Профилактика речевых нарушений
консультация по логопедии
Данный материал будет интересен родителям, учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx | 72.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №15»
Консультация для родителей
Профилактика речевых нарушений
Составитель: учитель-логопед Анисимова О.Н.
Троицк 2020-2021 учебный год
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней, исходя из этого, необходимо уделить особое внимание их профилактике.
Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди последних можно выделить:
- ухудшение экологической обстановки;
- особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.
Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач в логопедической работе.
Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:
1. Предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика.
2. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика.
3. Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, - третичная.
Чтобы помочь родителям разобраться в этом вопросе, я бы хотела коротко охарактеризовать первые два вида.
Первичная профилактика
Может начаться ещё до рождения ребёнка путём создания для будующей матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в системе существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений нервно – психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. В тех случаях если обнаруживается отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы они были информированы о признаках заболевания и какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность возникновения или симптоматику того или иного наследственного заболевания, т.е. семьи группы риска.
Это семьи:
- семьи, где уже имеется ребенка с тем или иным дефектом;
- семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушение слуха у одного из родителей или у обоих;
- семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, был тяжелый токсикоз;
- семьи, в которых прослеживается передача патологии от отца к сыну и т. д.
С появлением малыша особая ответственность за его здоровье лежит на семье. Здесь большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в младенческом, ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность гармоничного и полноценного развития и успешного обучения в школе.
Вторичная профилактика
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства).
Глубокие расстройства речи (алалии, дизартрия) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит в силу функционального единства речи и мышления. При наличии у ребенка речевого нарушения возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставление ему отсрочки.
Иногда с детьми, у которых имеются тяжёлые нарушение речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи
Мероприятия по профилактике речевых нарушений включают:
- создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребенка;
- заботу о сохранности его речевых органов;
- создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.
Что рекомендуют специалисты?
- Предупреждение ушибов головы.
- Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
- Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
- Охрана артикуляционных органов:
- предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
- исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
- предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
- своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
- охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
О работе воспитателя над развитием речевого дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевой моторики (Профилактика речевых нарушений в группах младшего и среднего возраста)
Перспективный план работы...
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...
Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи
Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....
- Мне нравится (3)