«Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Неотъемлемым условием всестороннего развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В дошкольном возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию данных форм речи проходит параллельно.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его фонетическим, лексико-грамматическим строем. В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания ребенка. Он учится мыслить, общаясь с ровесниками и взрослыми и совершенствует свою речь в процессе мыслительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №3 «ЛАСТОЧКА»
Система работы
Тема: «Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»
Учитель-логопед:
Барышева А.М.
Мегион 2021г.
Введение
1. Теоретическая часть
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.2. Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
2. Практическая часть
2.1 Диагностический этап
2.2 Подготовительный этап
2.2 Основной этап
2.3 Заключительный этап
3. Вывод
4. Список литературы
5. Приложение
Введение
Неотъемлемым условием всестороннего развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психологического развития ребёнка возникает сложное качественное единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Развитие связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей среды.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, развитие связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития исследовались учёными: Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой и другими.
Проблематикой коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые: Р.Е. Левина, Н.А. Никаншена, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни нарушения касаются только произносительных моментов и процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких
-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущем за собой нарушения речи и письма. Сложные речевые нарушения охватывают как фонетико–фонематическую, так и лексико–грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи от полного отсутствия или лепетного её состоянии до развитой речи, но с элементами фонетического и лексико –грамматического недоразвития. Подобные нарушения могут быть исправлены только в результате специально организованной коррекционной работы, однако в практике работы педагогов часто недооценивается необходимость соблюдения комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Цель: развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Задачи:
- Определить уровень сформированности монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2. Разработать систему игр и упражнений на развитие монологической речи посредством дидактических игр.
3. Определить эффективность использования системы.
1.Теоретическая часть
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
При пересказе дети с ОНР III уровня ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, "теряют" действующих лиц.
Рассказ-описание малодоступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные
трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом.
Творческое рассказывание детям с ОНР III уровня дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.
Чаще всего дети испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы составляют с акцентом
на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.
При пересказе короткого текста не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные, для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняются в выборе необходимого слова.
Описательный рассказ беден, страдает повторами; не используется предложенный план; описание сводится к простому перечислению отдельных признаков любимой игрушки или знакомого предмета.
Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего таким детям даются самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логическая память у таких детей заметно снижена по сравнению с нормально говорящими сверстниками и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
При пересказе дети с общим недоразвитием речи ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц, не всегда полностью понимают смысл прочитанного, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды или воспоминания из личного опыта, затрудняется в выборе необходимого слова.
Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные
трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.
Экспрессивная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда и родителей.
Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи.
Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим
строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной.
Творческое рассказывание детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется
пересказом знакомого текста.
Исследования С.Н. Шаховской показывают, что у детей с тяжелой патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Дети не используют имеющийся у них запас лингвистических единиц, не умеют оперировать ими,
что говорит о не сформированности языковых средств, о невозможности
осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой
деятельности.
Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирования ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи, что свидетельствует и о несформированности грамматического структурирования.
Н.Н. Трауготт, отмечает у детей с общим недоразвитием речи, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, скудный, отличающийся от нормы словарь и своеобразие его употребления, узко ситуативный характер словаря. Дети не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения слова, усвоенные ими на занятиях, при изменении ситуации теряют слова, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые ими в других условиях.
О.Е. Грибова, описывая нарушения лексической системы у детей с общим недоразвитием речи, указывает на то, что одним из механизмов патогенеза является не сформированность звукобуквенных обобщений. Автор полагает, что уровень не сформированности звуковых обобщений напрямую связан с уровнем развития речи.
Общее недоразвитие речи – это неравномерный, замедленный процесс овладения языковыми средствами родного языка. Дети не овладевают самостоятельной речью, и с возрастом эти расхождения становятся все более
заметными. Как показывают исследования Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой,
Т.Б. Филичевой, время появления первых слов у детей с общим недоразвитием речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не
объединяя их в двухсловное предложение, различны. Основными симптомами дизонтогенеза речи являются стойкое и длительное отсутствие
речевого подражания новым для ребенка словам, воспроизведение в основном открытых слогов, укорочение слова за счет пропуска его отдельных фрагментов.
Исследования В.К. Воробьёвой, С.Н. Шаховской и других позволяют
говорить также о том, что самостоятельная связная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связано и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски
отдельных смысловых звеньев.
