Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Азбука этикета»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Алферова Людмила Владимировна

Цель программы

 

Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; уважительного отношения к людям разных национальностей.

Задачи программы:

1. Знакомить детей с культурными особенностями разных стран и народов.

2. Развивать у младших школьников познавательный интерес, стремление узнать что-то новое.

3. Учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию.

4. Воспитывать в детях уважительное отношение к разным народам.

5. Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу.

6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувство прекрасного, творческие способности.

7. Формировать коммуникативную общекультурную компетенцию.

8. Развивать у учащихся навыки продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

9. Развитие навыков межличностного общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «31» августа 2019 г.

Директор Центра:

________________

С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

 Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «31» августа 2019 г.

руководитель МО:

__________  Л.В. Рыбакова

Рабочая программа внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Азбука этикета»

для обучающихся для 3А и 3Б классов

(II вариант)

 

на 2019 – 2020 учебный год

Программу составила:

Алферова Людмила Владимировна 

учитель

первой квалификационной категории

Смоленск 2019

1. Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения внеурочной деятельности:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Цель программы

Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях; уважительного отношения к людям разных национальностей.

Задачи программы:

1. Знакомить детей с культурными особенностями разных стран и народов.

2. Развивать у младших школьников познавательный интерес, стремление узнать что-то новое.

3. Учить детей самостоятельно добывать необходимую информацию.

4. Воспитывать в детях уважительное отношение к разным народам.

5. Развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу.

6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувство прекрасного, творческие способности.

7. Формировать коммуникативную общекультурную компетенцию.

8. Развивать у учащихся навыки продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

9. Развитие навыков межличностного общения.

Виды деятельности: игровая; познавательная; сюжетно - ролевые игры; просмотр мультфильмов, фильмов; конкурсы; викторины, просмотр мультимедийной презентации.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Данная программа реализуется в 3А и 3Б» в объеме 32 часов с периодичностью 1 занятие в неделю.

Внеурочная деятельность по общекультурному  направлению "Азбука этикета" ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Формы и методы:

Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).

Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок).

Практические (игровые практикумы).

2. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена общества;
  • способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
  • способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • знание основ социально ценных личностных и нравственных качеств;
  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • формирование потребности соблюдать нормы поведения в обществе.

Предметные результаты:

  • знание культурных особенностей разных стран;
  • знание народов России и мира;
  • умение вступить в контакт со сверстниками и знакомыми взрослыми;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций;
  • социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
  • сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Азбука этикета»:

  1. Личностные БУД:
  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • расширение круга общения;
  • потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
  1. Регулятивные БУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
  1. Познавательные БУД:
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  1. Коммуникативные БУД:
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в центре и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе.

Содержание программы

№ п/п

Раздел программы

Всего часов

Содержание

БУД

1

Школьный этикет

6

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

2

Правила общения

10

Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование «мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

3

О трудолюбии

6

Понятие «учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.

Понятие «трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.

Анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

4

Культура внешнего вида

6

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие «гигиена». Правила личной гигиены.

воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

5

Внешкольный этикет

5

Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие «общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.

использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематическое планирование «Азбука этикета»

Тема

Планируемые  результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Личностные

Раздел "Школьный этикет"

1

Мы пришли на урок.

Знать правила поведения на уроке.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на уроке.

2

Зачем нужны перемены?

Знать правила поведения на перемене.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Закрепление правил поведения на переменах. Веселые инсценировки.

3

Мы в школьной столовой.

Знать правила поведения в столовой, за столом.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая игра : "Мы в столовой".

4

Дисциплина в школе и классе.

Знать правила поведения в школе, в классе.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Ролевая игра "Дима пришел в первый класс".

5

В библиотеке: люби книгу.

Знать правила поведения в библиотеке.

Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

Закрепление правил поведения в библиотеке.

6

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Уметь содержать свой класс в чистоте.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Познавательная беседа.

Раздел "Правила общения"

7

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

Знать значения вежливых слов. Употреблять вежливые слова в речи.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Игра «Вежливо - невежливо». Познавательно - этическая беседа «Вежливые слова».

8

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Уметь дорожить дружбой.

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила крепкой дружбы».

9

Мой учитель.

Знать правила общения с учителем.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

10

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

Уметь выражать свое сочувствие.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

Познавательная беседа.

11

Моя семья.

Знать членов своей семьи.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Составление рассказа по плану о семье.

12

Сопереживание, помощь друзьям.

Уметь оказывать помощь друзьям.

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Обыгрывание ситуаций.

13

Дал слово - держи его.

Уметь отвечать за свои слова.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Тест «О вежливом отношении к людям».

14

Диалоги со сверстниками.

Уметь вести диалог со сверстниками.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

Ролевые игры. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

15

Слово лечит, слово ранит.

Уметь подбирать нужные слова, ориентируясь на ситуацию.

Познавательная беседа.

16

Я и мои друзья.

Знать правила общения с товарищами и друзьями.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Знакомство с понятиями "товарищ", "друг". Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями.

