Практикум для родителей детей с ТНР 5 - 6 лет по теме "Мяч и речь"
консультация по логопедии (старшая группа)
Цели практикума: научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики; расширять словарный запас, обогащать словами – признаками и действиями; развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум для родителей "Мяч и речь" | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МЯЧ И РЕЧЬ (практикум для родителей)
Работа с родителями - важная составная часть, коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. Однако в процессе общения с семьей довольно часто выясняется, как мало они уделяют внимания преодолению речевого нарушения у своих детей, не замечают в их речи недостатков, не помогают им усваивать правильную речь. А ведь как важно следить за речью ребенка, закреплять достигнутое в детском саду. Порой родители даже не знают, что сделать это можно весело и интересно.
Задача логопеда – показать им, как можно учиться, играя. Используя обычный мяч, который с древнейших времен в культуре любого народа служил предметом для игр, можно не только играть с ребенком, но и способствовать его речевому развитию. Приведем пример организации такого занятия совместно с родителями.
Цели:
- научить родителей использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для развития общей и мелкой моторики;
- расширять словарный запас, обогащать словами – признаками и действиями;
- развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление).
Оборудование: мяч с изображением лица человека; ножницы; клей; нитки; карандаши; фольга; мешочек с массажными мячами; коробка с мячами двух размеров (большой и маленький); большие мячи с ушками; четыре мяча разного цвета размера.
Логопед. Дети, сегодня в гости к нам пришли ваши мамы. Давайте поиграем с мячом. Вот перед нами альбомные листы. Какую геометрическую форму вы видите на этом листе? (Круг.) Возьмите
карандаши и сделайте круги яркими и красивыми.
Дети закрашивают круги на листе бумаги.
Логопед. Какие разноцветные у вас получились круги. На что они похожи? (Дети отвечают.)
Логопед. А сейчас круги превратите в мячики. Возьмите ножницы и вместе с мамами вырежьте мячики из бумаги, а мамы приклеят к ним ниточки.
Дети и родители выполняют задание.
Логопед. Сколько мячей у вас получилось! Давайте с ними поиграем. Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Сдуйте мячик с дороги.
Мамы держат мячики на ниточке на уровне рта ребенка, дети дуют.
А сейчас наши мамы сделают нам футбольный мячик, а дети будут забивать его в ворота.
Мамы делают из фольги маленькие мячики. Дети дуют, загоняют мячики в ворота.
Логопед. А теперь выполним гимнастику для наших пальчиков.
Будем мячики считать. (Дети сжимают и разжимают все пальчики)
Этот мяч - он из резины. (Загибают пальчики, начиная с большого) Этот мячик синий-синий.
Этот мяч большой и красный.
Этот мяч такой прекрасный!
Будем мы его катать, (Выполняют круговые движения между ладонями)
Будем с ним мы играть.
Логопед показывает большой мяч с ушками и приглашает детей с ним проиграть (проводится игра на координацию речи и движения, развития общей моторики). Каждая мама помогает ребенку сесть на мяч. Ребенок одновременно произносит слова и выполняет движения.
Раз, два - прыгай мячик,
Раз, два - и мы поскачем.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Логопед. Дети, посмотрите, что нам еще принесли.
Показывает мешочек. Дети опускают руку в него, достают оттуда массажные маленькие мячи и вместе с мамами садятся за стол.
А теперь поиграем.
1. Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Покатайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
2. Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте. (Можно усложнить: взять сразу два мяча, взять мячи разного диаметра.)
3. Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его. 4. Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
5. Возьмите мячи по одному в каждую руку, сожмите и разожмите их. Опустите руки с мячами вниз и встряхните их. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (за спиной.) Приложите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)
Дидактическая игра «Выбери мяч»
Логопед (таинственно обращается к детям). Посмотрите, какая большая корзина, в ней что-то лежит.
Потряхивает корзину, мячики стучат об её стенки.
Прислушайтесь, кто это стучит в корзине? Кто разговаривает с вами? Дети высказываются. Неожиданно резким движением логопед выбрасывает мячи из корзины, просит детей догнать их, принести и положить обратно. Используются мячи двух размеров. При повторении игры дети приносят мячи в определенной последовательности: сначала маленькие, затем - большие.
Сейчас мы будем передавать мяч друг другу.
Дети и их родители садятся в круг.
У кого откажется мяч, тот должен ответить на вопрос: весна какая? Дидактическая игра «Подбери три слова»
Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч к своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен назвать три подходящих слова. Например: мебель - … шкаф, кресло, диван, посуда - … стакан, тарелка, нож и т.д.
Дидактическая игра «Слова - действия»
Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова - … мычит. Кошка - …царапается и т. д.
Логопед. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас? (Дети отвечают)
Итог занятия
Логопед. Молодцы, ребята, хорошо играли!
Ловко мы мячи бросали,
В игры весело играли.
Все ребята молодцы!
Получайте-ка призы!
Логопед угощает всех мармеладом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста " Игра - путешествие в страну "Развитие речи"
Практикум является частью родительского собрания для родителей 2 младшей группы. В нем представлены игры на развитие мелкой моторики, игры на обогащение словарного запаса, в которые родители могут игр...
Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...
Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»
Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит родителей с инн...
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста "Со звуками играем - речь развиваем!"
Недостаточный уровень фонематического восприятия у детей дошкольного возраста может затруднять процесс их подготовки к овладению чтением и письмом....
Методическая разработка семинара - практикума с родителями детей 5- 6 лет, имеющие речевые нарушения «Играя, развиваем речь»
Семинар - практикум "Играя, развиваем речь" был проведен с родителями на районном методическом объединение педагогов психологов и учителей - логопедов муниципального района Уфимский ра...
Практикум для родителей на тему "Значение пальчиковых игр для развития речи детей во второй младшей группе ".
Цель практикума заключается в создании условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. Необходимо дать родителям теоретические знания о...
Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».
Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...