Таким образом, спонтанное речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
1.2. Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Имеет более сложное строение, выражает мысли одного человека. Поэтому высказывание развернуто, т. е. содержит полную формулировку сообщаемой информации. Для монолога характерны: внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые и определенные речевые средства: жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, выразительно, но они занимают подчиненное место. Монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).
Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог в свою очередь может приобретать диалогические свойства. Взаимосвязь диалогической и монологической речи важно учитывать в методике обучения детей русскому языку, в частности в развитии связной речи. Навыки и умения необходимые в диалоге являются основой овладения монологической речью. В ходе обучения диалогу создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает связность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В дошкольном возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию данных форм речи проходит параллельно.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его фонетическим, лексико-грамматическим строем. В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания ребенка. Он учится мыслить, общаясь с ровесниками и взрослыми и совершенствует свою речь в процессе мыслительной деятельности.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать взаимосвязь с окружающим миром, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание дошкольников. Пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Огромная роль в развитии связной речи ребенка принадлежит игре – ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира.
В игре развивается воображение, фантазия, создаётся основа для формирования инициативной, пытливой личности. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, правила, действия.
Для развития связной речи детей используют следующие виды дидактических игр:
– игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);
– настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
– словесные игры.
Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
2 Практическая часть
Работа по формированию монологической речи проводилась по этапам:
1 этап – аналитический, 2 этап - подготовительный, 3 этап – формирующий, 4 этап – заключительный.
- Аналитический этап
Задача: определить уровень сформированности монологической речи детей
На данном этапе проводилась диагностическая работа по определению уровня сформированности у детей с ОНР монологической речи. Для этого была применена методика О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Детям предлагались следующие задания:
Задание 1. Выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Предлагалось пересказать сказку «Теремок».
Задание 2. Выявление возможности составить описательный рассказ. Детям предлагалось описать игрушку.
Задание 3. Выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ по серии сюжетных картин
Критериями сформированности являлись следующие компоненты: содержательность, композиция высказывания, грамматическая правильность, разнообразные способы связей между предложениями, разнообразие лексических средств.
Результаты обследования показали, что высокого уровня сформированности монологической речи нет ни у одного ребенка. Средний уровень показали 30%, а низкий - 70% детей.
У детей со средним уровнем развития наблюдалась неуверенность в ответах, отмечались заминки и паузы. Они затруднялись начать или закончить изложение, связывать предложения и части текста друг с другом.
Дети с низким уровнем развития монологических умений при описании перечисляли признаки предмета, используя однотипные конструкции. Отмечались многократные повторы слов. Их рассказы не раскрывали в полной мере содержание воспринимаемого. В выполнении заданий решающим становилась помощь взрослого.
Таким образом, проведенная диагностика показала, что имеется необходимость в использовании эффективных средств для развития монологической речи детей с ОНР.
2.2 Подготовительный этап
Задачи:
1. Составить перспективный план по развитию монологической речи детей с использованием дидактических игр.
2. Разработать систему игр и упражнений для развития каждого этапа.
На данном этапе работы была подобрана система игр с помощью, которых будет возможность решать задачи каждого этапа формирования умений монологической речи. При планировании работы с детьми по формированию умений монологической речи учитывалась доступность материала, системность, последовательность и применение различных наглядностей. В разработанную систему были включены обучающие игры, направленные на развитие у детей словарного запаса, логического мышления и установление отношений между предметами, гибкости мыслительных процессов; на формирование процессов анализа, синтеза, обобщения и отвлечения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений, умения классифицировать предметы и явления по заданным признакам, дифференцирования существенных признаков от второстепенных; развитие любознательности, познавательного интереса; расширение кругозора; закрепление знаний об окружающем мире.
- Формирующий этап
Задача: провести работу по развитию у детей умений монологической речи посредством дидактических игр.
Реализация основного этапа была условно разделена на несколько этапов.
- этап. Развитие сенсорного восприятия, навыков анализа и восприятия предмета.
