« Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией.
консультация по коррекционной педагогике
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно – развивающей среды .
Предметно – развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам направленным на развитие зрительного восприятия.
У детей с нарушением зрения отмечается снижение уровня обобщенности, точности, четкости зрительных представлений. Замедляется процесс развития социально – бытовой ориентировки, восприятия сенсорных эталонов, ориентировки в пространстве.
Развивающая среда должна сохранять некоторые черты среды предыдущего года обучения а также иметь свои обновления согласно возрастным особенностям. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей, нарушения зрительных функций. Пространственная организация среды должна предусматривать широкие возможности разнообразной двигательной деятельности ребёнка, быть комфортной и безопасной. Игрушки и предметы в группе должны отражать всё многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду (цвету, форме, быть яркими, изготовленными из разных материалов, иметь разные размеры).
При самостоятельном выполнении дидактического пособи по всем разделам педагогу необходимо учитывать зрительные нагрузки и остроту зрения ребёнка, а так же получить консультацию учителя – дефектолога.
При организации образовательной деятельности, индивидуальных занятий с использованием демонстрационного и раздаточного материала обязательна окантовка черного или зеленого цвета. Так же обязательна окантовка дверей и порогов, если таковые имеются. В группах имеются пособия для работы по здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного направленное на активизацию зрительных процессов (зрительную координацию), а так же используют метку на стекле упражнения Аветисова для улучшения аккомодации (способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов расположенных на разных расстояниях от глаз). Широко применяются тренажеры для глаз, оформленные на стенах групповых комнат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 713.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
« Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей с разной группой зрения»
Одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка с нарушением зрения, является правильная организация педагогического процесса и создание рациональной и оптимальной предметно – развивающей среды .
Предметно – развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам направленным на развитие зрительного восприятия.
У детей с нарушением зрения отмечается снижение уровня обобщенности, точности, четкости зрительных представлений. Замедляется процесс развития социально – бытовой ориентировки, восприятия сенсорных эталонов, ориентировки в пространстве.
Развивающая среда должна сохранять некоторые черты среды предыдущего года обучения а также иметь свои обновления согласно возрастным особенностям. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей, нарушения зрительных функций. Пространственная организация среды должна предусматривать широкие возможности разнообразной двигательной деятельности ребёнка, быть комфортной и безопасной. Игрушки и предметы в группе должны отражать всё многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду (цвету, форме, быть яркими, изготовленными из разных материалов, иметь разные размеры).
При самостоятельном выполнении дидактического пособи по всем разделам педагогу необходимо учитывать зрительные нагрузки и остроту зрения ребёнка, а так же получить консультацию учителя – дефектолога.
При организации образовательной деятельности, индивидуальных занятий с использованием демонстрационного и раздаточного материала обязательна окантовка черного или зеленого цвета. Так же обязательна окантовка дверей и порогов, если таковые имеются. В группах имеются пособия для работы по здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного направленное на активизацию зрительных процессов (зрительную координацию), а так же используют метку на стекле упражнения Аветисова для улучшения аккомодации (способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов расположенных на разных расстояниях от глаз). Широко применяются тренажеры для глаз, оформленные на стенах групповых комнат.
Требования к материалам и пособиям
- Материалы и пособия для коррекционно – педагогической работы должны состоять из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объёмных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы).
- Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используется красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).
- Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.
- Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).
- Основные признаки, имеющие наиболее важное информационное значение, следует выделять и подчеркнуть.
- Фон изображения должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств.
- Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребёнка желание играть и заниматься с ними.
- В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов.
- Обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (четкая перспектива).
- Материалы и пособия должны быть определенных размеров – более крупные для фронтальных демонстраций не менее 20 сантиметров и строго дифференцированные для индивидуальных (соответствовать показателям зрительных возможностей ребёнка).
- Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60% до 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее,. Так как дети лучше различают тёмные объекты на световом фоне по сравнению со светлым на тёмном; дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные.
В состав коррекционно-развивающей среды входит коррекционный уголок, который представляет собой специально оборудованное пространство это шкаф в котором размещаются пособия в соответствии с группой зрения (Острота зрения – 0,04 (I группа зрения) пособия размером 3-4 см., (Острота зрения – 0,05-0,1 (II группа зрения) пособия размером 2-3 см., (Острота зрения – 0,2-0,3 (III группа зрения) пособия размером менее 2 см., (Острота зрения – 0,4 и выше (IV группа зрения) пособия размером менее 1 см. для игр и занятий детей индивидуально и небольшими подгруппами. Он оснащен полками, расположенными на разном уровне, учебной доской, игровым, дидактическим и наглядным материалом. В коррекционных уголках обязательным предметом являются конторки Базарного или подставки, меняющие угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей. В ходе самостоятельной деятельности педагоги организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Обучение должно проходить в игровой форме. Обязательны рекомендации тифлопедагога.
