Буква Д, звуки [Д], [Д']
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект фронтального занятия на тему : «Буква Д, звуки [Д], [Д’]».
Цель: закрепить знания о звуке и букве Д.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить навык чёткого произношения и различения звука [Д];
Познакомить с буквой Д;
Учить давать характеристику звука [Д];
Учить выделять звук [Д] в ряде звуков, слогов, слов;
Закрепить артикуляцию звука [Д];
Научить детей выделять твёрдый и мягкий согласный звук ;
Коррекционные:
Продолжать развивать логическое мышление, фонематический слух;
Продолжать работать над общей моторикой;
Продолжать упражнять детей в звуко-буквенном анализе слов;
Продолжать развивать связную речь;
Воспитательные:
Воспитывать умение детей выслушивать ответ товарищей;
Воспитывать умение детей следовать чёткой инструкции логопеда;
Оборудование: зеркала, буква Д, сигналы, картинки со звуком [Д], мяч, ребусы.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети выходят к логопеду, и он просит их выполнять те, действия, которые он будет говорить.
Л: Ребята, поднимите правую руку, левую руку поставьте на пояс, присядьте, положите левую руку на плечо соседа, топните левой ногой, хлопните в ладоши, поднимите обе руки.
Л: Молодцы, ребята, садитесь на свои места.
Договори словечко.
У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдёт,
Тот и ручку мне пожмёт.
Людям рада я, поверь,
Я – приветливая … (дверь).
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись:… (дятел).
Л: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла девочка Даша, мы должны помочь ей добраться до деревни Доброе. Для этого мы должны заниматься на уроке хорошо, красиво сидеть за партами и правильно выполнять задания.
Какой первый звук в словах дверь и дятел? Как вы думаете, ребята, что мы сегодня с вами сегодня будем изучать?
Д: звук [Д].
Артикуляция звука.
Работа с зеркалами.
Л: Когда мы произносим звук [Д], что делают наши губки? (они свободны).
Что делают зубки? (они сближены, но не сомкнуты)
Что делает язычок? (стучит кончиком за верхними зубками)
А горлышко «работает»? Положите ладошку на горлышко и произнесите звук [Д].
Ребята, а какой звук [Д]? (согласный, звонкий, твёрдый)
У твёрдого звука [Д], есть мягкая парочка, это мягкий звук [Д’].
Игра « Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Д]».
а, д, м, д, д, и, д, о, с, д.
да, ду, ма, мы, до, ре, де.
А сейчас я вам буду говорить слова, и если вы услышите слово, со звуком [Д], то загибайте пальчик.
Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.
Сколько пальчиков загнули?
Показ буквы.
У каждой буквы есть своя фотография, а это фотография буквы Д.
Ребята, на что похожа буква Д?
Этот домик – буква Д.
В домике – окошко.
Из избы идёт дымок,
А в окошке – кошка.
«Добавь слог».
Сейчас я буду говорить начало слова, а вы будете добавлять к нему слог ДА, и говорить это слово целиком.
Пома…, награ…, побе…, пого…, коман…, секун…;
Теперь добавляйте слог ДЫ, и произносите слово целиком.
Похо…, пара…, наря…, са…, пру… .
Твёрдый –мягкий.
Ребята, у вас у каждого на столах лежат сигналы. Поднимайте зелёный сигнал, если услышите мягкий звук [Д’], и синий сигнал, если услышите твёрдый звук [Д].
Игра «Выбери картинку».
У каждого на столах лежат картинки, выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук [Д].
Теперь определите где стоит звук [Д]. Если он стоит в начале слова, то подходите к доске и ставьте картинку к соотвествующей схеме;
Физминутка.
Лежебока рыжий кот – встать, перекатиться с носков на пятки
Отлежал себе живот – потянуться,
Встал и выгнул спину в мост – округлить спину, руки вытянуть вперёд,
Распушил красивый хвост – прогнуться,
Мягко лапами прошёл – изобразить кошачью походку,
Тихо песенку завёл – сесть за парты.
Звуко – буквенный анализ слов.
Ребята, сейчас я вам буду говорить слова, а вы в тетради будете рисовать схему этих слов кружками.
Дом, дуб, дети, дело, чудо.
Игра с мячиком.
Я сейчас вам буду кидать мячик, если я вам скажу профессии, то вы мне должны назвать профессию со звуком [Д] в названии.
Профессии (доктор, дворник, директор)
Члены семьи (дети, дочка, дедушка)
Одежда (джинсы, джемпер).
Животные (динозавр, дракон, дельфин)
Овощ ( помидор).
Ребусы.
«До» + зарытые в земле ценности = (доклад)
«ДО» + рожки у улитки = (дорожки)
Скажи наоборот.
Злой (добрый), дикий (домашний), короткий (длинный), городской (деревенский), мальчик (девочка), бабушка (дедушка), враг (друг).
С одним из подобранных слов составить предложение.
Итог занятия.
Вот мы и подошли к деревне Доброе. Кто скажет, что мы сегодня проходили на занятии?
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите мне все слова, в которых встречается звук [Д].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_zachyotnogo_zanyatiya_na_temu.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального зачётного занятия на тему : «Буква Д, звуки [Д], [Д’]».