Раздел  "О трудолюбии"

17

Что помогает учиться лучше (старательность)?

Сопереживания к чувствам других людей.

Познавательная беседа.

18

Как мы трудимся: в школе и дома.

Быть трудолюбивыми.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Практическое занятие: «Наш общий дом».

19

Учусь всё делать сам.

Уметь доводить начатое дело до конца.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца.

20

Взаимопомощь дома и в школе.

Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Познавательная беседа.

21

Беречь результаты труда.

Бережно относиться к результатам труда.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Беседа "Почему надо беречь труд?"

22

Бережливость: каждой вещи своё место(береги свои школьные вещи)

Беречь свои школьные вещи.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Игра " Найди вещам свое место".

Раздел "Культура внешнего вида"

23

Основные правила Мойдодыра.

Знать и соблюдать правила личной гигиены.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Практические задания «Правила опрятности и аккуратности».

24

Каждой вещи своё место.

Уметь хранить вещи на их местах.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Практическое занятие.

25

Правила личной гигиены.

Знать и соблюдать правила личной гигиены.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Чтение сказки К.И.Чуковского "Мойдодыр".

Закрепление правил соблюдения личной гигиены.

26

Бережное отношение к своей одежде.

Уметь бережно относиться к одежде.

Развитие готовности к сотрудничеству.

27

Уход за своими вещами.

Уметь ухаживать за своими вещами.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практикум по уходу за вещами, обувью.

28

Одежда будничная и праздничная.

Различать одежду для будничных дней и праздничных.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Веселые инсценировки.

Раздел "Внешкольный этикет"

29

Правила поведения на улице, в транспорте.

Знать правила поведения на улице, в транспорте.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практикум по культуре поведения. Умение вести в различных ситуациях в соответствии с нормами, правилами поведения, правилами этикета.

30

Разговор по телефону.

Знать правила общения по телефону.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Знакомство с правилами общения по телефону.

Ролевая игра "У меня зазвонил телефон...."

31

Поведение в гостях. "Спасибо" и "пожалуйста".

Употреблять в своей речи слова "спасибо" и "пожалуйста". Знать правила поведения в гостях.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. Беседа о нормах и правилах поведения в гостях. Культура общения.

Итоговые занятия (1ч)

32

Что мы узнали и чему научились

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности общекультурного направления

«Азбука этикета»

на 2019/2020 учебный год  

3А, 3Б

Количество часов:

32  

на первое полугодие всего:                          15 ч., в неделю 1 ч

на второе полугодие всего:

17 ч., в неделю 1 ч.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки прохождения

по плану

по факту

1 четверть

"Школьный этикет" (6 ч)

1

Мы пришли на урок.

1

07.09

2

Зачем нужны перемены?

1

14.09

3

Мы в школьной столовой.

1

21.09

4

Дисциплина в школе и классе.

1

28.09

5

В библиотеке: люби книгу.

1

05.10

6

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

1

12.10

"Правила общения" (10 ч)

7

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

1

19.10

8

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

26.10

2 четверть

9

Мой учитель.

1

09.11

10

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

16.11

11

Моя семья.

1

23.11

12

Сопереживание, помощь друзьям.

1

30.11

13

Дал  слово - держи его.

1

07.12

14

Диалоги со сверстниками.

1

14.12

15

Слово лечит, слово ранит.

1

21.12

3 четверть

16

Я и мои друзья.

1

11.01

"О трудолюбии"(6 ч)

17

Что помогает учиться лучше (старательность)?

1

18.01

18

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

25.01

19

Учусь всё делать сам.

1

01.01

20

Взаимопомощь дома и в школе.

1

08.02

21

Беречь результаты труда.

1

15.02

22

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи)

1

01.03

"Культура внешнего вида" (6 ч)

23

Основные правила Мойдодыра.

1

15.03

24

Каждой вещи своё место.

1

22.03

4 четверть

25

Правила личной гигиены.

1

05.04

26

Бережное отношение к своей одежде.

1

12.04

27

Уход за своими вещами.

1

19.04

28

Одежда будничная и праздничная.

1

26.04

"Внешкольный этикет" (3 ч)

29

Правила поведения на улице, в транспорте.

1

03.05.

30

Разговор по телефону.

1

10.05

31

Поведение в гостях. "Спасибо" и "пожалуйста".

1

17.05

Итоговые занятия (1 ч)

32

Что мы узнали и чему научились

1

24.05

ИТОГО

32

Используемая литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;
  4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;
  5. Смолка К., «Правила хорошего тона»;
  6. Максимовский М., «Этикет делового человека»;
  7. Дорохов А. «О культуре поведения»;
  8. Виноградова Н.Ф.  Сборник программ внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»

Цели и задачи программы:Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном»

Цель программы:- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»

Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению: изобразительное искусство «Нетрадиционные техники рисования»...

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Азбука футбола» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

1. Комплекс основных характеристик программы1.1 Пояснительная записка.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбукафутбола» (далее программа) имеет физкультурно-спор...