Общие требования к коррекционным уголкам:
1. Игры на развитие зрительного восприятия (пирамидки, «Сложи узор», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов). Работа в коррекционном уголке с играми на развитие зрительного восприятия является тренировочным комплексом в помощь к лечению
• Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины, к старшему возрасту увеличивается количество оттенков цвета, разнообразие форм, больше величин.
• Игры на соотношение сенсорного эталона с реальным предметом (изображение-круг + реальный предмет-яблоко)
• Игры на сличение контура, силуэта с реальным изображением
• Упражнения с применением обводки, трафаретов
• Игры и упражнения на локализацию, фиксацию взора
• Игры на развитие глазомера
• Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации
• Упражнения на нахождения целого по одной части
• Составление на фланелеграфе сюжетных картинок
2. Игры на развитие пространственной ориентировки
• Игры на ориентировку в микроплоскости (доска, фланелеграф, стол, лист бумаги с окантовкой)
3. Игры на развитие слухового восприятия и обоняния. (игры и игровые средства на слуховую ориентировку: шумовые коробочки, звучащие игрушки (заместители, аудиозаписи «Шум леса», «Шум улицы», баночки для развития обоняния вместе с инструкциями по применению таких баночек).
4. Схемы, лабиринты. Работа с лабиринтами хорошо тренирует мышцы глаза.
5. Развитие осязания (тактильных ощущений) и мелкой моторики.
• Игры на различение различных поверхностей предметов (каталоги с различными видами ткани, бумаги; различные нитки; материалы: дерево, железо, пробка, резина).
• Индивидуальные пальчиковые бассейны с различными наполнителями: мелкие морские камни, крупные бусы, шарики.
Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной мере компенсирует недостаток зрения. Для развития и стимулирования осязательных и тактильных функций применяются такие игровые средства, как тактильные дощечки, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Коррекционный уголок должен быть эстетично оформлен и быть доступным детям. Материал должен быть разных размеров и хорошо различаем по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам (машина меньше дома, помидор меньше капусты, быть точным по форме и деталям.
Большое внимание необходимо уделять эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к пособиям.
В коррекционном уголке необходимо иметь:
1) Для детей младшего дошкольного возраста.
Острота зрения – 0,04 (I группа зрения).
• Мозаика (3-4 см)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, матрешки, крупного размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Трафареты крупного размера – линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Крупные плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров крупного рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровка
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов (3-4 см)
Острота зрения – 0,05-0,1 (II группа зрения).
• Мозаика (2-3 см)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, матрешки, крупного размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Трафареты крупного размера – линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Рисунки крупных размеров
• Крупные плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров крупного рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровка
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов по 2 см
Острота зрения – 0,2-0,3 (III группа зрения).
• Мозаика (менее 2 см)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, матрешки, мелкого и крупного размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Трафареты среднего размера – линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Рисунки крупных размеров, рисунки с ошибками (машина без колес)
• Мелкие и крупные плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров крупного рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровки
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов менее 2 см
• Бусины диаметром до 1 см
Острота зрения – 0,4 и выше (IV группа зрения).
• Мозаика (1 см)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, матрешки, мелкого и крупного размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Трафареты среднего размера – линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Рисунки крупных размеров, рисунки с ошибками (машина без колес)
• Мелкие и крупные плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров крупного рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровки
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов до 1 см
• Бусины диаметром менее 1 см
• Бумага для рисования круга, треугольника и для их раскрашивания
2) Для детей старшего дошкольного возраста
Острота зрения – 0,04 (I группа зрения).
• Карточки для раскрашивания крупных деталей усложненных рисунков (животные)
• Мозаика (до 2 см)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, матрешки, крупного размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Трафареты крупного размера – линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Рисунки крупных размеров, рисунки с ошибками (машина без колес)
• Крупные плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров крупного рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровки
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов до 2 см
Острота зрения – 0,05-0,1 (II группа зрения).
• Карточки для более мелких деталей рисунков и карточки для обведения контуров рисунков через тонкую бумагу.