Цель: закрепить знания о звуке и букве Д.
Задачи:
- Образовательные:
- Закрепить навык чёткого произношения и различения звука [Д];
- Познакомить с буквой Д;
- Учить давать характеристику звука [Д];
- Учить выделять звук [Д] в ряде звуков, слогов, слов;
- Закрепить артикуляцию звука [Д];
- Научить детей выделять твёрдый и мягкий согласный звук ;
- Коррекционные:
- Продолжать развивать логическое мышление, фонематический слух;
- Продолжать работать над общей моторикой;
- Продолжать упражнять детей в звуко-буквенном анализе слов;
- Продолжать развивать связную речь;
- Воспитательные:
- Воспитывать умение детей выслушивать ответ товарищей;
- Воспитывать умение детей следовать чёткой инструкции логопеда;
Оборудование: зеркала, буква Д, сигналы, картинки со звуком [Д], мяч, ребусы.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети выходят к логопеду, и он просит их выполнять те, действия, которые он будет говорить.
Л: Ребята, поднимите правую руку, левую руку поставьте на пояс, присядьте, положите левую руку на плечо соседа, топните левой ногой, хлопните в ладоши, поднимите обе руки.
Л: Молодцы, ребята, садитесь на свои места.
- Договори словечко.
У меня знакомых тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдёт,
Тот и ручку мне пожмёт.
Людям рада я, поверь,
Я – приветливая … (дверь).
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись:… (дятел).
Л: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла девочка Даша, мы должны помочь ей добраться до деревни Доброе. Для этого мы должны заниматься на уроке хорошо, красиво сидеть за партами и правильно выполнять задания.
Какой первый звук в словах дверь и дятел? Как вы думаете, ребята, что мы сегодня с вами сегодня будем изучать?
Д: звук [Д].
- Артикуляция звука.
Работа с зеркалами.
Л: Когда мы произносим звук [Д], что делают наши губки? (они свободны).
Что делают зубки? (они сближены, но не сомкнуты)
Что делает язычок? (стучит кончиком за верхними зубками)
А горлышко «работает»? Положите ладошку на горлышко и произнесите звук [Д].
Ребята, а какой звук [Д]? (согласный, звонкий, твёрдый)
У твёрдого звука [Д], есть мягкая парочка, это мягкий звук [Д’].
- Игра « Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Д]».
а, д, м, д, д, и, д, о, с, д.
да, ду, ма, мы, до, ре, де.
А сейчас я вам буду говорить слова, и если вы услышите слово, со звуком [Д], то загибайте пальчик.
Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.
Сколько пальчиков загнули?
- Показ буквы.
У каждой буквы есть своя фотография, а это фотография буквы Д.
Ребята, на что похожа буква Д?
Этот домик – буква Д.
В домике – окошко.
Из избы идёт дымок,
А в окошке – кошка.
- «Добавь слог».
Сейчас я буду говорить начало слова, а вы будете добавлять к нему слог ДА, и говорить это слово целиком.
Пома…, награ…, побе…, пого…, коман…, секун…;
Теперь добавляйте слог ДЫ, и произносите слово целиком.
Похо…, пара…, наря…, са…, пру… .
- Твёрдый –мягкий.
Ребята, у вас у каждого на столах лежат сигналы. Поднимайте зелёный сигнал, если услышите мягкий звук [Д’], и синий сигнал, если услышите твёрдый звук [Д].
- Игра «Выбери картинку».
У каждого на столах лежат картинки, выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук [Д].
Теперь определите где стоит звук [Д]. Если он стоит в начале слова, то подходите к доске и ставьте картинку к соотвествующей схеме;
- Физминутка.
Лежебока рыжий кот – встать, перекатиться с носков на пятки
Отлежал себе живот – потянуться,
Встал и выгнул спину в мост – округлить спину, руки вытянуть вперёд,
Распушил красивый хвост – прогнуться,
Мягко лапами прошёл – изобразить кошачью походку,
Тихо песенку завёл – сесть за парты.
- Звуко – буквенный анализ слов.
Ребята, сейчас я вам буду говорить слова, а вы в тетради будете рисовать схему этих слов кружками.
Дом, дуб, дети, дело, чудо.
- Игра с мячиком.
Я сейчас вам буду кидать мячик, если я вам скажу профессии, то вы мне должны назвать профессию со звуком [Д] в названии.
Профессии (доктор, дворник, директор)
Члены семьи (дети, дочка, дедушка)
Одежда (джинсы, джемпер).
Животные (динозавр, дракон, дельфин)
Овощ ( помидор).
- Ребусы.
«До» + зарытые в земле ценности = (доклад)
«ДО» + рожки у улитки = (дорожки)
- Скажи наоборот.
Злой (добрый), дикий (домашний), короткий (длинный), городской (деревенский), мальчик (девочка), бабушка (дедушка), враг (друг).
С одним из подобранных слов составить предложение.
- Итог занятия.
Вот мы и подошли к деревне Доброе. Кто скажет, что мы сегодня проходили на занятии?
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите мне все слова, в которых встречается звук [Д].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...