План-конспект родительского собрания "Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики".
консультация по логопедии (старшая группа)
План-конспект родительского собрания
Тема: Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики.
Форма проведения: круглый стол.
Характеристика аудитории: родители детей старшей речевой группы.
Цель: обучить родителей методам и приемам закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях по коррекции речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_starshaya_gruppa.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект родительского собрания
Тема: Артикуляционная гимнастика и развитие фонематического восприятия. Развитие мелкой моторики.
Форма проведения: круглый стол.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад г. п. Рощино»
Характеристика аудитории: родители детей старшей речевой группы.
Цель: обучить родителей методам и приемам закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях по коррекции речи.
Задачи:
- обучить родителей проведению артикуляционной гимнастики дома (показ и разъяснение пользы каждой артикуляционной позы);
- помочь родителям вспомнить характеристики звуков русского языка и обучить их условным обозначениям звуков, которые применяем на логопедических занятиях;
- рассказать родителям о важном значении развития мелкой моторики детей и способах ее развития.
Оборудование:
- интерактивная доска – 1шт.,
- зеркала – 10 шт.,
- фишки – обозначения звуков
Памятки для родителей:
«Артикуляционная гимнастика для губ и языка»,
«Характеристика звуков русского языка и их условные обозначения»
Ход встречи за круглым столом:
- Приветствие.
- «Одной из основных задач нашей работы является коррекция неправильного произношения звуков. Для правильного произношения звуков необходима выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (губ и языка). На занятиях дети учатся выполнять артикуляционные упражнения, но для ускорения положительного результата желательно закрепление выполнения этих упражнений дома. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Сегодня мы покажем вам выполнение каждого артикуляционного упражнения и расскажем для постановки каких звуков необходимо выполнение каждого упражнения».
Показ и разъяснение пользы каждого артикуляционного упражнения, родители перед зеркалом выполняют упражения.
- «На наших занятиях мы знакомим детей с характеристиками звуков речи. Дети узнают, что звуки речи делятся на гласные и согласные, а согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Мы знаем, что благодаря гласным звукам наша речь плавная и певучая, поэтому объясняем детям, что гласные звуки можно петь. Напоминаем вам, что в русском языке 6 звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Е, Ё, Ю, Я –это буквы, с ними дети познакомятся в подготовительной букве.
Как же помочь ребенку определить характеристики согласных звуков?
Во время произнесения твердых и мягких звуков фиксируем внимание ребенка на разном положении губ: твердые согласные – губы «сердятся»; мягкие – губы «улыбаются».
Звонкость согласных звуков определяем следующими способами:
- прикладываем ладонь к шее и проговариваем звук. Если чувствуется движение гортани («горлышко работает»), звук звонкий, если же движение отсутствует – звук глухой;
- закрываем пальцами уши и произносим звук. Если при этом в ушах «звенит», звук звонкий, если нет – глухой.
При звуковом разборе слова мы используем цветные фишки:
Красными фишками обозначаем гласные звуки, синими – твердые глухие согласные звуки, синими с изображением колокольчика - твердые звонкие согласные звуки, зелеными - мягкие глухие согласные звуки, зелеными с колокольчиком – мягкие звонкие согласные звуки».
Совместный разбор слов: Тима и липа.
- « А теперь поговорим еще об одном важном моменте для развития речи и мышления ребенка - о тонкой или мелкой моторике».
Демонстрация на интерактивной доске презентации «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников в контексте ФГОС» с подробными комментариями логопеда.
«Тонкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неточность движений детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Казалось бы, ну и что? Со временем разовьется, как и все остальное. Но все не так просто.
Головной мозг, руки (кончики пальцев) и движения губ, нижней челюсти и языка при речи теснейшим образом связаны между собой. Поэтому ребенок со скованными, неумелыми пальчиками, как правило, отстает в психомоторном развитии и у него часто возникают проблемы с речью.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Как же развивать моторику рук? Можно вместе с мамой заняться:
- Вязанием узлов
- Сматыванием мотков
- Плетением косичек
- Шнуровкой
- Работой с тканью
- Вспомнить элементы плетения лентами
- Работой с пуговицами, бусинами
- Созданию различных сказочных сюжетов с использованием нетрадиционных материалов.
- Лего
Ваши действия превратятся из работы над мелкой моторикой в увлекательную игру. Не забывайте, дети познают мир и развиваются в процессе игры».
- Вопросы родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения посредством ведущих видов деятельности: опыт реализации научно-практического проекта...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...
Рекомендации для родителей по развитию тактильного восприятия и мелкой моторики у детей с ОВЗ
Краткие советы по развитию детей с ОВЗ...
Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения...
Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе ССД (4-5 лет) по развитию элементарных математических представлений (РЭМП), развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики «Жили, были зайцы!»
Развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, познавательных процессов, межполушарного взаимодействия, сенсорного восприятия, конструктивного праксиса, пространственной ориентации на плоскост...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики рук дошкольников с нарушением зрения (старшая группа).
В рамках образовательной деятельности закрепляются представления дошкольников с нарушением зрения о времени года "Зима" посредством использование нетрадиционной техники «Рисование цветной солью»....
План-конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического восприятия с детьми 5-6 лет
Материал будет интересен учителям-логопедам....