Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
презентация по коррекционной педагогике
Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.
В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; сенсорная алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповая задержка речевого развития и стойкое нарушение по типу моторной алалии).
Не проведя дифференциальную диагностику логопед не сможет правильно выбрать тактику коррекционного воздействия и распланировать коррекционную работу.
Дифференциальная диагностика требует диагностических существенно различающихся показателей: это те показатели, которые будут не совпадать, их необходимо выделить, что позволит отдифференцировать одно нарушение от другого (3-4 показателя).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaytseva_kutyavina_-_kopiya_2.pptx | 574.9 КБ |
zaytseva_kutyavina_-_kopiya_-_kopiya.pptx | 2.85 МБ |
zaytseva_kutyavina_-_kopiya.pptx | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохраненном интеллекте. Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Задержка речевого развития (ЗРР) –замедленный темп освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Ранний детский аутизм – своеобразная форма нарушения психического развития ребенка, характеризующаяся неравномерностью формирования основных психических функций, своеобразными эмоциональными, речевыми, умственными и поведенческими расстройствами.
\ Алалия Дизартрия ЗРР РДА Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые ), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы . Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, асфиксия, раннее искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные факторы. Чаще встречается при повторной беременности, чем при первой; поздняя беременность Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей, нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов . ПРИЧИНЫ
\ Алалия Дизартрия ЗРР РДА Неврологические симптомы двигательных расстройств ( спастичность , паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество . Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии) Обычно без проявлений неврологической симптоматики Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцирован- ность тонкой моторики, плохое овладение навыками самообслуживания. Выраженная моторная неловкость. СОСТОЯНИЕ МОТОРИКИ
\ Алалия Дизартрия ЗРР РДА Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен Темп замедленный, может наблюдаться скачкообразность. Высокая вероятность самокомпенсации Неравномерный, с периодами речевого мутизма ; часто опережающий. В период раннего детства у детей отмечается слабость артикуляции, склонность к вербальным стереотипиям. ТЕМП ОВЛАДЕНИЯ РЕЧЬЮ
\ Алалия Дизартрия ЗРР РДА Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии. Сохранно. Нарушение формирования как активного, так и пассивного речевого контакта. Признаки снижения энергетического потенциала (вялость, безынициативность, отсутствие любознательности). Психопатологические симптомы, фобии, непредвиденные реакции. Отсутствие адекватного контакта с детьми. Восприятие речи, коммуникативные навыки
\ Алалия Дизартрия ЗРР РДА Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу Не имеет выраженных нарушений Хорошо понимает обращенную речь Понимание речи не нарушено. Отмечается эхолалия Импрессивная речь
\ Алалия Дизартрия ЗРР РДА При кинетич.ф .: возможно спонтанное формирования большинства артикулем , трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое; при кинестетич.ф .: затруднено формирование артикулем Нарушение формирования артикулемы Нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко) Отставание формирования артикулем от условного эталона детской речи по эпикризным срокам Отставание в формировании артикулем не отмечается, часто речь соответствует фонетическим нормам с опережением Звукопроизношение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
\ Алалия Дизартрия ЗРР РДА Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения Соответствует возрасту Обогащение активного словаря происходит в соответствии с онтогенетическими принципами, однако неравномерно, волнообразно или скачкообразно От скудного словаря до значительного опережения возрастных норм. Использование лексических штампов, неадекватных возрасту и ситуации общения Активный словарный запас
\ Алалия Дизартрия ЗРР РДА Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использова-ние стереотипных, одно-словных предложений, при усложнении синта-ксич . стр-ры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование ограни- ченное количество прилагательных). Соответствует возрасту Происходит постепенное и последователь- ное усложнение синтаксической структуры предложений, однако наблюдается некоторое отставание по эпикризным срокам. Полноценное овладение морфологичес -кой системой языка Характерная неравномер-ность интеллектуаль -ной деятельности: при богатом запасе слов – невозможность последовательно изложить содержание простого рассказа Грамматический строй речи
\ Алалия Дизартрия ЗРР РДА Грубо нарушено. Не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения Соответствует возрасту Отстает от нормы объем речевых навыков, но способны формироваться в условиях свободного общения . Отсутствие способности к развернутому изложению. При формировании навыка -использование речевых штампов, отклонение от основной темы высказывания, воспроизведение ассоциаций, др. Навыки самостоятельного связного высказывания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...