Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя - логопеда
консультация по логопедии

Ишмурзина Гузель Нургалиевна

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota_s_detmi_.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2. Формирование правильного произношения.

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4. Развитие навыка связной речи.

В основе слаженной работы учителей-логопедов и воспитателей лежат следующие принципы:

• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип единства непосредственного коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.

• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

• Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей:

Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда осуществляется во второй половине дня. В "Тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя" записываются задания для работы с подгруппой детей, индивидуально.

Воспитатель проводит ежедневные занятия или 2-3 раза в неделю со всеми детьми-логопатами.

На групповых занятиях у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.

На индивидуальном занятии воспитатель реализует задания, разработанные учителем-логопедом специально для каждого ребенка, которая обычно включает:

1) упражнения на развитие артикуляционного аппарата;

2) упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;

3) упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков, и контроль за ними;

4) работа над речевым дыханием, плавностью и длительностью выдоха;

5) лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.

Отработанные учителем-логопедом на групповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах, поскольку воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять с детьми новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.

Продолжительность индивидуального речевого занятия воспитателя с ребенком, имеющим нарушения в речевом развитии, 10-15 минут.

ТРЕБОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РЕЖИМА

Воспитатель не должен:

1. торопить ребёнка с ответом;

2. перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи;

3. заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками;

4. давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить;

5. выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

Необходимо:

Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Если ребёнок заикается:

1. не подчёркивать своего особого внимания к его речи (не замечать заикания);

2. оградить от насмешек товарищей;

3. перейти с данным ребёнком к простейшей форме ответа на выдохе, голос чуть ниже обычной громкости, исключить убыстрённый темп речи;

4. не требовать трудных и длинных ответов.

Организация занятий по заданию учителя-логопеда с детьми

Индивидуальные задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.

Правила работы при выполнении домашних заданий.

1. Организация занятий воспитателями по заданию учителя-логопеда осуществляется посредством "Тетради взаимосвязи". В нее учитель-логопед записывает задания для детей-логопатов на неделю, в течение которой воспитатели должны выполнить эти задания.

2. Домашние задания выполняются систематически,1 раз в неделю, точно по рекомендации логопеда.

3. Речевой материал, необходимый при выполнении определенного задания, учитель-логопед размещает в специальной папке для воспитателей.

4. Домашние задания ребёнок выполняет совместно с родителями. Педагог даёт инструкцию о том, что ребёнок по мере сил должен выполнять задание самостоятельно. Не надо делать всё за ребёнка – это материалы для его развития!

5. Выполнение всех заданий обязательно.

6. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание.

7. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка – чёткой, неторопливой, спокойной. Применяйте понятные слова и выражения.

Существуют этапы постановки звука:

• изолированно;

• в слогах;

• в словах;

• в предложениях;

• дифференциация смешиваемых звуков;

• в самостоятельной речи.

8. Когда звук поставлен, на этапе автоматизации звука нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

- взрослый рассказывает о предстоящем упражнении;

- показывает его выполнение;

- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя ему говорить, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо учитывать следующие правила.

Правила проведения дыхательной гимнастики:

1. Помните, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

- Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно.

- Некоторые упражнения пальчиковой гимнастики выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторами и т. п., раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т. е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя.

Если воспитатель знает, что ребёнка заберут до вечера, он должен найти время для индивидуального занятия в первой половине дня, между зарядкой и завтраком.

Коррекционная работа вне занятий: проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Для осуществления успешной речевой коррекции важна системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя - логопеда"

Материал раскрывает особенности коррекционной направленности в работе воспитателя по осуществлению индивидуальной работы с детьми по развитию речи по заданию учителя - логопеда...

Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедическойгруппы:1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков...

Конспекты индивидуальных занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда

Конспекты индивидуальных занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда...

Индивидуальная работа воспитателя по заданию учителя-логопеда

Индивидуальная работа воспитателя по заданию учителя-логопеда...