• Мозаика (до 1,5 см)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, матрешки, крупного размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Трафареты крупного размера – линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Крупные карточки с различиями в двух рисунках.
• Крупного размера вкладыши (плоские и объёмные)
• Крупные плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров крупного рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровки
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов до 1,5 см
• Бусины основных цветов диаметром до 1,5 см
Острота зрения – 0,2-0,3 (III группа зрения).
• Карточки для обведения мелких деталей рисунка через тонкую бумагу и раскрашивание их, не выходя за контуры. Карточки для рисование геометрических фигур.
• Мозаика (до 1 см)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, матрешки, крупного и мелкого размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Трафареты крупного и мелкого размера – линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Крупного и мелкого размера вкладыши (плоские и объёмные)
• Крупные и мелкие плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров крупного и мелкого рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровки
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов до 1 см
• Бусины основных цветов диаметром до 1 см разных цветов
• Карточки с ошибками в рисунке
• Ребусов их детских журналов
Острота зрения – 0,4 и выше (IV группа зрения).
• Тетрадь в клетку для обведения ее клеток и их закрашивания, не заходя за контуры.
• Мозаика (до 0,5 см и менее)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, матрешки, крупного и мелкого размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Карточки и детали для составления орнамента из клеток
• Трафареты мелкого размера – линейные, геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Крупные и мелкие плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров мелкого рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровки
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов 0,5 см и менее
• Бусины основных цветов диаметром 0,5 см и менее разных цветов
Система упражнений для профилактики нарушений зрения на уроках
Известно, что современный процесс обучения детей начальной школы во многом организован нерационально и сопровождается большим расходом психической и физической энергии. В процессе письма и чтения большая часть нагрузки приходится на работу органа зрения и последствием этого становится снижение остроты зрения уже на первом году обучения и появлением признаков нарушения осанки. Постепенно формируется школьная близорукость и всевозможные вторичные отклонения в состоянии здоровья учащегося. Все это в совокупности отражается на качестве учебы и в дальнейшем влияет на выбор профессии и на возможности профессионального роста человека. За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана. Болезни глаз у детей – не только медицинская, но и социально - психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Особое внимание необходимо обращать на детей, входящих в «группу риска». К сожалению, данные специалистов неутешительны: у 80% детей за период школьного обучения снижаются показатели остроты зрения, а также нарушается рефракция. Перед педагогами стоит важная задача: сохранить зрение детей и остановить болезни, если они уже возникли, уделять большое внимание охране и гигиене зрения детей, проведение игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций.
Обязательным компонентом коррекционной работы, проводимой с детьми являются:
- тренировочные упражнения для глаз, основанные
- игровая зрительная гимнастика, разнообразная по форме и содержанию. В упражнениях включаются игровые, сюжетные моменты, стихи, потешки.
- использование зрительных тренажеров (офтальмотренажеров)
1.Модифицированные зрительно - координаторные схемы по методике В.Ф.Базарного
Место нанесения схем- тренажеров – стены класса. Упражнения с этими тренажерами заключаются в одновременном слежении глазами заданной траектории, в положении стоя в процессе выполнения физкультминуток: вперед- назад, влево - право, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Направление задает педагог при помощи зрительного стимула - указка, на кончике которой прикреплен яркий предмет: бабочка, жучок, пчелка, самолетик, различные мелкие игрушки. В качестве зрительного стимула может использоваться лазерная указка. Так же на развитие внимания и быстроты реакции используется специальная компьютерная разработка- зрительный тренажер «Бегающий огонек».
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочек ее клади.
теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец
Зарядка окончена. Ты молодец!
2. Тренажеры со зрительными метками методики В.Ф. Базарного.
В различных участках групповой комнаты фиксируются привлекающие внимания яркие объекты- игрушки (картинки ) , подобранные с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например, из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется.
Они располагаются в равноудаленных участках комнаты. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения нужно выполнять только стоя.
С этой целью детей периодически поднимают из-за парт, и под счет 1,2,3,4 они быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая эти действия с движениями головы, туловища, глаз. Продолжительность 1,5 – 2 минуты.
3. «Палочки-выручалочки» – индивидуальные тренажеры для зрительной гимнастики. Дети, держа тренажер на уровне глаз, выполняют команды педагога: «вправо», «влево», «вниз», «верх» и т.д. Продолжительность упражнения, которое проводиться в середине занятия- 1,5- 2 мин.
