Речевое развитие дошкольников 4-5 лет
консультация по логопедии (средняя группа)

Прохоренкова Марина Юрьевна
Консультация для родителей "Речевое развитие дошкольников 4-5 лет" поможет понять какие виды речевых нарушений бывают у детей этого возраста, каковы их проявления. Как, кем и за какой период времени то или иное нарушение может быть устранено. Целесообразность коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте. Рекомендации родителям дошкольников 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_detey_4-5_let.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников 4-5 лет

I. Виды нарушений речи у детей 4-5 лет

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную степень выраженности, зависят от причины и особенностей развития ребёнка. У дошкольников 4-5 лет можно выделить следующие виды недоразвития речи, которые можно условно разделить на три большие группы.

Фонетические нарушения речи. Они выражаются как в нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Фонетико-фонематические нарушения. Для них характерно то, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями.

Общее недоразвитие речи. Самая распространенная группа. Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь. Если такому ребенку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

В норме к 5 годам ребенок должен:

- овладеть четким и чистым произношением всех звуков речи;

- уметь улавливать в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражать им, пересказывая сказку; произвольно менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа;

- узнавать звук в слове, а также подбирать слова с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа;

- активный словарный запас должен достигнуть 3000 слов;

- различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка);

- употреблять все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявлять словотворчество;

- использовать все простые предлоги;

- владеть элементарными приемами словоизменения и словообразования;

- уметь рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок с помощью взрослого.

Проявления речевых нарушений:

- нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков;

- нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове;

- лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов;

- неправильное грамматическое оформление высказывания;

- затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания;

- темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.

II.  Устранение нарушений речи

Дошкольники, имеющие речевые нарушения, зачисляются на занятия к учителю-логопеду.

Дети с ФНР обучаются от 3 до 6 месяцев, при условии, что нет нарушений артикуляционного аппарата и дизартрических расстройств. Если таковые имеются, то занятия могут продлеваться до 1 года. Данная категория детей посещает индивидуальные занятия 2 раза в неделю, цель которых поставить тот или иной звук и ввести его в речь.

Дошкольники с ФФНР обучаются от 9 месяцев до 1 года. Он посещают подгрупповые занятия 2 раза в неделю и индивидуальные 2 раза в неделю, цель которых поставить звуки и развить фонематическое восприятие и обучить элементарным навыкам звукового анализа и синтеза.

Дети с ОНР зачисляются по заключению ПМПК и обучаются 2 года, посещая 2 раза в неделю подгрупповые занятия и 2 раза в неделю индивидуальные. Цель подгрупповых занятий – устранить нарушения фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Данные занятия проводятся с использованием специальных методик, которыми владеет учитель-логопед.

III. Целесообразность коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте

Если нарушения устной речи не были устранены еще в дошкольном возрасте, то в младшем школьном возрасте с большой вероятностью мы будем говорить о нарушениях письменной речи или, другим языком, о нарушениях письма и чтения (дисграфии и дислексии).

В настоящее время в массовых общеобразовательных школах возникла проблема буквально катастрофической неуспеваемости многих учащихся по русскому языку. Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребёнка был в достаточной степени сформирован ряд речевых функций: слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, который включает фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез и т.д. У дошкольника должен быть сформирован анализ предложения на слова, сформированность лексико-грамматической стороны речи и т.д.. Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтением, приводит к возникновению дисграфии и дислексии. 

    Как известно, еще до изучения грамматических правил ребенок должен хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и уметь вслушиваться в устную речь взрослых, правильно переносить ее на бумагу в том случае, когда «пишется так, как слышится». Однако, не всем детям это доступно, и у многих из них уже в первые дни обучения в школе возникают проблемы с письменной речью, которые констатируют факт возникновения у ребенка так называемой дисграфии.

    Дисграфия [дис- + греч. grapho – писать, изображать] – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

    Таким образом, если существуют нарушения в дошкольном возрасте, способствующие возникновению дисграфии, то эти отклонения должны быть вовремя выявлены и устранены. Это дает нам полное право говорить о существовании предпосылок дисграфии, которые заранее предупреждают специалистов о ее будущем непременном появлении. Необходимо уже в ДОУ бороться с возникновением предпосылок дисграфии. Если это будет сделано в дошкольном возрасте, то не придется говорить о преодолении самой дисграфии уже у школьника, так как для ее возникновения не будет благоприятной почвы.

IV. Рекомендации учителя-логопеда для родителей (законных представителей)

- занимайтесь с ребенком каждый день (продолжительность занятий – от 20 минут в день)

- не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка

- в общении с ребёнком следите за своей речью (говорите не торопясь, не «сюсюкайтесь», грамотно стройте свою речь, не искажайте слова и не «проглатывайте» окончания), при чтении не забывайте о выразительности;

- объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте и повседневной жизни;

- поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам;

- подбадривайте его, если что-то не получается;

- обращайте внимание и исправляйте ошибки в  речи ребенка;

- если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша;

- никогда не оставляйте без ответа вопросы ребенка.

Список источников:

  1. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – С. 6-46.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 2.06.2013г.
  4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98. – 250с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....