Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Азбука этикета»
рабочая программа по коррекционной педагогике
Цель программы
Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; уважительного отношения к людям разных национальностей.
Задачи программы:
1. Знакомить детей с культурными особенностями разных стран и народов.
2. Развивать у младших школьников познавательный интерес, стремление узнать что-то новое.
3. Учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию.
4. Воспитывать в детях уважительное отношение к разным народам.
5. Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу.
6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувство прекрасного, творческие способности.
7. Формировать коммуникативную общекультурную компетенцию.
8. Развивать у учащихся навыки продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
9. Развитие навыков межличностного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Азбука этикета» | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №______ от «31» августа 2019 г. Директор Центра: ________________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Педагог-организатор _____________ Л.В. Рыбакова | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. | РАССМОТРЕНО: на МО классных руководителей Протокол № 1 от «31» августа 2019 г. руководитель МО: __________ Л.В. Рыбакова |
Рабочая программа внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Азбука этикета»
для обучающихся для 3А и 3Б классов
(II вариант)
на 2019 – 2020 учебный год
Программу составила: Алферова Людмила Владимировна учитель первой квалификационной категории |
Смоленск 2019
1. Пояснительная записка
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения внеурочной деятельности:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- АООП образования обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Цель программы
Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; уважительного отношения к людям разных национальностей.
Задачи программы:
1. Знакомить детей с культурными особенностями разных стран и народов.
2. Развивать у младших школьников познавательный интерес, стремление узнать что-то новое.
3. Учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию.
4. Воспитывать в детях уважительное отношение к разным народам.
5. Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу.
6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувство прекрасного, творческие способности.
7. Формировать коммуникативную общекультурную компетенцию.
8. Развивать у учащихся навыки продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
9. Развитие навыков межличностного общения.
Виды деятельности: игровая; познавательная; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов, фильмов; конкурсы; викторины, просмотр мультимедийной презентации.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Данная программа реализуется в 3А и 3Б» в объеме 32 часов с периодичностью 1 занятие в неделю.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению "Азбука этикета" ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Формы и методы:
Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок).
Практические (игровые практикумы).
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание себя как члена общества;
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- знание основ социально ценных личностных и нравственных качеств;
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- формирование потребности соблюдать нормы поведения в обществе.
Предметные результаты:
- знание культурных особенностей разных стран;
- знание народов России и мира;
- умение вступить в контакт со сверстниками и знакомыми взрослыми;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций;
- социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
- сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Азбука этикета»:
- Личностные БУД:
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- расширение круга общения;
- потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
- Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
- Познавательные БУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в центре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Содержание программы
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Содержание | БУД |
1 | Школьный этикет | 6 | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. | воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
2 | Правила общения | 10 | Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование «мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. |
3 | О трудолюбии | 6 | Понятие «учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие «трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. | Анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. |
4 | Культура внешнего вида | 6 | Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие «гигиена». Правила личной гигиены. | воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. |
5 | Внешкольный этикет | 5 | Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие «общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. | использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
Тематическое планирование «Азбука этикета»
№ | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | ||
Предметные | Личностные | ||||
Раздел "Школьный этикет" | |||||
1 | Мы пришли на урок. | Знать правила поведения на уроке. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на уроке. | |
2 | Зачем нужны перемены? | Знать правила поведения на перемене. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Закрепление правил поведения на переменах. Веселые инсценировки. | |
3 | Мы в школьной столовой. | Знать правила поведения в столовой, за столом. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая игра : "Мы в столовой". | |
4 | Дисциплина в школе и классе. | Знать правила поведения в школе, в классе. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Ролевая игра "Дима пришел в первый класс". | |
5 | В библиотеке: люби книгу. | Знать правила поведения в библиотеке. | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | Закрепление правил поведения в библиотеке. | |
6 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | Уметь содержать свой класс в чистоте. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Познавательная беседа. | |
Раздел "Правила общения" | |||||
7 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | Знать значения вежливых слов. Употреблять вежливые слова в речи. | Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. | Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая беседа «Вежливые слова». | |
8 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | Уметь дорожить дружбой. | Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила крепкой дружбы». | |
9 | Мой учитель. | Знать правила общения с учителем. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | |
10 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | Уметь выражать свое сочувствие. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | Познавательная беседа. | |
11 | Моя семья. | Знать членов своей семьи. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Составление рассказа по плану о семье. | |
12 | Сопереживание, помощь друзьям. | Уметь оказывать помощь друзьям. | Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Обыгрывание ситуаций. | |
13 | Дал слово - держи его. | Уметь отвечать за свои слова. | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Тест «О вежливом отношении к людям». | |
14 | Диалоги со сверстниками. | Уметь вести диалог со сверстниками. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» | |
15 | Слово лечит, слово ранит. | Уметь подбирать нужные слова, ориентируясь на ситуацию. | Познавательная беседа. | ||
16 | Я и мои друзья. | Знать правила общения с товарищами и друзьями. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. | Знакомство с понятиями "товарищ", "друг". Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. | |
Раздел "О трудолюбии" | |||||
17 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | Сопереживания к чувствам других людей. | Познавательная беседа. | ||
18 | Как мы трудимся: в школе и дома. | Быть трудолюбивыми. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Практическое занятие: «Наш общий дом». | |
19 | Учусь всё делать сам. | Уметь доводить начатое дело до конца. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца. | |
20 | Взаимопомощь дома и в школе. | Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Познавательная беседа. | |
21 | Беречь результаты труда. | Бережно относиться к результатам труда. | Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Беседа "Почему надо беречь труд?" | |
22 | Бережливость: каждой вещи своё место(береги свои школьные вещи) | Беречь свои школьные вещи. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Игра " Найди вещам свое место". | |
Раздел "Культура внешнего вида" | |||||
23 | Основные правила Мойдодыра. | Знать и соблюдать правила личной гигиены. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Практические задания «Правила опрятности и аккуратности». | |
24 | Каждой вещи своё место. | Уметь хранить вещи на их местах. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Практическое занятие. | |
25 | Правила личной гигиены. | Знать и соблюдать правила личной гигиены. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. | Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр". Закрепление правил соблюдения личной гигиены. | |
26 | Бережное отношение к своей одежде. | Уметь бережно относиться к одежде. | Развитие готовности к сотрудничеству. | ||
27 | Уход за своими вещами. | Уметь ухаживать за своими вещами. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Практикум по уходу за вещами, обувью. | |
28 | Одежда будничная и праздничная. | Различать одежду для будничных дней и праздничных. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Веселые инсценировки. | |
Раздел "Внешкольный этикет" | |||||
29 | Правила поведения на улице, в транспорте. | Знать правила поведения на улице, в транспорте. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Практикум по культуре поведения. Умение вести в различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета. | |
30 | Разговор по телефону. | Знать правила общения по телефону. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...." | |
31 | Поведение в гостях. "Спасибо" и "пожалуйста". | Употреблять в своей речи слова "спасибо" и "пожалуйста". Знать правила поведения в гостях. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. | Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура общения. | |
Итоговые занятия (1ч) | |||||
32 | Что мы узнали и чему научились |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности общекультурного направления
«Азбука этикета»
на 2019/2020 учебный год
3А, 3Б
Количество часов: 32 | на первое полугодие всего: 15 ч., в неделю 1 ч | на второе полугодие всего: 17 ч., в неделю 1 ч. |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки прохождения | |
по плану | по факту | |||
1 четверть | ||||
"Школьный этикет" (6 ч) | ||||
1 | Мы пришли на урок. | 1 | 07.09 | |
2 | Зачем нужны перемены? | 1 | 14.09 | |
3 | Мы в школьной столовой. | 1 | 21.09 | |
4 | Дисциплина в школе и классе. | 1 | 28.09 | |
5 | В библиотеке: люби книгу. | 1 | 05.10 | |
6 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 1 | 12.10 | |
"Правила общения" (10 ч) | ||||
7 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | 1 | 19.10 | |
8 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | 26.10 | |
2 четверть | ||||
9 | Мой учитель. | 1 | 09.11 | |
10 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 1 | 16.11 | |
11 | Моя семья. | 1 | 23.11 | |
12 | Сопереживание, помощь друзьям. | 1 | 30.11 | |
13 | Дал слово - держи его. | 1 | 07.12 | |
14 | Диалоги со сверстниками. | 1 | 14.12 | |
15 | Слово лечит, слово ранит. | 1 | 21.12 | |
3 четверть | ||||
16 | Я и мои друзья. | 1 | 11.01 | |
"О трудолюбии"(6 ч) | ||||
17 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | 1 | 18.01 | |
18 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | 25.01 | |
19 | Учусь всё делать сам. | 1 | 01.01 | |
20 | Взаимопомощь дома и в школе. | 1 | 08.02 | |
21 | Беречь результаты труда. | 1 | 15.02 | |
22 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) | 1 | 01.03 | |
"Культура внешнего вида" (6 ч) | ||||
23 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | 15.03 | |
24 | Каждой вещи своё место. | 1 | 22.03 | |
4 четверть | ||||
25 | Правила личной гигиены. | 1 | 05.04 | |
26 | Бережное отношение к своей одежде. | 1 | 12.04 | |
27 | Уход за своими вещами. | 1 | 19.04 | |
28 | Одежда будничная и праздничная. | 1 | 26.04 | |
"Внешкольный этикет" (3 ч) | ||||
29 | Правила поведения на улице, в транспорте. | 1 | 03.05. | |
30 | Разговор по телефону. | 1 | 10.05 | |
31 | Поведение в гостях. "Спасибо" и "пожалуйста". | 1 | 17.05 | |
Итоговые занятия (1 ч) | ||||
32 | Что мы узнали и чему научились | 1 | 24.05 | |
ИТОГО | 32 |
Используемая литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;
- Смолка К., «Правила хорошего тона»;
- Максимовский М., «Этикет делового человека»;
- Дорохов А. «О культуре поведения»;
- Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»
Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...
Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
В основу программы «Родник» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи программы:Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном»
Цель программы:- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»...
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Азбука футбола» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
1. Комплекс основных характеристик программы1.1 Пояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбукафутбола» (далее программа) имеет физкультурно-спор...