Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми с ОВЗ.
консультация по логопедии
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Особенно это актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_logopeda_s_detmi_s_ovz.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми с ОВЗ.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Особенно это актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачами здоровьесберегающих технологий, являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
В основном на занятиях используют такие известные, традиционные методы и приемы как:
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика
• Психогимнастика, логоритмические упражнения
• Развитие мелкой и общей моторики
• Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике, учителя-логопеды активно стали использовать в практике нетрадиционные методы.
- Кинезитерапия – это эффективный метод воздействия на нарушение психомоторных, сенсорных функций посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
- Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т. д.)
Особенно гидрогимнастика полезна чрезмерно возбудимым детям. Вода оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка.
- Различные виды массажа:
Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Существуют следующие виды развивающего массажа: массаж и самомассаж лицевых мышц; языка и плечевого пояса, кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- Су-Джок-терапия,
Высокой эффективностью и безопасностью обладает Су-Джок терапия.
В переводе с корейского языка «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, – а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. На кистях располагаются система высокоактивных точек, соответствующих всем органам и участкам тела.
Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие и обладает рядом неоспоримых достоинств.
Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами, такими как «Чудо-валик», «Каштан» в комплекте с металлическими кольцами (их можно купить в аптеке).
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.
- Гимнастика Стрельниковой.
Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
- Литотерапия - это лечение с использованием натуральных природных камней.
В более широком представлении под литотерапией понимают любое использование природных минеральных веществ (камней, металлов, илов, глин, минеральных вод и т. д.) с целью их воздействия на организм или сознание человека.
- Песочная терапия.
Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук.
- Ароматерапия - это использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения. Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают людям бороться с плохим настроением, стрессами, кожными заболеваниями.
Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Поэтому, работая с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, у которых в первую очередь имеются нарушения со стороны центральной нервной системы, можно использовать в работе ароматерапию.
Применяя аромотерапию необходимо помнить о возможных аллергических реакциях ребенка.
- Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.
- Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях позволяет решать вопросы развития физиологической и психологической базы речи и проводить коррекцию речевых нарушений без ущерба здоровью детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...