Перед обучением детей монологической речи предварительно проводились дидактические игры по развитию сенсорного восприятия, навыкам элементарного анализа воспринимаемого предмета: «Чудесный мешочек», «Загадки Зайца», «Развитие ассоциаций», «Найди лишний предмет», «Отгадай предмет по названию его частей». Работа в этом блоке началась c обучения детей умению определять предметы по признакам, нахождению обобщающих слов. Для того, чтобы подготовить детей к играм, их предварительно знакомили со свойствами и признаками предметов. Детям давалась установка на употребление фразовой речи при ответах на вопросы педагога.
- этап. Формирование навыков составления описания предметов.
Как подготовку к составлению описательных монологов использовались дидактические упражнения и игры «Разложи картинки по сходству», «Назови части», «Подбери картинки», «Какой? Какая? Какие?», «Узнай по описанию», «У кого что есть». Детям предлагались картинки или предметы, по которым предлагалось определить схожесть или разность, дать характеристику, либо подобрать к соответствующей картинке. Также проводилось отгадывание загадок об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. с объяснением того, почему дети догадались.
- этап. Формирование навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания.
Работа данного этапа направлена на развитие умения подбирать соответствующие слова, описывающие заданный предмет. Например, игра с мячом «Расскажи про зайца» дается задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Также проводились игры «Я начну, а ты продолжи», «Чем отличаются предметы?», «Что общего?». Проводились игры на сравнение по вкусу, размеру, ширине, по цвету и так далее. В организованной деятельности дидактические игры и упражнения стимулировали детей на речетворческую деятельность и способствовали формированию умений составлять монологи различного характера.
3 этап.
Заключительный этап.
Для определения эффективности проведённой работы была проведена контрольная диагностика. Полученные результаты показали: 80% имеют средний уровень развития монологической речи. Дети со средним уровнем развития составляют короткие монологи, описательные и небольшие по объёму рассказы. Дети постепенно начинают овладевать навыками описательной речи, то есть, называют признаки, перечисляют качества и действия, рассказывают по вопросам педагога, высказывают свое отношение к описываемому предмету. У 20 % развитие монологической речи осталось на низком уровне, однако и у этих детей наблюдается устойчивая положительная динамика. Речь этих детей стала более связной, выразительной, заметно обогатился словарный запас. Дети проявляют интерес к составлению описательных монологов.
Полученные результаты позволяют сделать вывод: использование дидактических игр позволило достичь успехов в развитии монологической стороны речи детей. Результатом целенаправленной и систематической работы, стало повышение уровня развития монологической речи детей: дети научились использовать в речи правильно оформленные предложения, соблюдая логическую последовательность, выдерживая структуру, содержание текста; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, научились точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предмета. Существенные изменения обнаружены в содержании высказываний детей.
Вывод
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная монологическая речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
Использование дидактических игр для развития монологической речи у детей способствует умению правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о предметах, общественной жизни. Способствует активизации в речи детей слова, характеризующие цвет, форму, размер предметов.
Следовательно, процесс развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет происходить быстрее, если регулярно использовать специально подобранные дидактические игры.
Список литературы:
- Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: 2004
- Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология, 1990.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1996.
- Бондаренко А. Н. Словесные игры в детском саду. 2-е издание. – М.: Просвещение. 1977.
- Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3.
- Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 1991.
Приложение
Перспективное планирование игр
1 этап. Задачи:
- развитие сенсорного восприятия, навыков элементарного анализа воспринимаемого предмета;
- формирование установки на употребление фразовой речи при ответах на вопросы педагога.
- «Чудесный мешочек».
Оборудование: мешочек, знакомые детям предметы, подобранные в соответствии с лексической темой занятия.
Ход. Перед игрой детей знакомят с предметами и их свойствами. Дети по одному достают предметы из «чудесного мешочка», называют их. Затем отвечают на вопросы логопеда о цвете, форме, величине предмета. Если ребёнок затрудняется, логопед помогает ему.
- «Загадки Зайца».
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, предметы, подобранные в соответствии с лексической темой занятия.
Ход. Логопед объясняет детям, что зайчик хочет с ними поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь предмет в мешке и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что это». Например, «Длинная, красная (морковь). Зелёный, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т.п.
3. «Развитие ассоциаций».
Логопед даёт детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придёт в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»
4. «Найди лишний предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображённые на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.
5. «Отгадай предмет по названию его частей».
Кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, корма, нос, якорь (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
И т.д.
6. «Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом». Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.