4.Тренажер «Солнышко», «Зайчата», «Звездочки» .
Это самый простой тренажер из предлагаемых. Он может с успехом применяться для всех возрастных групп, включая ранний возраст. Воспитатель, надев тренажер- рукавички (перчатки) разводит руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре, начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Таким образом, дети видят только одно изображение на ладони, переводя точку взора.
5.Большой эффект получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом даётся задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. В работе используется коврик из геометрических фигур.
Дети получают задание:
- Из каких геометрических фигур состоит коврик?
- Сколько треугольников? (квадратов, кружков)
- Какие фигуры одинакового цвета?
6.На уроках математики часто используют карточки:
22
66
51
73
38
81
14
48
- Зачитать числа, записанные
синим, красным цветом.
- Найти все четные числа.
7.Тренажер «Дорожка».
Тренажер «Дорожка» – лист белого картона размером 18х4- см, на нем нарисована дорога (вид сверху). Дорога с двухсторонним движением, постепенно сужается к линии горизонта. На дороге автомобили, вокруг дороги деревья и дома. Если положить дорогу на стол перед собой и так, чтобы она уходила от вас, то возникает возможность «пробежать» глазами по дороге в одну сторону от себя и к себе. Так нужно делать 20 раз для малыша 4-7 лет.
8. «Видеоазимут».
Он выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на щите из фанеры, на чертежном листе. Егo размеры от 30 х 42 см до 140х330 см. Он служит развитию конвергенции, являясь синтезом идей тренажеров «Флажок», «Звездочка» и других подобных им.
Первый внешний прямоугольник нарисован красным цветом, рисунок создают красные стрелки, дающие направление по часовой стрелке. Внутри красного нарисован зеленый прямоугольник. Стрелки показывают направление движения и другую сторону Диагонали желтого и голубого цветов, а вертикаль и горизонталь – фиолетовые. По углам тренажера целесообразно расположить рисунки фигур героев мультфильмов, спортивную символику. Это опорные точки для Фиксации точки взора.
Есть несколько вариантов тренажера. Один, небольшой, для работы на столе или парте. Это тогда, когда мы много работаем в классе или в группе глазами, т.е. читаем или пишем. Другой вывешивается на доске посередине. Он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его рабочего постоянного места в классе. Спортивный вариант нарисован или размещен на стене зала спортивного зала школы. Возможен домашний тренажер-плакат. Он поможет снять зрительное утомление во время выполнения домашних заданий или на коррекционных занятиях дома.
Схема упражнений для тренажера.
1. Оббежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник. Дозировка для школьников – 4 движения полного цикла. В первом классе – 7, затем добавляется по одному на каждый возраст. Взрослым даем 25 раз.
2. Оббежать взором зеленый прямоугольник.
3. Оббежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.
4. Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.
Скорость оббегания каждый, определяет сам. Необходимо темп держать выше среднего. Расстояние до тренажера от глаз равно его ширине. Старайтесь не двигать головой.
При обучении малышей тренировочным движениям глазами используйте указку, но только на первом этапе.
Если на тренажере нарисованы картинки (опорные точки), можно называть их для облегчения освоения детьми программы движений глазами.
Упражнение с использованием таблиц Шульте.
9.Таблицы Шульте -это квадраты размером 20 на 20 см, разделенные на 25 частей, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Упражнение состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице числе по порядку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Среднее время выполнения задания обычно около минуты, цель же упражнения -добиться считывания таблицы за время, не превышающее 25 секунд. Чтобы исключить возможность запоминания расположения числе в таблице, используют комплект из 10 таблиц, отличающихся расположением чисел, и меняют при выполнении упражнения.
Упражнения с таблицами Шульте расширяют боковое зрение, что особенно важно для улучшения ориентировки в пространстве.
10.Игра «Волшебная точка»
Ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям :» Подвигайте пальчиками ног… поиграйте пальчиками рук… пошевелите ушками… а теперь носиком, глазками… Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.
Наша волшебная точка может выполнять команды.
Задания :
- Глазками передвигаем точку по таблице из одного окошка в другое согласно командам : вверх, вправо, вниз, влево. Где, в каком окошке наша точка?
- Закрыли глаза и мысленно двигаем нашу точку.
- Управляем точкой молча. (Направление учитель показывает указкой. Ученики соотносят жест учителя с местонахождением точки)
11.Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно.
Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею.
12.Комплексы упражнений.
исходное положение сидя или стоя.
- сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);
- крепко зажмурим, глаза, потом открыть ( 4 раза);
- руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз)_;
- смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
- руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
- держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").
13. Гимнастика для глаз
14.“Метка на стекле”. Находясь в 30-35 см от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте в окне какой-нибудь объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2-3 секунды, затем переведите взор на намеченный объект на 1-2 секунды, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня – 5 минут, в остальные дни – 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять 2-3 раза в день.
15.Упражнения Аветисова
Они состоят из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах — сидя.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так — 8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.
Группа третья (для улучшения аккомодации – способности хрусталика менять форму, т.е. становиться более или мене выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи солнца.)
В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.
Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз. Упражнение облегчает работу на близком расстоянии.
Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.
Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм., затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.
16.Массаж активных точек лица.
Первой физкультминуткой в системе методики В.А. Ковалева является “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия. На первом уроке дети по команде учителя выполняют следующие упражнения:
1. Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время - 15 сек. Затем выполняются потирание переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и надбровные дуги снизу ближе к переносице.
Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза. Для детей все упражнения имеют название - “зайчики умываются”.
2. Основная задача второй физкультминутки - продление периода высокой зрительной работоспособности на втором-третьем уроках. Для этого дети на 15-ой минуте урока по команде учителя “рисуют” точкой взора прямоугольники по периметру рисунка тренажера “Видеоазимут” на листе бумаги форматом А–3. Упражнения меняются на “рисование” диагоналей прямоугольника и вертикали.
Движения глазами осуществляются при относительно неподвижном лице и способствуют резкому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигательные мышцы. Именно эти упражнения способствуют укреплению склеры - оболочки глаза и превращают близорукий глаз в нормальновидящий.
При работе с вышеперечисленными визуальными тренажерами решаются коррекционно - развивающие задачи:
• Развитие глазодвигательных навыков: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях.
• Развитие навыков пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.
• развитие навыков зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.
Перечисленные тренажеры используются для разминок и упражнений, как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, индивидуально и группами. Специальные упражнение, гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, а это способствует предупреждению нарушений зрения и глазных заболеваний.
Применение зрительных тренажеров, позволило увеличить работоспособность, внимательность, активность школьников , отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Все это позволяет не только сохранить здоровье, но и улучшить его.
IV группа зрения
1. Воронцов Влад
2. Ерютина Ангелина
3. Мусс Максим
4. Кириченко Артем
5. Пикулева Ангелина
6. Шварц Кирилл
7. Тронд Артем
8. Рычков Артем
9. Якименко Соня
10. Васильев Захар
I группа зрения
1. Семенова Ангелина
I группа зрения
• Тетрадь в крупную клетку для обведения ее клеток и их закрашивания, не заходя за контуры.
• Мозаика (до 3 см)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, крупного размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Трафареты крупного размера – геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Картинки для рассматривания
• Крупные плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров крупного рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровки
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов до 3 см
• Бусины (до 3 см)
• Пазлы (крупного размера)
• Игра «Прокати шарик»
• Индивидуальные тренажеры
• Лупа
• Балансир
• Палочки Кюизенера
• Счетный набор
• Блоки Дьенеша
IV группа зрения
• Тетрадь в клетку для обведения ее клеток и их закрашивания, не заходя за контуры.
• Мозаика (до 0,5 см и менее)
• Игрушки-манипуляторы (пирамидки, крупного и мелкого размера вкладыши (плоские и объёмные))
• Трафареты – геометрические, предметные, внешние и внутренние
• Крупные и мелкие плоские и объёмные геометрические формы
• Обводки с контуров мелкого рисунка через тонкую бумагу (по точкам, по контуру)
• Счётные палочки
• Шнуровки
• Прищепки
• Плетение – коврики из широких полос ярких цветов 1 см и менее
• Бусины для нанизывания
• Пазлы
• Игра «Прокати шарик»
• Индивидуальные тренажеры
• Картинки для рассматривания
• Балансир
• Палочки Кюизенера
• Счетный набор
• Блоки Дьенеша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Lego-конструирование - современная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7586324","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]] Программное содержание:Цель: Развитие коммуникативных спо...
Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.
В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...
Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.
Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности....
"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"
Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...
«Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации».
Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра. Именно поэтому воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации
В статье отражены организация и принципы построения предметно-пространственной развивающей среды. Вследствие постоянного поиска инновационных подходов к созданию пространственной среды в ДОУ созданы р...
Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
Описание музыкальной ППРС в ДОУ по ФГОС...