушения чтения и письма при дислексии и дисграфии обусловлено несформированностью высших психических функций, обеспечивающий процесс чтения и письма в норме».
Таким образом, основной задачей данного исследования являлось создание системы работы по развитию высших психических функций (блок II) у детей с общим недоразвитием речи в структуре действующих программ, как непреложного условия предотвращения нарушений чтения и письма или снижения степени выраженности этих нарушений.
Желание ещё теснее объединить психологию и логопедию для решения данной задачи, навело на мысль о необходимости, а самое главное, о возможности адаптировать обобщить, систематизировать описанный в дидактической литературе практический материал. Накопленный «дидактический багаж» в форме различных психологических тестов, проб, игровых заданий и пр. был интегрирован в структуру коррекционно-воспитательной работы, а также в адаптированной форме использован для диагностики на различных этапах коррекционного процесса (для уточнения диагноза при первичном обследовании, для промежуточной и финишной диагностики).
Таким образом систематизация накопленных в своей работе и специально адаптированных дидактических игр, упражнений, тестов, проб была произведена по вертикали (см. разделы блока II) на старший и подготовительный возраст; а также по горизонтали (по всем лексическим темам с сентября по май с учётом возрастных различий, то есть на старший и подготовительный возраст).
Учитывая важнейшую роль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в коррекционно-образовательном процессе, необходимость сбалансированного чередования специально организованной деятельности с нерегламентированной деятельностью детей, а также осуществляя принцип преемственности в работе логопеда и воспитателя возникла необходимость структурировать и работу воспитателя в этом направлении. Система заданий которые может использовать воспитатель в течении всего дня в различной деятельности базируется на тематическом планировании и учитывает основные дидактические принципы.
И наконец хочется выделить основные рекомендации и описать некоторые приемы работы с детьми по разделам II блока обозначая и основные задачи.
1. Внимание
Задачи: развивать произвольное внимание за счет основных свойств (концентрация, объем и т.д.); расширять поле зрения; учить находить закономерности; развивать конструктивный праксис.
Некоторые рекомендации
-на занятиях надо чаще менять форму деятельности;
-обсуждать услышанное и увиденное учить сознательно направлять своё внимание на предметы и явления;
-использовать средства-стимулы, организующие внимание детей (призовой фонд, соревнования индивидуально и по командам, и т.д.)
-как можно больше использовать игры с правилами и игры-драматизации;
-используемые вербальные и невербальные средства должны быть эмоциональны и доступны пониманию;
Содержание:
Дидактические упражнения с многошаговой инструкцией
«хлопни в ладоши», «портрет»;
Корректурные пробы (по всем лексическим темам) без учета времени;
Демонстрационные таблицы на различия и сходства;
«переплетенные линии» (по всем лексическим темам);
«изографы»;
дид. упр. «скопируй» (без учета времени);
дид. упр. «фотограф» (на 6 и 9 ячеек);
«лабиринты» (без учета времени);
«будь внимателен» (вербально и невербально);
Разрезные картинки (4-8, 8-12), пазлы;
Дид. игра «рыбы, птицы, звери» ,тропинка.
2. Восприятие
Задачи: научить выделять информативные свойства в предмете; учить устанавливать пространственные и временные отношения; развивать восприятие временного интервала; учить целостному восприятию картинки; развивать фонематическое восприятие; развивать зрительное восприятие (форма, цвет);
Некоторые рекомендации:
-при формировании способности фонематического восприятия привлекаем сохранные анализаторы (зрительный, тактильный контроль);
-при формировании фонематических дифференциаций используем придуманные детьми ассоциации (дети дают название новому звуку и придумывают символ), в подготовительной группе сразу связываем с буквой (буква-ассоциация);
-при определении позиции звука в слове на начальном этапе ассоциируем с гусеницей (голова, живот, хвост);
-необходимо познакомить с длительностью временного интервала (секундомер, песочные часы);
-восприятие частей суток, времен года, месяцев по порядку связываем также с ассоциациями;
-пространственное восприятие формируем на начальном этапе через манипулирование с предметами (дид. упр. «веселый магазин», «дорожная пробка» и т.д.);
-используем схемы для знакомства с пространственными предлогами;
-в играх-соревнованиях развиваем наблюдательность, понимание связи рисунка и действительности
Содержание:
Дидактические игры на фонематическое восприятие («подбери пару», «гигантские шаги», «звук-беглец»)
Дидактические упражнения для развития зрительного восприятия («дорисуй», «силуэты», «заплатка»)
Дидактические упражнения для пространственной ориентировки («бабочка в паутине», раздаточные карты, «дорожки», «коврики»)
Наборы раздаточного материала для формирования пространственного восприятия («овощи, фрукты, игрушки и т.д.»)
