Создание адаптивной предметно-пространственной среды для преодоления речевых нарушений у детей с ТНР
статья по логопедии
Задачи, принципы организации предметно-пространственной среды логопедического кабинета в соответствии с ФГОС. Зонирование логопедического кабинета для построения эффективой коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_adaptivnoy_pred-prostranst_sredy.odt | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание адаптивной предметно-пространственной среды для преодоления речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В последние годы выявляется устойчивая тенденция в повышении численности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении адаптированной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с тем, что для данной категории детей требуется создание специальных условий обучения и воспитания, возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях групп компенсирующей направленности. Исходя из этого необходимо организовать адаптивную предметно-пространственную, образовательную среду с учётом всех требований нового нормативного документа «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Таким образом, работа направлена на решение следующих задач:
- профилактика и коррекция речевого и психического здоровья детей с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках адаптированной образовательной программы для детей с ТНР;
- создание благоприятных условий речевого развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и способностями;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей с ОВЗ.
Иными словами, необходима доступная коррекционно-образовательная среда, которая бы позволила детям, имеющим тяжёлые нарушения речи, реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания адаптивных условий для преодоления речевых нарушений у воспитанников.
С целью создания адаптивного образовательного пространства в своих логопедических кабинетах, мы руководствовались следующими принципами:
- принцип индивидуальной направленности;
- принцип доступности;
- принцип междисциплинарного подхода;
- принцип вариативности развивающей среды и методической базы;
- принцип самостоятельной активности ребенка с ОВЗ;
- принцип семейно-ориентированного сопровождения.
Созданная предметно-пространственная среда в логопедических кабинетах соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Всё пространство кабинетов условно разделено на рабочие зоны, которые доступны детям.
- Зона коррекции звукопроизношения. Зона оснащена логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами, зондозаменителями, электромассажерами для логопедического массажа «Z-Vibe», средствами для обработки рук и инструментов, кварцевыми стерилизаторами, настенным зеркалом, лампой дневного света, логопедическими игрушками для проведения артикуляционной гимнастики.
В зоне коррекции звукопроизношения размещаются методические пособия, артикуляционная гимнастика в картинках, дидактический материал, картотека, игры по автоматизации и дифференциации звуков.
- Зона развития речевого дыхания. Зона представлена картотекой дыхательных упражнений; играми и игрушками для развития речевого дыхания: «Загони мяч в ворота»,«Бабочки летят», «Задуй свечу», «Веселый ветерок», «Носовая флейта», «Летающий шарик», «Самолёт летит», «Весёлый паровозик», а также включает игрушки: мыльные пузыри, трубочки с легкими шариками, соломки для коктейля, дудочка, язычок-гудок с перьями.
- Сенсомоторная зона. Зона представлена столиком для развития мелкой моторики, включающим игры и игрушки для развития тактильных ощущений: конструктор магнитный, бусины, массажные шарики «Су-Джок», прищепки, мячи для массажа, счетные палочки. Также эта зона оснащена разнообразными конструкторами, шнуровками, мозаиками, наборами мягкого конструктора, сенсомоторным кубом, пазлами и т.д.
- Зона наглядно-методического сопровождения. Зона кабинета оснащена систематизированным наглядно-демонстрационным материалом по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится систематизированный наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется фонотека: кассеты с аудиозаписями (релаксирующая музыка, голоса птиц,
детские песенки, сказки и др.); СD-диски с записью мелодий; DVD-диски «Трудные звуки»- автоматизация и дифференциация звуков, «Веселая логоритмика», серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми, видео-презентации по лексическим темам.
- Информационная зона представлена «Уголком логопеда», расположенным при входе в логопедический кабинет, где размещаются консультационные материалы. Также зона представлена информационным стендом «Учись говорить правильно» в раздевалке группы компенсирующей направленности, где размещены памятки для родителей, консультации, игровые задания на развитие речевой моторики и т.д.
- Зона игрового сопровождения. Зона в достаточном количестве оснащена разнообразными игрушками: мячи, пирамиды, машинки, куклы, животные, игрушки для кукольного театра, резиновые игрушки, инструменты и т.д.
- Рабочая зона учителя-логопеда. Зона оснащена письменным столом, двумя стульями, персональным ноутбуком, микрофоном и колонками для ноутбука, канцелярскими наборами, лотком для хранения документации, лампой настольной для дополнительного освещения, настенными полками.
- Учебно-образовательная зона. Зона оснащена двумя учебными полукруглыми столами, стульчиками, настольными зеркалами, канцелярскими наборами, многофункциональной магнитно-маркерной доской с набором магнитных букв, настенной азбукой, «Говорящим букваренком», наборным полотном, а также настенными пособиями для подгрупповых занятий.
Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедических кабинетах обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы, приемы и технологии воздействия на речь ребенка.
Правильно организованная адаптивная предметно-пространственная среда логопедического кабинета должна быть создана с учетом современных требований ФГОС и должна способствовать стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности, инициативности и активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Доклад на тему: «Создание «говорящей» предметно – пространственной развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста.» воспитателя д/с № 30 Капинос Елены Ивановны
Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования...
Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.
В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...
Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.
Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности....
"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"
Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...
« Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией.
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно ...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...