Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда
консультация по логопедии на тему

Филатова Ольга Владимировна

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической

группы:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда»

Подготовила: учитель-логопед

Филатова О.В.

Дата проведения: октябрь

Особенности работы воспитателя в коррекционных группах.

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:

- речевыми недостатками;

- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

- характерологическими особенностями.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической

группы:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

 Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и

голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.

Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение. Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:

- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

- упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;

- повторение лексико-грамматических упражнений;

- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Работа воспитателя и учителя-логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения различна по формам организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

Учитель-логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Подготовительный этап

Учитель-логопед, в зависимости от характера нарушения звука у ребенка, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Учитель-логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.

Этап усвоения (автоматизации) звука (правильное произношение звука в речи)

Учитель-логопед автоматизирует звук в основных позициях, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, осуществляет контроль звука в речи ребенка.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:

1) Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

2) Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

3) Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).

Очень важно, чтобы во время индивидуальной работы воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом центре. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков [Р], [РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

Играя с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, чётко, медленно и добивается того же от малыша.

Кроме того, воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и на протяжении всех режимных моментов и самостоятельной деятельности дошкольников. Причём, очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует повторять ошибки ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение его речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутости, отрицательного отношения малыша к воспитателю, к обучению в целом).

Варианты исправления ошибок в речи детей во время непосредственно образовательной деятельности и вне ее отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель», А затем спрашивает: «Как лучше сказать? ». И только потом просит повторить правильную фразу.

Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! » или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

Теперь об исправлении ошибок во время непосредственно образовательной деятельности. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, непосредственно образовательная деятельность, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должна проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

В связи со сказанным, ошибки в ходе непосредственно образовательной деятельности должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [Р], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».

Может случиться и так, что одному из детей очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.

Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон. Грамотная речь педагога является образцом для воспитанников.

Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной изобретательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя - логопеда"

Материал раскрывает особенности коррекционной направленности в работе воспитателя по осуществлению индивидуальной работы с детьми по развитию речи по заданию учителя - логопеда...

Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда. Консультация для воспитателей

воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только во время непосредственно образовательной деятельности, но ина протяжении всех режимных моментов и самостоятельной деятель...

Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя - логопеда

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию...

Консультация для педагогов "Организация индивидуальных занятий с детьми по заданию учителя-логопеда"

Консультация для педагогов "Организация индивидуальных занятий с детьми по заданию учителя-логопеда"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПО ЗАДАНИЮ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Основная задача коррекционной работы воспитателей и учителя-логопеда – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.Успешное осуществление кор...