Организация логопедической работы в условиях массового дошкольного учреждения»
методическая разработка по логопедии

Бычковская Марина Николаевна

Основными задачами логопедического пункта МДОУ являются:

·         своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

·         определение их уровня и характера;

·         устранение несложных нарушений речи;

·         направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ТПМПК;

·         профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников;

·         консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников МДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация логопедической работы в условиях массового дошкольного учреждения» 

14 января 2021

Основными задачами логопедического пункта МДОУ являются:

         своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

         определение их уровня и характера;

         устранение несложных нарушений речи;

         направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ПМПК;

         профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников;

         консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников МДОУ.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:

         организационная;

         диагностическая;

         коррекционная;

         профилактическая;

         научно-методическая;

         взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября): систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков).

Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года).

В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (в течение года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт.

На логопедический пункт зачисляются дети 5-6 лет имеющие нарушения устной речи.

На каждого зачисленного ребёнка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:

         речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, где подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения;

         речевая карта для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, где более полно раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.

Использование таких речевых карт позволяет проследить речевое развитие ребёнка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения.

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.

На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие:

         фонетическое недоразвитие;

         фонетико-фонематическое недоразвитие;

Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д) направляются на ТПМПК.

Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 25 детей.

 

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речии нерезко выраженном общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку чётких координированных движений органов артикуляционногоаппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и нерезко выраженном общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

Коррекционная работа включает следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания;

II. Развитие фонематического слуха;

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух.

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

При нерезко выраженном общем недоразвитии речи по мимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

1.     Пополнение словаря:

2.     Совершенствование грамматического строя:

1.     словоизменение;

2.     согласование.

Совершенствование связной речи:

1.     пересказ;

2.     рассказ по серии сюжетных картин;

3.     рассказ по сюжетной картине.

Для работы логопедического пункта в ДОУ выделено специальное помещение,

которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособлено для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей.

Всё пространство разделено на четыре зоны:

1.Пространственно-организующим элементом первой служит – настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации, правильно определена высота над полом, продумано освещение для дневных и вечерних занятий, подобраны соответствующие стол и стулья. В необходимом количестве имеются индивидуальные ватные палочки, одноразовые носовые платочки, картинки-символы для выполнения артикуляционных упражнений и диагностического обследования.

2.Вторая зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми и её элементами являются соответствующие росту детей столы и стулья, настенная доска. В необходимом количестве имеются книжки-раскраски, цветные карандаши, а также наглядные пособия и игры, которые используются по мере необходимости во время занятий (в зависимости от поставленной цели). Весь материал систематизирован, сгруппирован по темам, направлениям работы.

3.В оборудовании третьей зоны – рабочего места логопеда – входит письменный стол, стулья для взрослых, шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования, песочные часы, секундомер. Наглядно-дидактические пособия красочно оформлены.

Следует отметить, что для эффективной работы с родителями широко использует вспомогательные наглядные средства: оборудованы специальные “ уголки -развитие речи”, в раздевалках каждой возрастной группы имеются информационные папки для родителей.

Использование наглядных средств и ТСО помогают учителю-логопеду решать самые разнообразные задачи:

-сообщение новых знаний и закрепление уже имеющихся,

- активизация словаря детей,

-развитие воображения,

- формирование познавательных процессов,

-умение творчески перерабатывать информацию.

Занятия с применением ТСО планируются таким образом, что применение

технических средств обучения не нарушает общую длительность занятия и не приводит к переутомлению детей.

При построении занятий педагог учитывает психофизические и индивидуальные

особенности детей.

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация

о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком.

Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопункт, предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются соответствующие рекомендации.

В течение года проводится научно-методическая работа: посещение семинаров и методических объединений.

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны.

Учитель-логопед на занятиях уделяет особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.

Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована: учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.

Учитель – логопед также рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.

Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.

Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Необходимо отметить, что учитель – логопед участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.

Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт.

Учитель – логопед при составлении индивидуальных перспективных планов учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления). При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.

Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.

                                              ЛОГОПУНКТC:\Users\User\Pictures\Т.И\из.от Т,И,\logoped.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Организация игровой деятельности в условиях современного дошкольного учреждения"

Материалы для проведения педсовета.Форма проведения - деловая игра. Прилагаются доклады, вопросы длля мозгового штурма, работы в группах. Анкеты для воспитателей и родителей....

Организация логопедической работы в условиях комбинированного детского сада

Осуществление коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях комбинированных групп...

Консультация для воспитателей «Организация мини-музея в условиях детского дошкольного учреждения»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию кружковой работы в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Обобщение опыта работы по организации кружковой работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников....

Консультация для педагогов «Организация мини-музея в условиях детского дошкольного учреждения»

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально.  многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходи...

Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...

Особенности организации логопедической работы в условиях дистанционного обучения.

Особенности организации логопедической работы в условиях дистанционного обучения....