«Как развивать артикуляционный аппарат у дошкольников с ТНР»
консультация по логопедии

Таран Ирина Витальевна

 Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык,  губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_art_apparat.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Как развивать артикуляционный аппарат

у дошкольников с ТНР»

Синергия круговой мышцы рта и щечных мышц очень важна для речи, так как от этого зависит дикция человека.

1. Упражнения для включения в движение круговой мышцы губ.
Ребенку необходимо предложить:
• надувать резиновые шарики;
• набирать воздух то под одну, то под другую щеку, губу (по очереди);
• выдувать воздух с напряженными и ослабленными щеками;
• вытянуть губы вперед, сомкнуть их, изобразив «рупор», «хоботок»;
• вытянуть губы вперед, изобразить «трубочку» и растянуть их в улыбке;
• смыкать губы в виде поцелуя (мгновенно);
• вложить согнутые мизинцы в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть;
• размыкать и смыкать губы при открытом рте;
• сомкнуть губы и надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через плотно сжатые губы.
• оттягивать углы рта сомкнутых губ одновременно или поочередно в стороны, кверху.

Две пуговицы диаметром 25—30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15—18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур. Такое упражнение делают 2—3 раза в день, повторяя его 10 раз;

Дуем на вертушку, 2-3 раза в день по 10 раз;

Надуваем воздушные шарики по 10-15 штук в день.

При выполнении ребенком предложенных упражнений следует обратить внимание на то, чтобы у него не возникало синкинезии в не тренируемых мышцах лицевой мускулатуры. Развитие мимической моторики проводится параллельно с развитием артикуляторной моторики. Это способствует улучшению мелодико-интонационной стороны речи, ее выразительности.

2. Далее нужно подключить следующие звуковые упражнения:
• небольшие стерильные ватные валики заложить в преддверие полости рта ребенка по обе стороны от уздечки верхней губы, попросить его сомкнуть губы, удерживая их в сильном напряжении, и произнести звуки П, Б, М;
• предложить ребенку тянуть звук М, при этом губы то вытягивая трубочкой, то растягивая в стороны;
• произнести несколько раз подряд звукосочетания согласных, в процессе выговаривания которых принимают непосредственное участие губы (например, МБ, БМ, ТВ, ВТ, МП, ПМ и т. п.);
• произнести звукосочетания КС, ГЗ, БЗ, оттягивая вниз нижнюю губу (при движении губы ее сильно прижимать к зубам).

3. Упражнения для развития мимической мускулатуры.

Исходное положение: голова — прямо, мышцы лица расслаблены. Движения выполняются на счет «раз — два».
Предложите ребенку:
• поднять брови вверх — расслабить мышцы;
• нахмурить брови — расслабить мышцы;
• глаза спокойно закрыть — открыть;
• глаза прищурить — открыть;
• глаза с силой зажмурить — открыть;
• глаза поочередно закрывать и открывать ;
• одновременно оскалить зубы и наморщить лоб — расслабить мышцы.
Учитывая физические возможности ребенка, можно предложить ему на основе образной памяти изобразить мимически, в соответствии с заданием, эмоциональное состояние: радость, удивление, обиду и т.д.

4. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

  1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
  2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть двигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
  3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
  4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
  5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
  6. «Силач». Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
  7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
  8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
  9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
  10.  «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить – «па-па-па».
  11.  Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
  • ааааааааааааа
  • яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
  • ооооооооооооо
  • ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
  • иииииииииииии (рот слегка открыт).
  1. Произнесите гласные звуки с голосом:
  • аaaaaaaaaaaaa
  • яяяяяяяяяяяяяя
  • ооооооооооооо
  • ёёёёёёёёёёёёё
  • иииииииииииии
  1. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
  • аааааэээээ
  • аааааеееее
  • аааааиииии
  • иииииааааа
  • ооооояяяяя
  • аааааииииииооооо
  • иииииээээээааааа
  • аааааиииииэээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

  1. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
  • Мал, да удал.
  • Два сапога - пара.
  • Нашла коса на камень.
  • Знай край, да не падай.
  • Каков рыбак, такова и рыбка.
  • Под лежачий камень вода не течет.
  • У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи

Данная статья для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях, родителей, для всех, кто заинтересован в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи. В ней раскрывается актуальность данно...

Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.

В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений  артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме  сделать с детьми артикуляционную ги...

Электронный образовательный продукт к НОД «Развиваем артикуляционный аппарат»

Подготовила: музыкальный руководительМДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской областиПрибыльнова Марина Викторовна...