7. «Отгадать название предмета по описанию его признаков».
Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.
- это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
- это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.
- это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
8. «Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи. Фрукты. Ягоды»
Большой (что?) арбуз, желтая ..,
Маленькая .., синяя..,
Крупный .., красная ..,
Круглый .., зеленый ..,
Мелкий .., черная ..,
Твердый .., длинный ..,
Мягкая .., спелая ..,
Сладкая .., сочный ..,
Вкусное .., свежий ..,
Горький .., хрустящий …
9. «К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растет (что?) .., срезают ..,
зеленеет .., выкапывают ..,
краснеет .., срывают ..,
созревает .., варят ..,
дергают .., жарят ..,
маринуют .., солят …
10. «Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».
Большой (кто?) слон, сильный ..,
Маленькая .., слабый ..,
Пушистая .., трусливый ..,
Колючий .., добрый ..,
Могучий .., злой ..,
Пятнистый .., быстрый ..,
Полосатая .., горбатый ..,
Длинноногий .., хитрая ..,
Серый .., ловкая ..,
Неуклюжий .., хищный…
11. «Кто назовет больше».
- назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, овальные, красные, синие, зеленые и т.д.) предметы в комнате.
- назови предметы, которые можно катить (переставлять, двигать и т.д.).
12. «Чего не хватает?»
Цель: развитие целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением предметов без какой-либо его части.
Ход. Ребенок всматривается в нарисованный предмет и находит ту часть, которой не хватает. Затем логопед предлагает дорисовать недостающую часть.
13. «Кто вспомнит больше?»
Цель: развитие мышления, умения сравнивать и анализировать.
Вспомни все овощи:
- похожие по форме на круг (овал, треугольник);
- только крупные (мелкие);
- только сочные (хрустящие);
- только зелёные (красные, желтые, оранжевые, фиолетовые, коричневые, черные);
- только сладкие (кислые, горькие);
- только те, у которых мы едим «вершки» («корешки»);
- только те, которые выкапывают (выдёргивают, срезают, срывают).
14. «Узнай игрушку».
Оборудование: любимые игрушки ребёнка в мешке.
Ход: логопед рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета с синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, логопед достает игрушку из мешка.
2 этап. Задачи:
- формирование навыков составления описания предметов.
1. «Разложи картинки по сходству».
На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца или баран, дерево, корова, колос.
Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки, шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребёнка по 1-2 картинки.
Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
2. «Назови части».
Возможны два варианта: 1) по картинке; 2) по представлению.
Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик - .., дом - .., дерево - .., часы - …
- «Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов».
Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.
- Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами. Он на севере живет, вместо сена мох жует.
- Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки. Разрисованы лошадки от копыт до головы.
- Маленькие зверьки, серенькие шубки. Длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.
- Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
- Он большой, серый и злой.
4. «Подбери картинки».
Подберите соответствующие картинки к следующим словам:
- Высокий, тонкий, пятнистый…
- Лохматый, косолапый…
- Голодный, серый, злой…
- Маленькая, быстрая, проворная…
- Хищный, сильный, полосатый…
- Яркое, теплое…
- Серый, колючий…
5. «Уточнение значения слов-существительных».
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т.е. как используется).
Например: лопата – чтобы копать землю; она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная…
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
6. «Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?», к названиям животных».
Курица кудахчет, квохчет, клюёт, кормит, созывает, несется.
Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет.
Кошка царапается, мурлычет, трётся, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.
7. «Отгадай, что это за животные?»
Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идёт речь.
Сторожит, грызет, лает – кто это?
Мяукает, лакает, царапается - …
Хрюкает, роет - …
Ржет, бегает, скачет - …
Блеет, бодается - …
Мычит, жует, ходит - …
Летает, жужжит, жалит - …
8. «Какой? Какая? Какие?»
Например: трава – какая она? – Зелёная, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная …
Побеждает тот, кто последним назовет слово-прилагательное.
9. «Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
- Взошло (какое?) солнце …
Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце – яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее).
10. «Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?». Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит (как?) ярко.
11. «Отгадывание загадок об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. с объяснением того, почему дети догадались». Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот…
Расселся, разлёгся большущий в корзине
И красный, и желтый, и черный, и синий,
Здоровый такой разноцветный народ.
Что же это за народ?
(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны…)
Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине. (Помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий и т.д.).
