Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Статья учителя-логопеда Демидовой И.Н. по разитю речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisatelnaya_rech_statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Речь – это процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием. Не обязательно человек должен стать оратором, но всякий должен выступать на многолюдном собрании с тем, чтобы высказать свои мысли в живой форме устной речи.
Только человек способен усвоить сложную систему языка. Человеческий язык обладает той замечательной особенностью, что из ограниченного числа речевых звуков образуется громадное число слов, из слов может быть составлено бесконечное число предложений, из предложений могут быть сформированы тексты (речь) также в бесконечном разнообразии. Любая новая ситуация может быть отражена в речевом высказывании. Вот поэтому следует считать, что речь это творческая функция человеческой психики. Хотя в речевой деятельности человек нередко использует готовые коммуникативные единицы. Формируя высказывания, мы обязательно прибегаем к схемам, шаблонам, клише. А без овладения жанрово-ролевыми стереотипами общения, в которых языковые единицы достаточно прочно увязаны с типическими ситуациями, взаимодействие языковых личностей было бы затруднено. И все же допустимо говорить и об эстетических элементах коммуникации. Трафаретность сочетается с установкой на творчество.
Такая функция может быть развита только на определенной анатомо-физиологической основе. Развитие речи надо начинать не позже 1,5-летнего возраста и продолжать весь дошкольный и школьный период. То, что не будет сделано в то время, когда формируется слухоречедвигательный анализатор, потребует в дальнейшем очень большого труда. То же требование вытекает и из наблюдений за фактами ранней речевой патологии.
Развитие речи – непременное условие не только интеллектуального, но и вообще гармонического развития личности. Именно педагогический подход позволяет подойти к самой основе механизма речи.
Язык вводится в мозг путем систематических речевых воздействий. В условиях общения в кругу семьи можно добиться лишь самой первой ступени владения языком. Все остальные языковые подсистемы – лексическая и грамматическая – остаются далеко не разработанными. Особенно мал активный словарь, и не формируется умение строить логически последовательную речь. Сюда и должны быть направлены систематические педагогические воздействия.
Ребенок, поступивший в школу, владеет родным языком в меру своих интеллектуальных потребностей. Он может задать простые вопросы и ответить на них, готов слушать интересный для него рассказ и способен выполнять несложные словесные инструкции. Но! Его высказывания надо все время поддерживать, вызывая на разговор, т.к. самостоятельная монологическая речь не развита. Он плохо пересказывает даже короткий текст, стараясь повторить его почти буквально, а не передать своими словами. В прочтенном рассказе он не может выделить главную мысль и разбить его на составные части. Он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой.
Спонтанная монологическая речь, обладая всеми информативными возможностями, основанными на визуальном контакте , предъявляет к говорящему высокие требования в области СВЯЗНОСТИ и ЦЕЛОСТНОСТИ речевого производителя. Такой тип речи предполагает у говорящего человека наличие хорошо сформированного аппарата внутренней речи, позволяющего превратить мысли в словесный текст.
Как происходит планирование в устной речи? Представим себе, что мы произнесли несколько предложений и продолжаем рассказ дальше. Эти предложения преобразованы в знаки – это код внутренней речи. В нем большую роль играют зрительные представления и разнообразные схемы. В таком же коде происходит и планирование продолжения нашего рассказа. Во внутренней речи планируются смысловые вехи развития рассказа с учетом всего сказанного до этого. Именно поэтому предварительное планирование не может регулировать конструкцию речи. Поэтому предварительный план – это половина дела. Другая половина должна быть осуществлена путем формирования специальной способности: перестроить текст на ходу. Смысл текста воплощается также в адекватной интонации
Язык внутренней речи – это код непроизносимый, в нем отсутствуют материальные признаки слов натурального языка. Здесь нет последовательности знаков, а есть изображения, которые могут образовывать или цепь или какую-то группировку. Предметы, сведенные к такой схеме, составляют единство, каждый элемент которого непроизносим, но по которому можно восстановить произносимые слова любого языка. Это универсальный язык.
Без изобразительного языка внутренней речи был бы невозможен никакой натуральный язык, но и без натурального языка деятельность внутренней речи бессмысленна.
Механизм человеческого мышления реализуется в двух противостоящих динамических звеньях – предметно-изобразительном коде (в.р.) и речедвигательном коде (экспрессивная речь). В первом звене мысль задается, во втором она передается и снова задается для первого звена.
Изображение распознается и запоминается в своем предметном коде, а поэтому словесный отчет о нем может быть отложен до момента воспроизведения представлений.
Мотив – первая инстанция в порождении речи. Превращение мысли в слово осуществляется не вдруг, оно совершается во внутренней речи. Внутренняя речь – это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации. Внутренняя речь – это набор рем будущего высказывания. Здесь формируется смысл высказывания (по Л.С.Выготскому) Внутренней речи еще нет у ребенка-дошкольника. Она формируется к 10 г. Как понимают высказывание дошкольники? Как происходит процесс перевода с одного языка на другой? «Единицы мысли и единицы речи не совпадают»(Выготский Л.С.). Поэтому существуют два качественно отличных языка: язык мысли и язык словесный.
Эти противоречия удалось разрешить Н.И.Жинкину, предложившему гипотезу существования в сознании человека универсально – предметного кода (УПК). Базовым компонентом мышления является особый язык интеллекта (его-то и назвали УПК). Код имеет невербальную природу, и представляет систему знаков, имеющих характер чувственного отражения действительности в сознании. Это язык схем, образов, осязательных и обонятельных отпечатков реальности, кинетических импульсов и т.п.
УПК – язык, на котором происходит формирование замысла речи, первичная запись личностного смысла.
Динамику порождения высказываний во внутренней речи, по Жинкину, нужно представить в виде перекодировки содержания будущего речевого произведения с кода образов и схем на язык вербальный.
Таким образом, процесс порождения высказывания, начинающийся с формирования смысла в системе УПК, еще до начала собственно вербализации, переходит прежде всего в стадию будущего синтаксического целого, которому во внешней речи соответствует определенный тип предложения. Затем уже начинается заполнение синтаксической структуры конкретной лексикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные сказки, как средство развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Тезис...
Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...
Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста
....
Статья «К проблеме методического сопровождения воспитателя в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста».
Статья посвящена проблеме методического сопровождения воспитателя современного детского сада в организации работы по развитию монологической речи старших дошкольников. В статье раскрывается значимость...
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством фото-кейс и кейс-иллюстрация.
Работа по развитию монологической речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение). Используя фото-ке...
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомство со сказками.
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомство со сказками....
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личност...