Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В результате применения интеллект карт дошкольник учиться не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_intellekt_karty.docx | 675.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Держаева Елена Анатольевна,
Измайлова Надежда Сергеевна,
учителя-логопеды,
МАОУ ДС № 80, г. Тольятти, Самарская область.
Использование интеллектуальных карт в работе учителя-логопеда.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Особенности детей с ОВЗ:
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. На сегодняшний день существует множество новых развивающих педагогических технологий, которые успешно используются при коррекции речевых нарушений. Одной из таких технологий является метод интеллектуальных карт, разработанный В. М. Акименко для использования в развитии связной речи детей. Интеллект карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). При построении интеллект карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет воспринять материал как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти. Коллектив учителей-логопедов детского сада №80 Песенка г.о. Тольятти два года разрабатывал и использовал технологию интеллектуальных карт с дошкольниками с ОВЗ в рамках экспериментальной площадки. И мы готовы поделиться своим опытом работы. При работе с интеллект картами можно решать разнообразные коррекционные задачи:
Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то дошкольник уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Аналогично проводится работа над развитием артикуляционной моторики, формированием навыков звукового анализа и синтеза. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Моделирование при помощи этих карт формируют следующие логические действия:
Так как интеллектуальная карта - это графический способ, то для ее составления есть ряд требований:
|
В заключение можно сделать вывод о том, что в результате применения интеллектуальных карт дошкольник учится не только усваивать информацию, но и оперативно работать с ней. Это способствует не только речевому развитию воспитанников с ОВЗ, но и развитию высших психических функций. Методика оказывается очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование. Применение карт памяти является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных ребенком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Список литературы:
1. Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7.
3. Бьюзен Тони.Карты памяти: уникальная методика запоминания информации / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] —М: «Росмэн», 2007.
3. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохина. – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района» ОПЫТ РАБОТЫТема: ...
Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога
Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»...
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...
Исследовательская работа по теме: «Использование интерактивных технологий в работе учителя – логопеда»
https://disk.yandex.ru/i/g135poGTQf6Atg...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...