12. «Узнай по описанию».
- Хороший нюх, мягкие быстрые лапки, а в лапках царапки;
- Копыта, рога, крутые бока, вымя, хвост-метелка;
- У меня рыльце пятачком, хвост крючком.
- Серая шкура – но не волк, длинные уши – но не заяц, копыта – но не лошадь;
- Два горба на спине.
13. «У кого что есть».
У собаки – густая шерсть, 4 лапы, хвост.
У кошки – теплая шерстка, пушистый хвост, 4 лапки, когти.
У лошади – грива, хвост, 4 ноги, копыта.
У коровы – рога, хвост, 4 ноги, вымя.
У свиньи – пятачок, ушки, копытца, хвостик, щетина.
У козы – рога, вымя, шерсть, пух, хвост, 4 ноги.
У овцы – хвостик, шерсть, копытца.
У кролика – мягкая шерсть, пух, длинные уши, 4 лапки.
У осла – длинные уши, 4 ноги, копыта. Хвост.
У верблюда – два горба, шерсть, 4 ноги.
У оленя – ветвистые рога, теплая шерсть, 4 ноги, копыта.
14. «У кого какая шуба».
Бурая, коричневая – у медведя;
Серая, лохматая – у волка;
Рыжая, красивая – у лисы;
Летом серая, зимой белая – у зайца;
Летом рыжая, зимой серая – у белки;
Серая, колючая – у ежа;
Мокрая, коричневая – у бобра;
Щетинистая – у кабана;
Красивая, пятнистая – у оленя.
3 этап. Задачи:
- формирование у детей навыков планирования небольшого по объёму рассказа-описания;
-формирование умения сравнительного описания двух предметов.
1. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».
На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».
Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:
«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).
«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).
«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).
«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).
2. «Составление детьми загадок-описаний по определенному плану». Например, детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда её носят.
Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф).
3. «Я начну, а ты продолжи».
Все дети сидят по кругу, логопед передает по цепочке предмет, и каждый говорит о нем какую-нибудь фразу. Вариант: дети повторяют фразы предыдущих, а затем уже свою. Например: «Это шарфик», - говорит первый. «Это шарфик. Он связан из шерсти», - говорит второй. «Это шарфик. Он связан из шерсти. Шарфик серый и пушистый» - и так до последнего участника, который должен воспроизвести фразы 6-7 детей.
4. «Чем отличаются предметы?».
Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).
Примерные пары картинок: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и тыква; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолёт и птица; дерево и куст и т.д.
5. «Что общего?».
Объясните, что общего у предметов.
У 2 предметов: огурец, помидор (овощи);
Ромашка, тюльпан (цветы);
Слон, муравей (животные).
У 3 предметов: мяч, солнце, шар - …
тарелка, ваза, чашка - …
лист, трава, крокодил - …
6. «Закончи предложение».
Закончить предложение и назвать слова - «неприятели».
Слон большой, а комар …
Камень тяжелый, а пушинка …
Золушка добрая, а мачеха …
Зимой погода холодная, а летом…
Сахар сладкий, а горчица…
Дерево высокое, а куст …
Дедушка старый, а внук …
Суп горячий, а компот…
Сажа чёрная, а снег …
7. «Сравни!»
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.1
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.
8. «Сравни наоборот».
Используются слова: больше – меньше, тяжелее – легче, выше – ниже, быстрее – медленнее и др.
Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
9. «На что похоже?»
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Белый снег похож на … (что?)
Синий лёд похож на …
Густой туман похож на …
Чистый дождь похож на …
Блестящая на солнце паутина похожа на …
Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слёзы, серебро
10. «Закончи предложение» или «Подбери сравнение».
Земля покрыта снегом, как …
Лёд блестит у берега, как …
Туман стелется над озером, как …
Дождинки текут по лицу, как …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-186093-1359037755.jpg)
Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...
Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Для успешного общения важную роль играет качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. В каждой из программ, используемых в ДОУ имеется специальный ...
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-881975-1603887158.jpg)
Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/21/picture-1304042-1621618155.jpg)
Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования как диалогической, так и монологической связной речи. В этой статье описаны особенности связной монологической речи у детей старшег...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/15/picture-1490078-1697385987.jpg)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Для ребят дошкольного возраста игры имеютаяДля ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форм...