Дидактические игры для развития наблюдательности («что лишнее», «найди клад»-ориентировка в пространстве по команде)
3. Мышление
Задачи учить устанавливать связи и отношения предметов логическим путем; учить выделять существенные признаки; учить синтезировать признаки в целое представление; учить сравнивать, выделяя сходства и различия; совершенствовать наглядно-образное мышление; формировать предпосылки развития словесно-логического мышления; учить отгадывать и придумывать загадки
Некоторые рекомендации:
-необходимо учить сравнивать предметы по главным признакам, подчеркивая сходства и различия;
-развиваем умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
-учим составлять группу из отдельных предметов;
-учим выделять предметы по назначению и характерным признакам;
-учим понимать смысл литературного произведения и воспроизводить в правильной последовательности (с опорой на мнемодорожку);
-учим устанавливать причинно-следственные связи;
-развиваем мышление используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения («копилка» новых слов пополняется на материале каждой лексической темы посредством «кодирования» нового слова выражения);
Содержание:
Дидактические упражнения и игры на логику («волшебный квадрат» три степени сложности по всем лексическим темам, «четвертый-лишний» вербально и невербально, «сыщик» );
Дидактические упражнения на развитие умений выделять существенные признаки («сравни», «найди различия», «найди сходства», «что лишнее», «копилка»);
Дидактические упражнения и игры для развития словесно-логического мышления («я знаю пять названий» на гибкость ума, «говори наоборот», «логические ряды», «иностранец», «сложи и вычти», «таблицы»);
Подборка дидактических заданий для описаний (алгоритмы);
Демонстрационные таблицы («отвечай быстро», «продолжи ряд»);
Подборка раздаточного материала («найди закономерность и заверши чертеж»)
4. Память
Задачи: учить использовать все виды памяти; формировать навыки произвольного запоминания;
Некоторые рекомендации:
Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания с помощью закодированных опорных слов, схем, цепочек;
При обучении культуре запоминания используем алгоритмы;
Учим вспоминать последовательность событий;
Учим использовать при запоминании мнемотехнические приемы;
Учим повторять осмысливать связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании;
Тренируем краткосрочную память на слова и изображения;
Содержание:
Дидактические игры и упражнения («запомни картинки», «каскад слов», «цепочка», «что изменилось», «чего не стало», «я положу в мешок», «фотограф»);
Подборка мнемотаблиц (на изучаемые звуки и буквы лексические обобщения стихи, тексты);
Демонстрационные таблицы «посмотри и запомни»;
Дидактические игры «запоминай-ка», «магазин»
5. Воображение
Задачи: учить создавать новое в форме образа или идеи; создавать условия для проигрывания детьми социальных ролей; развивать творческие способности
Некоторые рекомендации:
Поощряем творческий подход, умение фантазировать;
Учим представлять различные ситуации, создавать образы, поощряем оригинальность
Содержание:
Дидактические игры («мудрецы», «шерлок холмс», «пантомима», «фантазеры»)
Дидактические упражнения («дорисуй и расскажи», «буквы-ассоциации»);
Психомышечная тренировка (см. сб. М.Н. Ильиной «Подготовка к школе» СПБ 1999год)
6. Произвольность поведения
Задачи: развивать и поощрять навыки самоконтроля; формировать навыки произвольного поведения; совершенствовать коммуникативные качества; формировать навыки адекватных и устойчивых эмоциональных реакций; развивать умение работать в команде
Некоторые рекомендации:
Учим работать по инструкции под диктовку и самостоятельно;
Учим соблюдать правила и действовать по образцу;
Формируем навыки самоконтроля при выполнении многошаговых инструкций;
Содержание:
Картотека графических диктантов;
Дидактические упражнения («лабиринты», «скопируй», «продолжи ряд»);
Корректурные пробы с многошаговой инструкцией (по лексическим темам);
Подборка заданий («рисуй без отрыва руки»);
Дидактическое упражнении («знакомство», «обратный счет», «перекличка», «путанка»)
7. Моторика
Задачи: Продолжать развивать моторику пальцев рук, силу и выносливость мышц кисти; учить, штриховать, раскрашивать, обводить по контуру, учить дорисовывать, рисовать по точкам и по клеточкам;
Некоторые рекомендации:
Работаем при раскрашивании простым и цветным карандашом;
Используем пластилин, аппликацию, конструирование из мелких деталей и т.д.
Содержание:
Дидактические упражнения («дорожки» по всем темам);
Штриховки, бордюры, пальчиковые упражнения;
Дидактические задания («рисуй без отрыва», «рисуй по клеточкам», «дорисуй фигуру»)
В заключении, на основании многолетних собственных наблюдений, мониторинговых исследованиях и заключений психолога, хочется отметить четкую зависимость общего состояния экспрессивной и импрессивной устной и письменной речи от уровня развития ВПФ. Дети, занимавшиеся по разработанной системе испытывали наименьшие трудности в процессе начального обучения грамоте, в процессе овладения ими навыками письменной речи. Это касалось как уровня сформированности изобразительно-графических способностей, произвольности поведения, то есть развития сукцессивных способностей основных познавательных процессов так и ,собственно ,уровня сформированности навыков осознанного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их способностей....
3анятие, направленное на развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста
развитие высших психических функций ...
Развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста.
Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности....
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ для развития детей 4-5 лет...
Особенности Развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста
Основные подходы к изучению проблемы особенности развития познавательной среды у детей дошкольного возраста....
Развитие познавательной сферы психики детей
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ...